Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
<_> - |
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
<_> - |
начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков; |
|
<_> - |
специалиста-эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков; |
рассмотрев дело N 042/05/18-1847/2019, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Хоум Кредит энд Финанс Банк" (далее - ООО "ХКФ Банк", ИНН 7735057951, КПП 771401001, ОГРН 1027700280937, юридический адрес: 125124, г.Москва, ул.Правды, дом 8, корпус 1, создание юридического лица 25.03.1992) по признакам нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе") в присутствии заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Управления Роскомнадзора по Кемеровской области (вх. от 04.09.2019 N 54001) о рассмотрении заявления <_> о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы посредством смс - сообщений без согласия заявителя на абонентский номер <...>.
Заявитель указывает, что ранее он являлся клиентом ООО "ХКФ Банк" и давал согласие на получение рекламы при заключении кредитного договора. Договорные отношения с Обществом закончились, но реклама продолжала поступать на его мобильный телефон. В связи с частым поступлением от данной организации смс-сообщений рекламного характера на его мобильный телефон, он письменно обратился в ООО "ХКФ Банк" с требованием прекратить любую рекламно-информационную рассылку в его адрес. Данное требование было зарегистрировано ООО "ХКФ Банк" 22.08.2019.
На указанное требование заявителю от ООО "ХКФ Банк" поступил ответ (исх. 12-4-2-15/41521 от 26.08.2019) в котором указывается о том, что информационная рассылка заявителю направляться не будет.
Однако после получения ответа от ООО "ХКФ Банк" на мобильный телефон заявителя продолжили поступать смс-сообщения рекламного характера следующего содержания:
- "Олег, оформите кредит от 7,9% в год, пока ставка снижена. Сумма до 400 000 р. Подробнее hcrd.ru/sale 88007007655 ООО "ХКФ Банк"", сообщение поступило 27.08.2019 в 16:23;
- "Ставка от 7,9% на кредит до 301 000р. hcrd.ru/sale ООО "ХКФ Банк"", сообщение поступило 17.09.2019 в 17:23.
Из ответа Публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" (далее - ПАО "ВымпелКом") следует, что отправителем смс - сообщений является ООО "ХКФ Банк", на основании заключенного между ПАО "ВымпелКом" и ООО "ХКФ Банк" договором об оказании услуг связи "Билайн" N <_> от 01.12.2014, а также дополнительного соглашения N 1 от 19.12.2014 к договору, согласно которым ПАО "ВымпелКом" как оператор связи оказывает ООО "ХКФ Банк" как абоненту услуги доступа к программно-аппаратному комплексу оператора для формирования и рассылки коротких текстовых сообщений определенному кругу лиц партнерами абонента и/или абонентом. Согласно пункту 4.2 соглашения, абонент осуществляет рассылку коротких текстовых сообщений не телефонные номера только тех пользователей, которые предоставили абоненту и/или партнерам абонента свое согласие на получение рекламных, информационных и иных материалов путем рассылки коротких текстовых сообщений. Таким образом, распространителем рекламы посредством рассылки коротких текстовых сообщений является ООО "ХКФ Банк", а смс-центр ПАО "ВымпелКом" является в данных отношениях лишь техническим средством, с использованием которого абонент осуществил рассылку.
25.10.2019 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело N 042/05/18-1847/2019 в отношении ООО "ХКФ Банк" и назначено к рассмотрению на 09.12.2019 в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО "ХКФ Банк" заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП "Почта России: отслеживание почтовых отправлений" о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).
02.12.2019 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения заявителя (исх. от 01.12.2019 б/н), из которых следует, что заявитель не является клиентом банка ХоумКредит в течение года. 22.08.2019 филиалом банка было зарегистрировано требование заявителя об удалении из базы данных персональные данные заявителя в электронном и бумажном виде. Вместе с тем, заявителю продолжали поступать смс - сообщений 27.08.2019, 17.09.2019. В октябре 2019 заявителем были закрыты/аннулированы все вклады, счета и карты. Вместе с тем, заявителем установлено, что по состоянию на 14.10.2019 ООО "ХКФ Банк" продолжает обслуживать счет заявителя N <_>, что предполагает обработку персональных данных.
Также заявитель указывает на то, что смс - сообщение от 17.09.2019 было направлено на его второй абонентский номер.
05.12.2019 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя по доверенности ООО "ХКФ Банк" (исх. от 04.12.2019 N 2-7/2057), из которых следует, что абонентский номер, на который поступают смс - сообщений от банка предоставлен в качестве контактного номера клиентом банка с 2011 г. Между Банком и Клиентом были заключены договоры N <_> от 27.12.2011, N <_> от 04.07.2015, N <_> от 17.08.2018. На дату предоставления информации указанные договоры, а также счета закрыты.
Однако ООО "ХКФ Банк" продолжает обслуживать счет Клиента N <_>.
