по результатам рассмотрения жалобы ООО "СНГ" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
04.12.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ПАО "Транснефть": <...> (доверенность от 15.03.2017 N 94), <...> (доверенность от 08.11.2019 N 152),
ООО "СНГ": <...>, <...>, <...> (доверенность от 03.12.2019 N 149),
представители АО "Транснефть - Метрология" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СНГ" от 29.11.2019 N 1590/дубл на действия (бездействие) организатора ПАО "Транснефть", заказчика АО "Транснефть - Метрология" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования систем измерений количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов (извещение N 31908330724), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "СНГ" (далее - Заявитель) от 29.11.2019 N 1590/дубл (вх. от 02.12.2019 N 212421/19) на действия (бездействие) организатора ПАО "Транснефть" (далее - Организатор), заказчика АО "Транснефть - Метрология" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования систем измерений количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов (извещение N 31908330724) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Транснефть", утвержденным решением Совета директоров ПАО "Транснефть" (протокол N 16) (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещениями об осуществлении закупок, документацией о закупках, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, закупочная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 24.09.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 1 845 866 122,45 рубля;
Дата окончания подачи заявок - 14.10.2019;
Дата рассмотрения заявок - 28.10.2019;
Дата подведения итогов Конкурса - 20.11.2019;
На участие в Конкурсе подано 3 заявки, допущено к участию в Конкурсе 3 заявки;
По результатам Конкурса победителем закупки предложено снижение начальной (максимальной) цены договора 24,3%.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Организатором нарушены положения Закона о закупках, а именно:
Заказчиком ненадлежащим образом сформирован протокол подведения итогов Конкурса;
В Документации ненадлежащим образом установлены факторы оценки заявок участников закупки "Опыт участника" и "Выручка";
Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявок участников Конкурса;
Заказчиком принято неправомерное решение о допуске к участию в Конкурсе заявки АО "Нефтеавтоматика".
Представители Организатора с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Организатор, Заказчик, действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Организатора, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом сформирован протокол проведения итогов Конкурса от 18.11.2019 N 0001-202-К-15-02124-2020/И (далее - Протокол подведения итогов).
В соответствии с пунктом 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).
В соответствии с пунктом 1.1.2 раздела "Порядок и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке на поставку товаров" установлено:
"В установленном порядке приняты следующие удельные веса и, соответственно, максимальные оценки, которые могут быть выставлены частям (критериям) заявки на участие в закупке:
По всем способам закупки, кроме закрытых:
оценка ценовых предложений участников закупки (К) - 50 % (50 баллов);
оценка квалификационно-технической части (КТ) - 50 % (50 баллов)".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора представил материалы и сообщил, что для целей осуществления оценки заявок участников Конкурса в Документации установлены 2 критерия оценки, а именно: критерии "Ценовое предложение" и "Квалификационно-техническая часть", в связи с чем, Протокол подведения итогов содержит полные сведения о присвоении участникам Конкурса баллов по указанным критериям.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представили доказательств, однозначно свидетельствующих о наличии в Документации иных критериев оценки, отличных от критериев "Ценовое предложение" и "Квалификационно-техническая часть", и, как следствие, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, в Документации ненадлежащим образом установлены факторы оценки заявок участников закупки "Опыт участника" и "Выручка", поскольку, учитывая размер НМЦ договора, а также весовые значения факторов, такие факторы оценки, по мнению Заявителя, влекут неправомерное ограничение участников закупки в получении баллов по указанным факторам оценки.
Комиссия ФАС России сообщает, что в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.10.2019. Вместе с тем, Жалоба направлена Заявителем в ФАС России не ранее 29.11.2019, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя на положения Документации не подлежат рассмотрению Комиссией ФАС России.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявок участников Конкурса по нестоимостному критерию оценки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора представил материалы и сообщил, что оценка заявок участников Конкурса осуществлена на основании документов представленных в заявках участников.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что количество баллов, самостоятельно рассчитанное Заявителем, совпадает с количеством баллов присвоенных Организатором по каждому фактору оценки, установленному в Документации.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено, доказательств свидетельствующих о ненадлежащей оценке заявок участников Конкурса, в связи с чем, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение о допуске к участию в Конкурсе заявки АО "Нефтеавтоматика", поскольку техническое предложение такого участника не соответствует требованиям Документации, а именно требованию технической части Документации к поверке установками поверочными на базе компакт-прувера с компаратором.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик формирует техническое задание Документации в соответствии с собственными потребностями, устанавливая функциональные и технические характеристики закупаемых товар, работ, услуг.
Согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с разделом 3 Инструкции для участника закупки к Документации установлено: "Для подтверждения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика участник закупки в составе заявки на участие в закупке, с учетом указанных в столбце "ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр." Формы 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Формы 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)" требований к поставляемому товару, должен отразить качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара в свободной форме (с учетом правил, предусмотренных настоящим разделом инструкции) только для тех товаров, по которым в столбце "Требование к описанию участником закупки поставляемого товара (продукции)" Формы 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Формы 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)", установлена необходимость описания участником закупки предлагаемого к поставке товара (имеется указание "установлено"), за исключением случаев, когда марка, модель, товарный знак (его словесное обозначение), полезная модель, промышленный образец, фирменное наименование производителя, предлагаемого участником закупки товара, совпадают с указанными заказчиком в документации о закупке".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора представил материалы и сообщил, что заявка АО "Нефтеавтоматика" соответствует требованиям Документации, в том числе в части характеристик оборудования указанных в опросных листах к Документации. Также представитель Организатора сообщил, что требование о соответствии оборудования по предмету Конкурса методике поверки установками поверочными на базе компакт-прувера с компаратором, в Документации не установлено.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих о несоответствии заявки АО "Нефтеавтоматика" требованиям технической части Документации.
Учитывая изложенное, в отсутствие доказательств обоснованности довода Жалобы, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о несоответствии действий Заказчика, допустившего заявку АО "Нефтеавтоматика", требованиям Закона о закупках, Положения о закупках.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "СНГ" (ИНН: 5050024775, ОГРН: 1025006523420) от 29.11.2019 N 1590/дубл на действия (бездействие) организатора ПАО "Транснефть" (ИНН: 7706061801, ОГРН: 1027700049486), заказчика АО "Транснефть - Метрология" (ИНН: 7723107453, ОГРН: 1037739028491) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования систем измерений количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов (извещение N 31908330724) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 декабря 2019 г. N 223-ФЗ-1107/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.12.2019