Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобы АО "ОКБ "Аэрокосмические системы" на действия АО "Гражданские самолеты Сухого" при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на: выполнение ОКР по теме: "Разработка, изготовление, испытания и поставка прототипов кислородной системы экипажа" для самолетов семейства "Sukhoi Superjet NEW"; разработку, изготовление, испытания и поставку прототипов системы водоснабжения и удаления отходов для самолетов семейства "Sukhoi Superjet NEW"; разработку, изготовление, испытания и поставку прототипов кислородной пассажирской системы для самолетов Sukhoi Superjet NEW; разработку, изготовление, испытания и поставку прототипов кислородной системы пассажирской для самолетов Sukhoi Superjet NEW (реестровые N N 31908450748, 31908451088, 31908450492) (далее - Закупки),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках, ЕПОЗ РТ).
Согласно жалобам Заявителя Заказчиком проведены Закупки в нарушение действующего законодательства Российской Федерации.
Комиссией установлено, что Заказчиком выбран неконкурентный способ закупки - закупка у единственного поставщика по основанию пп. 6.6.2(9) Положения о закупках, а именно:
заключается договор в целях исполнения обязательств по заключенному заказчиком договору с третьим лицом при выполнении следующего условия - применение конкурентных способов закупки (разделы 12-15 Положения о закупках) неприемлемо ввиду отсутствия времени на их проведение и заключение договора по итогам их проведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение п. 2.2 Положения о закупках: необоснованно выбран неконкурентный способ закупки - закупка у единственного поставщика, при этом из буквального толкования пп. 6.6.2(9) Положения о закупках следует, что закупка у единственного поставщика возможна только при наличии всей совокупности условий, указанных в данном подпункте.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, пояснив следующее.
Закупка осуществлялась в рамках исполнения обязательств заказчика перед третьим лицом - Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в рамках государственного контракта N 19411.1710290019.18.001 от 26.06.2019.
Государственный контракт предусматривает разработку, испытание и производство систем самолёта SSJ-NEW. В соответствии с требованиями ЕПОЗ РТ, для осуществления закупки у соисполнителя необходима разработка технического задания на соответствующую систему.
Согласно требованиям пункта 21.5.А федеральных авиационных правил АП-21 Авиационные правила. Часть 21. Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей (приняты на 34-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства) независимая инспекция в организациях разработчика осуществляет контроль за соответствием объекта, предъявляемого на сертификационные испытания, конструкторской документации, приемку готовой продукции и выдачу первичных сертификатов летной годности или других эквивалентных им документов, что означает, в частности, необходимость согласования с независимой инспекцией технического задания на систему.
Временным положением о взаимодействии федерального агентства воздушного транспорта и военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (независимых инспекций) на предприятиях и в организациях промышленности Российской Федерации при сертификации авиационной техники гражданского назначения, ее разработке и производствеи согласование его с независимой инспекцией, функции независимой инспекции в части делегированы военным представительствам Министерства обороны Российской Федерации.
Технические задания на системы направлены в адрес военных представительств 23.07.2019 (письмо N 051/12224 от 23.07.2019).
Устранение замечаний военного представительства потребовало значительных трудозатрат и доработок и лишь к 11 сентября 2019 года заявка была принята в работу военным представительством.
Фактическое согласование технических заданий осуществлено 15 октября 2019 года (техническое задание).
Кроме того, согласно временному положению, услуги независимой инспекции оказываются на возмездной основе, дополнительное соглашение о выполнении работ независимой инспекцией было подписано Министерством обороны Российской Федерации 14.10.2019.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, отчётные сроки по государственному контракту N 19411.1710290019.18.001 от 26 июня 2019 г. - 22 ноября 2019 года (эскизный проект, с учётом положений раздела IV и п. 6.2.28. государственного контракта), а также сроки на проведение конкурса в электронной форме, необходимость привлечения специализированной организации, у заказчика возникло объективное отсутствие времени на проведение закупки конкурентным способом.
