по результатам проверки факта одностороннего отказа муниципального заказчика от исполнения муниципального контракта и осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе
Резолютивная часть оглашена 19.12.2019
В полном объеме изготовлено 24.12.2019 Великий Новгород
Комиссия по контролю за осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Беленов М.С. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Михайлов С.О. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- муниципального заказчика - Администрации Пролетарского городского поселения (174545, Новгородская обл., Новгородский р-н, р.п. Пролетарий, ул. Школьный двор, д. 3; далее - Администрация) - _ по доверенности от _.
- участник закупки - Индивидуальный предприниматель Лобанов Вячеслав Сергеевич (ИНН: 471504266920; _. далее - ИП Лобанов В.С.) - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения сведений, на рассмотрение не явился, представителей не направил, ходатайств не заявлял, письменные объяснения по факту ненадлежащего исполнения договорных обязательств по муниципальному контракту N 0150300018619000008-1 от 15.05.2019 не представил,
рассмотрев сведения, поступившие от муниципального заказчика - Администрации об одностороннем отказе муниципального заказчика от исполнения муниципального контракта N 0150300018619000008-1 от 15.05.2019, заключенного с ИП Лобановым В.С. по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог ул. Школьная, д. Дорожно, пер. Южный, р.п. Пролетарий, Новгородского района, Новгородской области, извещение N 0150300018619000008 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 16.04.2019,
УСТАНОВИЛА:
12.12.2019 вх. N 8435 в Новгородское УФАС России от муниципального заказчика - Администрации поступили сведения об одностороннем отказе муниципального заказчика от исполнения муниципального контракта N 0150300018619000008-1 от 15.05.2019, заключенного с ИП Лобановым В.С. по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог ул. Школьная, д. Дорожно, пер. Южный, р.п. Пролетарий, Новгородского района, Новгородской области, извещение N 0150300018619000008 о проведении которого было размещено на официальном сайте 16.04.2019 (далее - Сведения).
При этом ранее указанные Сведения уже поступали в Новгородское УФАС России 02.12.2019, однако при проверке Сведений в соответствии с пунктом 10 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила), на предмет полноты представленной в них информации, Новгородским УФАС России было установлено отсутствие в Сведениях информации относительно обоснования в письменной форме причин одностороннего отказа муниципального заказчика от исполнения вышеуказанного муниципального контракта (часть 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)), то есть отсутствие самого решения муниципального заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, а также даты его расторжения (пункт 6 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пунктом 10 Правил, Новгородское УФАС России приняло решение о возвращении представленных муниципальным заказчиком - Администрацией Сведений в отношении ИП Лобанова В.С. в связи с представлением их не в полном объеме.
Повторно муниципальным заказчиком - Администрацией Сведения были направлены по почте в полном объеме 09.12.2019 и поступили в адрес Новгородского УФАС России 12.12.2019.
Руководствуясь пунктом 11 Правил, на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществлена внеплановая проверка соблюдения муниципальным заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0150300018619000008-1 от 15.05.2019.
В результате рассмотрения Сведений и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
16.04.2019 на официальном сайте было размещено извещение N 0150300018619000008 об осуществлении закупки (определения поставщика) путем проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог ул. Школьная, д. Дорожно, пер. Южный, р.п. Пролетарий, Новгородского района, Новгородской области (начальная (максимальная) цена контракта - 499 545 рублей 00 копеек).
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог ул. Школьная, д. Дорожно, и пер. Южный, р.п. Пролетарий Новгородского района, Новгородской области" от 29.04.2019 предложение о наименьшей цене контракта было сделано участником с идентификационным номером заявки 66 (ИП Лобанов В.С.) с ценовым предложением 344 685 рублей 99 копеек, в соответствии с данным протоколом заявка ИП Лобанова В.С. была признана соответствующей требованиям документации об аукционе и Закона о контрактной системе.
15.05.2019 между Администрацией и ИП Лобановым В.С. был заключен муниципальный контракт N 0150300018619000008-1 (далее - Муниципальный контракт).
Согласно пункту 2.1 Муниципального контракта цена контракта - 344 685, 99 рублей.
В соответствии с пунктом 5.1. Муниципального контракта сроки выполнения работ:
- начало выполнения работ: с момента заключения контракта.
- срок завершения работ: до 15 октября 2019 года.
Согласно пункту 1.1 Муниципального контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению работ по ремонту автомобильных дорог ул. Школьная, д. Дорожно, пер. Южный, р.п. Пролетарий, Новгородского района, Новгородской области в соответствии с условиями настоящего контракта, с составом и объемом работ, определенных в Техническом задании (Приложения N 1 к Контракту).
