Резолютивная часть решения оглашена 23 декабря 2019 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 128 от 11.10.2019 (далее - Комиссия), в составе: <_>, членов Комиссии: <_>, при участии представителей Администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области <_>, представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_>, в отсутствие представителей ЗАО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом (исх. N7005 от 17.12.2019), в отсутствие представителей ООО "Контрактные отношения" уведомленных надлежащим образом (исх. N7006 от 17.12.2019), рассмотрев жалобу ООО "Контрактные отношения" N18-19 от 15.11.2019 (вх. N6016 от 16.12.2019) на действия Заказчика (Администрация муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области) при проведении электронного аукциона на строительство объекта "Очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод производительностью 30 м3/сут. Рязанская область, Спасский район, с. Новый Киструс" (извещение N0859200001119016599 от 02.12.2019) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
Администрацией муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта "Очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод производительностью 30 м3/сут. Рязанская область, Спасский район, с. Новый Киструс" (далее - электронный аукцион).
02 декабря 2019 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 521 856 руб. 88 коп.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС).
В отзыве на жалобу N01-29/2265 от 18.12.2019 (вх. N6116 от 19.12.2019) Заказчик сообщил, что считает доводы жалобы необоснованными, так как при составлении аукционной документации Заказчиком были соблюдены все требования Закона о ФКС.
В отзыве на жалобу N1015 от 20.12.2019 (вх. N6143 от 20.12.2019) Уполномоченное учреждение сообщило, что документация об электронном аукционе соответствует требованиям Закона о ФКС.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзывах на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об электронном аукционе установлен срок выполнения работ не в соответствии с проектной документацией.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о ФКС информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 42 Закона о ФКС заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком в документации об электронном аукционе и извещении о проведении электронного аукциона в п. 7 Раздела 12 "Информационная карта" документации об электронном аукционе установлен "срок выполнения работ: в течение 1-го месяца с даты заключения настоящего Контракта".
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС в состав аукционной документации входит проектная документация на выполнение работ: на строительство объекта "Очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод производительностью 30 м3/сут. Рязанская область, Спасский район, с. Новый Киструс", которая имеет положительное заключение экспертизы.
Согласно п. 19.1 Раздела 6 "Проект организации строительства" 580-ПСД-ПОС (том 6) "Обоснование принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов".
"Продолжительность строительства новых объектов на площадке очистных сооружений определяем на основании СНиП 1.04.03-85* "Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений".
Расчетная продолжительность строительства и реконструкции согласно СНиП 1.04.03-85* методом интерполяции составляет 4 месяца, в том числе продолжительность подготовительного периода 1 месяц".
Следовательно, срок для выполнения работ, установленный в документации об электронном аукционе, противоречит требованиям проектной документации на строительство объекта, являющегося предметом закупки.
На основании выше изложенного Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы, а действия Заказчика по установлению срока выполнения работ, противоречащего проектной документации нарушают требования ч. 3 ст. 7, п. 2 ч. 2 ст. 42 Закона о ФКС.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком при размещении разъяснений положений документации об электронном аукционе была изменена ее суть.
В соответствии с частями 3 - 5 ст. 65 Закона о ФКС, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 65 Закона о ФКС, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В адрес Заказчика был направлен запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе.
12.12.2019 Заказчиком в ЕИС были размещены разъяснения положений документации об аукционе следующего содержания:
"(Вопрос) Согласно ч. 1 ст.743 ГК РФ, Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Согласно п. 2.1. Положительного заключения экспертизы, срок выполнения работ составляет 4 мес. В нарушение положений проектной документации, в п. 7 "Информационной карты" и п. 1.5. Проекта контракта вами установлены сроки исполнения контракта: Срок выполнения работ: в течение 1-го месяца с даты заключения настоящего Контракта. Выполнение работ в установленные сроки невозможно, что подтверждается экспертным заключением. Просим устранить нарушения".
"(Ответ) В продолжительность строительства сроком 4 месяца по объекту "Очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод производительностью 30-м /сут. Рязанская область, Спасский район, с.Новый Киструс" включен срок проведения лабораторных исследований с биологическим и химическим анализом сточных вод и атмосферного воздуха".
Анализ размещенных в ЕИС разъяснений документации позволяет прийти к выводу о том, что указанные разъяснения меняют суть документации об электронном аукционе, так как проектная документация не содержит указаний на такой вид работ как проведение лабораторных исследований с биологическим и химическим анализом сточных вод и атмосферного воздуха.
Кроме того в ходе заседания Комиссии, представители Заказчика, также не смогли указать раздел проектной документации, где установлены указанные требования к выполнению работ.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что данные Заказчиком разъяснения положений об электронном аукционе нарушают требования ч. 5 ст. 65 Закона о ФКС.
На основании выше изложенного Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС, выявила следующее нарушение законодательства о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В ходе заседании Комиссии Рязанского УФАС России установлено, что в составе документации об электронном аукционе при описании объекта закупки имеет место быть указание на товарный знак без сопровождения такого указания словами "или эквивалент", так, например, нарушение допущено в отношении описания блока УФ обеззараживания Alta Bio Clean 5K.
Таким образом, действия Заказчика по использованию в описании объекта закупки указаний на товарный знак без сопровождения "или эквивалент" нарушают требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Контрактные отношения" обоснованной.
2. Признать Заказчика (Администрация муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области) нарушившим ч. 3 ст. 7, п. 2 ч. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (Администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области), Уполномоченному учреждению (ГКУ РО "Центр закупок Рязанской области"), Аукционной Комиссии (ГКУ РО "Центр закупок Рязанской области") и Оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ N062/06/64-593/2019
26 декабря 2019 года г. Рязань
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N128 от 11.10.2019 (далее - Комиссия) в составе: <_>, членов Комиссии: <_> на основании своего решения от 26.12.2019 по делу N062/06/64-593/2019 предписывает:
1. Аукционной комиссии Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" отменить Протокол подведения итогов электронного аукциона от 19.12.2019 N0859200001119016599-2;
2. Оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ"):
- отменить Протокол проведения электронного аукциона от 16.12.2019 N0859200001119016599-1;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
3. Заказчику (Администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области):
- привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 26.12.2019 N062/06/64-593/2019, разместить соответствующую документацию в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об аукционе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дате и времени проведения аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в аукционе.
5. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии и Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 26.12.2019 N062/06/64-593/2019.
6. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии и Оператору электронной площадки в срок до 17.01.2019 исполнить настоящее предписание и представить в Рязанское УФАС подтверждение исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 23 декабря 2019 г. N 062/06/64-593/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.12.2019