Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
рассмотрев дело N 027/05/8-600/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения - индивидуальным предпринимателем Шамшиным Антоном Васильевичем (ИНН 272316491334 место жительства: 680030 г. Хабаровск, ул. Волочаевская, д. 122, кв. 121) рекламы, нарушающей требования статьи 8 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии индивидуального предпринимателя Шамшина Антона Васильевича
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением требований рекламного законодательства Хабаровским УФАС России 14 августа 2019 года отслежена наружная реклама следующего содержания: "Пиццерия "ЧЕРДАК" ДОСТАВКА Cherdak27.ru БИЗНЕС-ЛАНЧ 77-60-97", размещенная на фасаде торгового центра "Сатурн" по адресу: г. Хабаровск, ул. Королева, 2.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из содержания вышеуказанной информации следует, что таковая по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (пицце и телефонному оператору, осуществляющему их доставку), формирование и поддержание интереса к нему.
Реализация пиццы посредством телефонной связи или Интернета осуществляется в рамках договора розничной купли-продажи и подпадает под понятие дистанционный способ продажи.
В статье 497 ГК РФ (часть 2) дано определение дистанционного способа продажи, в соответствии с которым договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Таким образом, данный договор характеризуется двумя отличительными признаками: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых, определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д.).
Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом продажи, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 612 от 27.09.2007 продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления Покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иным способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с п.20 данных Правил, договор считается заключенным с момента выдачи покупателю товарного или кассового чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Из указанной нормы права следует, что момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
В части 3 ст. 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
Указанная реклама исключает возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар.
Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой товаров при дистанционном способе их продажи.
В соответствии с требованиями статьи 8 ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако, в нарушение требований ст. 8 реклама не содержит сведений о наименовании, месте нахождении, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица либо сведений о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу товаров дистанционным способом.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований статьи 8 Закона несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований статьи 8 Закона несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе подготовки материалов дела Хабаровским УФАС России сделан запрос в департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (исх. N 4/7756 от 15.08.2019 г.) о предоставлении сведений о владельце вышеназванной рекламной конструкции с приложением разрешительной документации.
В соответствии с ответом на запрос (вх. N 4/10196 от 28.08.2019) - рекламная конструкция, расположенная торговом центре "Сатурн" по адресу: г. Хабаровск, ул. Королева, 2 установлена и эксплуатируется без разрешительных документов, выдаваемых органом местного самоуправления. В адрес индивидуального предпринимателя Шамшина Антона Васильевича (ИНН 272316491334) департаментом муниципальной собственности администрации г. Хабаровска направлено предписание о демонтаже рекламной конструкции.
Таким образом, одновременно и рекламодателем, и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы (лицом, осуществляющим реализацию пиццы в торговом центре "Сатурн" по адресу: г. Хабаровск, ул. Королева, 2), определившим объект рекламирования, является индивидуальный предприниматель Шамшин Антон Васильевич (ИНН 272316491334 место жительства: 680030 г. Хабаровск, ул. Волочаевская, д. 122, кв. 121).
В ходе рассмотрения дела ИП Шамшин А.В. нарушение признал, пояснил, что реклама демонтирована по предписанию ДМС. Однако ИП Шамшин А.В. не предоставил доказательств демонтажа рекламных конструкций или устранения нарушения в содержании рекламы.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания - "Пиццерия "ЧЕРДАК" ДОСТАВКА Cherdak27.ru БИЗНЕС-ЛАНЧ 77-60-97", размещенную на фасаде торгового центра "Сатурн" по адресу: г. Хабаровск, ул. Королева, 2, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю Шамшину Антону Васильевичу (ИНН 272316491334 место жительства: 680030 г. Хабаровск, ул. Волочаевская, д. 122, кв. 121) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 11 ноября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11 ноября 2019 г. N 027/05/8-600/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.11.2019