Согласно разделу "О персональных данных" договора о ведении банковского счета N <_> от 04.07.2015 Клиент дает Банку право обрабатывать персональные данные, которые указаны в анкете, сообщены устно, получены от партнеров Банка и собраны в сети Интернет. Свои персональные данные Клиент разрешает Банку получать и обрабатывать любыми допускаемыми законом способами, поручать это другим организациям - партнерам Банка, в том числе операторам связи. Настоящее согласие дано для целей заключения и исполнения договора, предложения мне продуктов (услуг) Банка и его партнеров. Согласие действует бессрочно и может быть отозвано мной письменным заявлением. В этом случае Банк вправе продолжить обработку персональных данных только по основаниям, указанным в ФЗ "О персональных данных".
Позднее в общие условия обслуживания клиентов, являющимися общедоступными и общеприменимыми для всех клиентов, вносились изменения, предусматривающие прием обращений в любой форме, в том числе устно и по телефону. Соответственно, фактически, согласие на получение информации посредством смс - сообщений можно отозвать/отменить в любое время по телефонному звонку в банк.
Смс - сообщение "Ставка от 7,9% на кредит до 301 000р. hcrd.ru/sale на абонентский номер <_> ООО "ХКФ Банк" не направлялось. В информационных системах Банка обнаружены смс - сообщения, направленные на абонентский номер заявителя 19.09.2019, 20.09.2019 иного содержания.
22.08.2019 через операционный офис N 42/03 Банка поступило обращение Сливного О.В., в котором он отзывал свое согласие на получение сообщений информационного характера. Данное обращение зарегистрировано в системе Отклик, рассмотрено и 26.08.2019 клиенту поступило событие R1 (отказ от информационной рассылки). При этом клиенту действительно было направлено вышеуказанное смс - сообщение 27.08.2019. Данное обстоятельство вызвано тем, что списки клиентов, которым направляются персонифицированные предложения, составляются заранее и погружаются в базы, а направляются через день-два.
Таким образом, ООО "ХКФ Банк" до направления смс - сообщения с предложением продуктов и услуг банка располагал согласием абонента на получение таких смс - сообщений на телефонный номер <_>.
09.12.2019 состоялось рассмотрение дела N 042/-05/18-1847/2019 в присутствии заявителя, который поддержал доводы, представленные в заявлении и письменных пояснениях и пояснил, что закрыл все счета и вклады в ООО "ХКФ Банк" в июне - июле 2019.
Также заявитель пояснил, что смс - сообщение от 17.09.2019 поступило на его второй абонентский номер <_>, также на данный номер поступило смс - сообщение 28.11.2019 следующего содержания
28.11.2019 в 16 часов 27 минут: "Aleksey, kredit so stavkoy ot 7,9% godovyh, do 220 000 rub. Stavka aktualna tolko do 31.12 hcrd.ru/sale 88007007655 HCF Bank" от абонента HomeCredit (представлены скриншоты смс - сообщений, а также детализация услуг за 17.09.2019, 28.11.2019).
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
В соответствии с абзацем 5 пункта 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, абзацем 5 пункта 3.48 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, Комиссия Кемеровского УФАС России,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Рассмотрение дела N 042/05/18-1847/2019 отложить.
2. Назначить дело N 042/05/18-1847/2019 к рассмотрению на 14 января 2020 года на 11 часов 00 минут по адресу: 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5, каб. 309. Регистрация участников дела состоится в 10 часов 50 минут в каб. 316.
3. Заявителю необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 13 января 2020 года подтверждение о закрытии всех счетов ООО "ХКФ Банк" (в том числе счета <_>) с указанием даты закрытия счетов.
4. ООО "ХКФ Банк" необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 13 января 2020 года копии следующих документов (заверенных надлежащим образом):
-письменного согласия абонента (<_>) на получение рекламы посредством смс - сообщений следующего содержания:
- 17.09.2019 а 17 часов 23 минуты "Ставка от 7,9% на кредит до 301 000р. hcrd.ru/sale ООО "ХКФ Банк"" от абонента HomeCredit;
- 28.11.2019 в 16 часов 27 минут: "Aleksey, kredit so stavkoy ot 7,9% godovyh, do 220 000 rub. Stavka aktualna tolko do 31.12 hcrd.ru/sale 88007007655 HCF Bank" от абонента HomeCredit.
Дополнительно ООО "ХКФ Банк" необходимо представить письменное пояснение по поводу распространения вышеуказанной рекламы без согласия абонента (<_>).
В случае отсутствия какой-либо информации из запрашиваемого перечня или невозможности ее предоставления необходимо указать причины отсутствия данной информации.
Явка представителя ООО "ХКФ Банк" с доверенностью, оформленной надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
При себе иметь данное определение (копию определения).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 9 декабря 2019 г. N 042/05/18-1847/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.12.2019