Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
при участии представителей: ООО "Охранное агентство "Аякс" - <...> (по доверенности), МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N14" - <...> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Охранное агентство "Аякс" (ИНН: 5904199124) (вх. N 018270) (далее - заявитель) на действия МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N14" (ИНН: 5908019580) (далее - организатор торгов, заказчик) при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 14" г. Перми, расположенном по адресам: г. Пермь, ул. Маршала Рыбалко, 101 "Б", г. Пермь, ул. Ямпольская, 16, г. Пермь, ул. Александра Невского,25, г. Пермь, ул. Закамская,24а (извещение N 31908480884, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка).
УСТАНОВИЛА:
21.11.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой сводятся
-- к наличию в конкурсной документации критериев, нарушающих часть 1 статьи 3 Закона о закупках;
- к неясности типа контрактов, способных подтвердить опыт оказания аналогичных услуг.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, указывает на отсутствие каких-либо нарушений Закона о закупках и Положения о закупках при проведении рассматриваемого конкурса, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемого конкурса, Заказчик руководствовался Положением о закупке МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N14" (далее - Положение) и Документацией о закупке на оказание охранных услуг в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 14" г. Перми, расположенном по адресам: г. Пермь, ул. Маршала Рыбалко, 101 "Б" , г. Пермь, ул. Ямпольская, 16, г. Пермь, ул. Александра Невского,25, г. Пермь, ул. Закамская,24а (далее - Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 05.11.2019 г., дата начала подачи заявок - 05.11.2019 г., дата окончания подачи заявок - 21.11.2019 г., дата подведения итогов закупки - 21.11.2019 г.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В части довода о наличии в конкурсной документации критериев нарушающих часть 1 статьи 3 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Так в пункте 12 раздела IV Требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в конкурсе указано следующее:
"Опыт оказания услуги и деловая репутация за период с 01.01.2017 г. участника закупки оценивается на основании информации содержащейся в единой информационной системе в реестре контрактов и/ или реестре договоров заключенных государственными (муниципальными) заказчиками по аналогичным предмету закупки предметам. Контракты (договоры) предоставляются в виде реестра приведенного в Приложении N 4 "Заявка". Контракты (договоры) предоставленные в виде электронных документов любого формата (сканированные копии подписанных договоров, графические изображения, документы в формате Word с приложением протоколов электронной закупки) принимаются только при условии наличия информации о них в реестре контрактов / реестре договоров. В таком реестре (информации о контракте) должна содержаться информация, подтверждающая добросовестное исполнение такого контракта (договора) без неустоек (штрафов, пени), исполнение должно быть завершено в срок указанный в единой информационной системе, к расчёту также принимаются договоры, действующие на период проведения закупки, также внесенные в реестр контрактов (договоров) - дата исполнения таких договоров определяется по дате указанной в единой информационной системе, как период действия, так и срок исполнения. Дата заключения договоров должна быть не ранее 01.01.2017 года. Цена предоставляемых контрактов (договоров) должна быть не менее 30% начальной максимальной цены закупки. При предоставлении более 50% реестровых записей не соответствующих вышеуказанным требования, к оценке и сопоставлению не будет принята ни одна реестровая запись. Баллы начисляются из расчета 1 реестровая запись/договор(контракта) (содержащая информацию об исполнении без штрафных санкций или действующая на момент опубликования извещения) - 1 балл.
При наличии решений судов, вступивших в законную силу о привлечении Участника закупки к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по контрактам/договорам за запрашиваемый период, количество баллов, начисленное по настоящему критерию становится равным нулю.
Наличие сотрудников оценивается на основании следующих документов:
1.1.1 Копии удостоверений, личных карточек, медицинских книжек, а также трудовых книжек не менее чем на:
5 охранников не ниже 4 категории, стаж работы которых составляет не менее 6 месяцев;
2 охранников 6 категории, стаж работы которых составляет не менее 6 месяцев;
1.1.2 копия договора страхования сотрудников на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг (согласно абз. 2 ст. 19 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации").
1.1.3 - копия штатного расписания с указанием должностей сотрудников;
1.1.4 - копия диплома о высшем образовании руководителя участника закупки;
1.1.5 - копии удостоверений частного охранника руководителя охранного предприятия;
- копия свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации руководителей охранных организаций.
При наличии решений судов по данным "Картотека дел Арбитражного суда", вступивших в законную силу о привлечении Участника закупки к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП за выставление на охраняемых объектах лиц, не обладающих статусом "частного охранника" за 2017-2019 гг, количество баллов, начисленное по настоящему критерию становится равным нулю".
В жалобе Заявитель указал на то, что наличие опыта исполнения аналогичных контрактов, а также квалифицированных трудовых ресурсов не должно ограничиваться фактом привлечения участника закупки к гражданско-правовой или административной ответственности безотносительно к документу, подтверждающему опыт и квалификацию.
При рассмотрении жалобы организатор торгов пояснил, что данные критерии относятся лишь к документам представленным в составе заявке. Данные пояснения никак не отражены в Документации.
По мнению Комиссии Пермского УФАС, Заказчиком выдвигаются некорректные требования к контрактам/договорам за запрашиваемый период, поскольку из текста Документации, в актуальной версии на момент проведения конкурса, неясно относится ли данные требования к контрактам/договорам приложенные в составе заявки или же ко всем контрактам/договорам за запрашиваемый период, имеющиеся в наличии у участника.
Данный факт может повлечь за собой субъективную и дискриминационную оценку заявок участников.
Таким образом, наличие критерия в Документации о наличии опыта и деловой репутации в актуальной редакции нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствии дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
Касаемо довода о неясности типа контрактов, способных подтвердить опыт оказания аналогичных услуг, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
В пункте 12 раздела IV Требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в конкурсе указано, что опыт оказания услуги и деловая репутация за период с 01.01.2017 г. участника закупки оценивается на основании информации содержащейся в единой информационной системе в реестре контрактов и/ или реестре договоров заключенных государственными (муниципальными) заказчиками по аналогичным предмету закупки предметам.
В жалобе Заявитель ссылается на то, что он не может определить какие контракты являются аналогичными предмету закупки, поскольку понятие аналогичности не отражено в Документации.
Исходя из извещения предметом закупки является оказание охранных услуг в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении. Таким образом, контрактом аналогичными предмету закупки будет является договор с предметом - оказание охранных услуг в общеобразовательном учреждении.
Комиссия Пермского УФАС России не обнаружила в данном критерии неоднозначность толкования понятия аналогичности. В связи с этим, довод в данной части следует признать необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Охранное агентство "Аякс" (ИНН: 5904199124) (вх. N 018270) на действия МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N14" (ИНН: 5908019580) при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 14" г. Перми, расположенном по адресам: г. Пермь, ул. Маршала Рыбалко, 101 "Б", г. Пермь, ул. Ямпольская, 16, г. Пермь, ул. Александра Невского,25, г. Пермь, ул. Закамская,24а (извещение N 31908480884, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
Установить в действиях МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N14" факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.
Зам. Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 декабря 2019 г. N 059/07/3-1208/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.12.2019