Учитывая изложенные обстоятельства, заказчик ограничил договор этапом эскизного проектирования и осуществил закупку путём закупки у единственного поставщика в полном соответствии с ЕПОЗ РТ с организацией, предоставившей коммерческое предложение и имеющей опыт успешной разработки компонентов кислородных систем.
Иное решение заказчика, по мнению его представителя, привело бы к срыву исполнения государственного контракта.
Вместе с тем данную позицию Заказчика Комиссия оценивает критически, исходя из следующего.
Так, для выполнения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ согласно таблице 3 методики оценки заявок на участие (приложение N 6 к ЕПОЗ РТ) предусмотрен способ закупки - конкурс или запрос предложений.
При этом запрос предложений применяется в случае, если НМЦ не превышает 15 млн.рублей, за исключением случаев, прямо предусмотренных ЕПОЗ РТ.
Срок подачи заявок на участие в конкурсе составляет 15 календарных дней.
Срок подачи заявок на участие в запросе предложений составляет 7 рабочих дней.
В процедуре с реестровым N 31908450748 НМЦ составляет 6 000 000 рублей, в процедуре с реестровым N 31908451088 НМЦ составляет 76 000 000 рублей, в процедуре с реестровым N 31908450492 НМЦ составляет 1 500 000 рублей.
Заказчиком опубликованы извещения о проведении Закупок 28.10.2019.
Из пункта 8 извещений о проведении Закупок следует, что срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг - ноябрь 2019 года.
Комиссия установила, что, исходя из требований ЕПОЗ РТ, у Заказчика отсутствовали основания для проведения процедуры с реестровым N 31908451088 в форме запроса предложений, поскольку НМЦ такой процедуры превышает 15 000 000 рублей. При этом проведение данной процедуры в форме конкурса привело бы к срыву исполнения государственного контракта, учитывая отведенные сроки для проведения конкурса.
Вместе с тем процедуры с реестровыми NN 31908450748, 31908450492 с НМЦ 6 000 000 и 1 500 000 рублей соответственно подлежали проведению в форме запроса предложений.
Как указано ранее, технические задания на системы направлены в адрес военных представительств 23.07.2019.
Замечания военного представительства были устранены Заказчиком и 11.09.2018 заявка принята в работу военным представительством.
Фактическое согласование технических заданий осуществлено 15.10.2019.
Отчетный срок по государственному контракту от 26.06.2019 N 19411.1710290019.18.001 - 22.11.2019.
Беря во внимание примерные сроки для проведения процедур в форме запроса предложений, у Заказчика имелась возможность опубликовать извещение о закупке в форме запроса предложений - 15.10.2019. Датой окончания подачи заявок составило бы 25.10.2019. Дата рассмотрения заявок и дата публикации протокола подведения итогов - 29.10.2019.Дата заключения договора - 11.11.2019. Исполнение обязательств, предусмотренных договором - 21.11.2019.
Из вышеизложенного следует, что у Заказчика была возможность провести закупочные процедуры в форме запроса предложений без срыва исполнения государственного контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Вместе с тем действия Заказчика не отвечают установленным принципам, а жалобы Заявителя признается частично обоснованными.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что заключенные договоры исполнены, что подтверждается представленными в материалы дела соответствующими актами, в связи с чем Заказчику обязательное к исполнению предписание не выдается.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобы АО "ОКБ "Аэрокосмические системы" (ОГРН: 1105010002240, ИНН: 5010041950) на действия АО "Гражданские самолеты Сухого" (ОГРН: 1027739155180, ИНН: 7714175986) при проведении Закупок обоснованными в части неправомерного выбора способа закупки по процедурам с реестровыми NN 31908450748, 31908450492, в части проведения закупки с реестровым N 31908451088 признать необоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 декабря 2019 г. N 077/07/00-13816/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.12.2019