Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <_>, заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы о размещении индивидуальным предпринимателем <_> (далее - ИП <_>, адрес регистрации: <_>) рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Администрации г. Кемерово (вх. от 07.10.2019 N 6055), а также обращение Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области (вх. от 25.10.2019 N 6422) о рассмотрении заявления <_> о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы по адресу г. Кемерово, ул. Весенняя, 26/1, следующего содержания:
- "Букетная лавка Чем круче букет, тем ниже поцелуй. 9 роз 270 руб. <_> bl55.ru".
В рамках поступивших обращений Кемеровским УФАС России был проведен плановый осмотр рекламы, размещаемой на территории г. Кемерово. По результатам составлен Акт N 10 осмотра наружной рекламы от 11.10.2019 и установлено, что по адресу г. Кемерово, ул. Весенняя, 26/1, размещена реклама вышеуказанного содержания.
25.11.2019 спорная реклама была рассмотрена на заседании Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России, в рамках рассмотрения которого Членам экспертного совета по рекламе (присутствовало 12 человек) был задан следующий вопрос:
-Как Вы считаете, содержится ли в данной рекламе непристойный и оскорбительный образ, сравнение, выражение?
Решение членов экспертного совета по рекламе (да - 6 чел.; нет - 6 чел.; свой вариант - 0).
В связи с изложенным, Кемеровским УФАС России было принято решение о направлении запроса в адрес кафедры русского языка КемГУ о даче заключения на основе социологического исследования и опроса по факту распространения указанной рекламы.
16.12.2019 в адрес Кемеровского УФАС России поступило заключение специалиста N 04/2019 от 16.12.2019, в соответствии с которым кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка Кемеровского государственного университета, прошедшая повышение квалификации по программе "Судебная лингвистическая экспертиза: аналитико-экспертная деятельность филолога - практика" провела лингвистическое исследование согласно запросу Кемеровского УФАС России от 26.11.2019 N 09/11996.
Место производства исследования: г. Кемерово, ул. Красная, 6, 5 корпус, аудитория 212.
Время производства исследования: 10.12.2019 - 16.12.2019.
Методы исследования: контекстуальный анализ спорного рекламного текста.
Лингвосоциологический опрос, участниками которого стали граждане разного пола, возраста (достигшие 18 лет) и профессии, общее число которых составило 100 человек.
На разрешения специалиста поставлен следующий вопрос: содержатся ли в данной рекламе непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения?
Результаты проведенного опроса показали, что большинство граждан (79%) воспринимают рекламную фразу "чем круче букет, тем ниже поцелуй" как неприличную, поскольку она актуализирует тему сексуальных отношений не в романтическом плане, а в прагматично - циничном, что противоречит принятым в обществе нормам общения между людьми.
В соответствии с представленным в адрес Кемеровского УФАС России кассовым чеком, деятельность по адресу г. Кемерово, ул. Весенняя, 26/1 (Букетная лавка) осуществляет ИП <_>.
Частью 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В нарушение данной правовой нормы большинство граждан (79%) воспринимают рекламную фразу "чем круче букет, тем ниже поцелуй" как неприличную, поскольку она актуализирует тему сексуальных отношений не в романтическом плане, а в прагматично - циничном, что противоречит принятым в обществе нормам общения между людьми.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несёт рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является ИП <_>.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1.Возбудить производство по делу N 042/05/5-2282/2019 в отношении индивидуального предпринимателя <_> (адрес регистрации: <_>)по признакам нарушения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Назначить дело N 042/05/5-2282/2019 к рассмотрению на 28 января 2020 года на 14 часов 00 минут по адресу: 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5, каб. 309. Регистрация участников дела состоится в 13 часов 50 минут в каб. 316.
3. ИП <_> необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 27 января 2020 года копии следующих документов (заверенных надлежащим образом):
- свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- договоров со всеми приложениями или иных документов на изготовление и распространение рекламы вышеуказанной содержания;
- счетов - фактур, платежных поручений или иных документов, подтверждающих оплату за распространение вышеуказанной рекламы.
Дополнительно ИП <_> необходимо представить письменные пояснения по поводу распространения вышеуказанной рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В случае отсутствия какой-либо информации из запрашиваемого перечня или невозможности ее предоставления необходимо указать причины отсутствия данной информации.
Явка ИП <_> с документом, удостоверяющим личность, либо представителя ИП <_> с доверенностью, оформленной надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
При себе иметь данное определение (копию определения).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 20 декабря 2019 г. N 042/05/5-2282/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.12.2019