Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителя от АО "СНСЗ" (далее - Организатор торгов); от ООО "Коммунальная служба" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 05.11.2019 вх. N 32550/19) ООО "Коммунальная служба" на действия закупочной комиссии Организатора торгов АО "СНСЗ" (далее - Закупочная комиссия) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса работ по межсезонной промывке систем водоотведения АО "СНСЗ" (извещение N 31908371119), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
04 октября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908371119 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса работ по межсезонной промывке систем водоотведения АО "СНСЗ" (далее - Закупка), включая Документацию о запросе предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "СНСЗ" (далее - Положение о закупках) в редакции от 29.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
2 116 942,28 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
04.10.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
14.10.2019 в 07:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
18.10.2019, 25.10.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
АО "Средне-Невский судостроительный завод" |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31908371119 договор не был заключен.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "Коммунальная служба" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2. ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "СНСЗ" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Коммунальная служба" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/36510/19 от 08.11.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/36510/19 от 08.11.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке N 73/2019/1 от 25.10.2019 заявка ООО "Коммунальная служба" (идентификационный номер участника: N 2) была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: "На основании п. 3.12.5 пп. 2 документации о закупке отклонить вторую часть заявки N2 и отказать в допуске, так как она не соответствует требованиям пункта 4.1.17 документации о закупке, в связи с тем, что не представлен документ в соответствии с пунктом 4.1.18 документации о закупке, а именно лицензия специализированного полигона о приеме жидких отходов".
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.
На основании п. 2.6.1 Документации подача заявки означает, что участник процедуры закупки изучил Положение, настоящую документацию о закупке (включая все приложения), а также изменения и разъяснения к ней, и безоговорочно согласен с условиями участия в закупке, содержащимися в извещении и в документации о закупке.
Пунктом 2.7.1 Документации установлено, что заявка на участие в закупке состоит из двух частей (первой части заявки, второй части заявки) и ценового (коммерческого) предложения.
Как следует из пп. 13 п. 2.9.1 Документации, в состав второй части должны быть включены копии документов, подтверждающие соответствие дополнительным (специальным и/или квалификационным) требованиям, предъявляемым к участнику, в случае если данное требование установлено в пункте 4.1.17 документации о закупке.
В соответствии с п. 4.1.17 информационной карты Документации (далее - Информационная карта) подрядчик должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, связанных с выполнением обязательств по договору в объеме выполняемых работ, в том числе:
Действующий договор с лицензированным специализированным полигоном о приеме жидких отходов (с предоставлением заверенной копии лицензии);
Лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, выданную Федеральной службой в сфере природопользования с перечнем отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность.
Пунктом 4.1.18 Информационной карты установлено, что участник должен предоставить:
Отсканированную копию договора с лицензированным специализированным полигоном о приеме жидких отходов (с предоставлением заверенной копии лицензии);
Отсканированную копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, выданную Федеральной службой в сфере природопользования с перечнем отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность.
Согласно п. 2 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью Документации, участник должен осуществить планово-профилактические работы по промывке системы наружной канализации, сбору, вывозу, утилизации и транспортировке отходов, а также грунта и грязи с осадочных колодцев с территории заказчика с соблюдением требований действующего законодательства, строительных норм и правил.
При этом, как следует из п. 5 Технического задания, слив и утилизация отходов производится на специализированных полигонах.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под полигоном понимается специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Пунктом 3.9 ГОСТ Р 56598-2015. "Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов" (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2015 г. N 1419-ст) определено, что полигоном является участок (площадка), предназначенный для размещения отходов на поверхности земли или в земле.
Как следует из п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности относится к лицензируемым видам деятельности.
На основании пп. 2 п. 3.12.5 Документации Закупочная комиссия отклоняет заявку участника закупки в случае несоответствия участника закупки требованиям документации о закупке и/или непредоставления в составе второй части заявки документов и сведений, предусмотренных пунктом 2.9 документации о закупке.
Представитель Организатора торгов отметила, что Заявитель ООО "Коммунальная служба" в составе заявки предоставил следующие документы:
Лицензия ООО "Коммунальная служба", выданная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на осуществление следующих видов деятельности: сбор, транспортирование отходов;
Лицензия ООО "Контур СПб", выданная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на осуществление следующих видов деятельности: сбор, транспортирование, утилизация, обезвреживание отходов;
Лицензия ООО "Экология 24", выданная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на осуществление следующих видов деятельности: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание отходов.
Вместе с тем представитель Организатора торгов пояснила, что ООО "Коммунальная служба" в составе заявки не предоставило лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на осуществление следующих видов деятельности: размещение отходов, что не соответствовало требованиям Документации. Таким образом, ООО "Коммунальная служба", ООО "Контур СПб" и ООО "Экология 24" не являются специализированными полигонами для размещения отходов, что также не соответствовало требованиям Документации, вследствие чего заявка ООО "Коммунальная служба" была отклонена от участия в процедуре Закупки.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО "Коммунальная служба", представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО "Коммунальная служба" в нарушение требований пп. 13 п. 2.9.1 Документации в составе второй части заявки на участие в Закупке не представил надлежащие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, связанных с выполнением обязательств по договору в объеме выполняемых работ, в соответствии с требованиями п.п. 4.1.17, 4.1.18 Информационной карты, что являлось основанием для отклонения заявки ООО "Коммунальная служба" от участия в процедуре Закупки согласно пп. 2 п. 3.12.5 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "Коммунальная служба" от участия в процедуре Закупке принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО "Коммунальная служба" от участия в процедуре Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 05.11.2019 вх. N 32550/19) ООО "Коммунальная служба" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов АО "СНСЗ" (ИНН: 7817315385, ОГРН: 1089848054350) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса работ по межсезонной промывке систем водоотведения АО "СНСЗ" (извещение N 31908371119) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 ноября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.11.2019