Решение изготовлено в полном объеме 22 ноября 2019 г. г.Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
К<...> - заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Б<...> - начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
Б<...>- главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N022/05/5-887/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в г.Новоалтайске недостоверной рекламы ресторана "Грильница", в которой усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя и рекламораспространителя - ИП С<...> ОГРНИП 312220830600034 (личность удостоверена на основании паспорта РФ),
в присутствии представителя заинтересованного лица - ИП И<...>, ОГРНИП 314222312800024, Г<...> по доверенности от 25.09.2017 г.,
в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
17 октября 2019 года в Алтайское краевое УФАС России с заявлением о недостоверной рекламе ресторана "Грильница", распространенной в г.Новоалтайске по адресу: 8 Микрорайон ул., 3в, обратился гражданин РФ, который указал, что ему было отказано в приобретении напитка "Бомбанас" по рекламируемой акционной цене в 29 рублей вместо 69 рублей при покупке шаурмы.
В ресторане "Грильница" по указанному адресу на экране монитора, расположенного на кассе и обращенного к покупателям, размещена реклама "БОМБАНАС при покупке шаурмы 29р. 69р. 330 мл" с изображением стакана с напитком, шаурмы и кусочков ананаса, а также торговой марки "ГРИЛЬНИЦА".
Усмотрев в содержании рассматриваемой рекламы, с учетом обстоятельств, изложенных в заявлении, признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", антимонопольный орган возбудил производство по настоящему делу. Рассмотрение дела назначено на 10 часов 00 минут 19 ноября 2019 г.
Лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, признан ИП С<...>.
На заседании Комиссии, состоявшемся 19 ноября 2019 года, ИП С<...> нарушение законодательства о рекламе признал, пояснив, что нарушение произошло не умышленно, цели ввести в заблуждение потребителей не было; реклама не была вовремя убрана с экрана монитора.
Представитель заинтересованного лица Г<...> в заседании Комиссии пояснил, что ИП С<...> работает по франшизе "Грильница", исключительные права на которую принадлежат ИП И<...>. Все маркетинговые мероприятия разрабатываются отделом маркетинга "Грильница" и утверждаются (проходят согласование) либо нет франчайзи. В данном случае указанная акция франчайзи ИП С<...> в г.Новоалтайске по адресу: 8 Микрорайон ул., 3в проводилась. Период проведения акции с 01 июня 2019 года по 30 сентября 2019 года.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что в силу пункта 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, не препятствует рассмотрению дела в отсутствии заявителя.
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.
Комиссия, заслушав доводы сторон, изучив материалы дела и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
Согласно материалам дела, в ресторане "Грильница" по адресу: г.Новоалтайск, 8 Микрорайон ул., 3в, на экране монитора, расположенного на кассе и обращенного к покупателям, размещена информация "БОМБАНАС при покупке шаурмы 29р. 69р. 330 мл" с изображением стакана с напитком, шаурмы и кусочков ананаса, а также торговой марки "ГРИЛЬНИЦА".
На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к реализуемым товарам, продавцу рекламируемого товара, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя правильное (достоверное) представление об объекте рекламирования и предъявляет общие требования к рекламе: "Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются".
Так, согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно материалам дела, срок действия акции "БОМБАНАС при покупке шаурмы 29р. 69р.", как сообщили заявителю на кассе, истек, однако, правила проведения акции и срок ее проведения в рекламе отсутствовали.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламе "БОМБАНАС при покупке шаурмы 29р. 69р. 330 мл" отсутствует существенная информация о сроке действия акции, в пределах которого возможно при покупке шаурмы приобрести напиток "Бомбанас" по цене 29 рублей.
Отсутствие в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре (услуге) не позволяет потребителям правильно и адекватно воспринимать рекламную информацию, вводит их в заблуждение, нарушает их права на получение достоверной информации о рекламируемой услуге и влияет на оценку и принятие решения потребителями относительно рекламируемого товара.
Антимонопольным органом установлено, что акция "БОМБАНАС при покупке шаурмы 29р. 69р." проводилась в период с 01 июня 2019 года по 30 сентября 2019 года. Заявитель совершил покупку товара 07 октября 2019 года, когда акция фактически уже не проводилась, но реклама о ней размещалась на экране монитора.
Резюмируя изложенное, рассматриваемая реклама размещена с нарушением пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных требований Закона несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно материалам дела, предпринимательскую деятельность в ресторане "Грильница" по адресу: г.Новоалтайск, 8 микрорайон, 3в осуществляет ИП С<...>(ОГРНИП 312220830600034), что подтверждается договором от 01.03.2018 г., заключенным между ИП И<...> и ИП С<...>, а также договором аренды нежилого помещения от 07.04.2018 г. между ООО "Прогресс" и ИП С<...> и не оспаривается индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Материалами дела установлено, что срок действия рассматриваемой рекламной акции истек 30 сентября 2019 года, реклама более не размещается, в связи с чем, согласно пункту 47 Правил, выдача предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе нецелесообразно.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу "БОМБАНАС при покупке шаурмы 29р. 69р.", размещенную в ресторане "Грильница" по адресу: г.Новоалтайск, 8 Микрорайон ул., 3в, ненадлежащей, так как при ее размещении нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2.Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП С<...> не выдавать в связи с нецелесообразностью.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении ИП С<...> дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 22 ноября 2019 г. N 022/05/5-887/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.11.2019