В соответствии с пунктами 4.4.4, 4.4.12, 4.4.13 Муниципального контракта подрядчик обязуется:
- выполнить все работы по ремонту в объеме дефектной ведомости, сметной документации и в сроки, предусмотренные муниципальным контрактом;
- в течении 3 (трех) дней рабочих дней с момента заключения муниципального контракта представить Заказчику копии приказов о назначении лиц, ответственных за производство работ и строительный контроль со стороны Подрядчика (внутренние приказы подрядной организации);
- в течение 1 (одного) рабочего дня с момента заключения муниципального контракта передать Заказчику пронумерованный, прошнурованный и скрепленный печатью Подрядчика общий журнал работ формы КС-6, содержащий заполненый и оформленный Подрядчиком титульный лист, заполненный Подрядчиком список инжнерно-технического персонала Подрядчика, занятого на ремонте объекта, оформленный подписями лиц, назначенных ответственными за ведение данного журнала со стороны Подрядчика, в соответствии с внутренними по организации Подрядчика приказами об их назначении.
Из представленных Администрацией документов и информации следует, что по состоянию на 16.10.2019 подрядчик не приступил к выполнению работ, предусмотренных Муниципальным контрактом.
26.09.2019 Администрацией в адрес ИП Лобанова В.С. (указанный в Муниципальном контракте), а также на адрес электронной почты ИП Лобанова В.С. было направлено уведомление исх. N 1326 от 26.09.2019, в котором Администрация указывала, что срок выполнения работ по Муниципальному контракту истекает, работы не были начаты, также Администрация предупреждала, что в случае нарушения сроков выполнения работ к ИП Лобанову В.С. будут применены штрафные санкции и начисленные пени за каждый день просрочки исполнения условий Муниципального контракта. Какой-либо ответ на указанную претензию муниципальному заказчику от подрядчика не поступил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.3. Муниципального контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 12.5. Муниципального контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа исполнения отдельных видов обязательств, в том числе и по основаниям предусмотренными статьей 715 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 2 статьи 405 ГК РФ если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 708 ГК РФ установлено, что указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
16.10.2019 муниципальный заказчик - Администрация принял решение об одностороннем отказе от исполнения Муниципального контракта (исх. N 1440 Администрации; далее - Решение об одностороннем отказе).
Из содержания Решения об одностороннем отказе следует, что основанием отказа Администрации от исполнения своих обязательств по Муниципальному контракту является его неисполнение подрядчиком.
Изучив Сведения, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.10.2019 Решение об одностороннем отказе было направлено заказчиком в адрес ИП Лобанова В.С. заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в Муниципальном контракте (,_), а также, на адрес электронной почты ИП Лобанова В.С., указанный в контракте (_.).
21.10.2019 муниципальный заказчик - Администрация разместил на официальном сайте Решение об одностороннем отказе.
В соответствии информацией с официального сайта АО "Почта России" Решение об одностороннем отказе ИП Лобановым В.С. получено не было, письмо было направлено в адрес Администрации с пометкой "возврат отправителю из-за истечения сроков хранения" 21.11.2019.
Таким образом, датой надлежащего уведомления ИП Лобанова В.С. о принятом Администрацией Решении об одностороннем отказе в соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе будет являться истечение тридцати дней с даты размещения данного решения на официальном сайте.
Как отмечалось выше, Решение об одностороннем отказе было размещено Администрацией на официальном сайте 21.10.2019.
Следовательно, датой надлежащего уведомления ИП Лобанова В.С. о принятом Решении об одностороннем отказе, с учетом вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, является дата по истечении тридцати дней с даты размещения Решения об одностороннем отказе на официальном сайте, а именно 21.11.2019.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение установленного Законом о контрактной системе срока с даты надлежащего уведомления муниципальным заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Муниципального контракта ИП Лобанов В.С. не предпринимал мер по исполнению Муниципального контракта.
Таким образом, Решение об одностороннем отказе вступило в силу и Муниципальный контракт считается расторгнутым 02.12.2019.
Доказательств невозможности выполнения работ в установленный Муниципальным контрактом срок подрядчиком представлено не было, в материалах Сведений таких доказательств также не содержится.
В установленный Муниципальным контрактом срок работы, предусмотренные Муниципальным контрактом, выполнены не были. При этом, к их выполнению подрядчик не приступал.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Новгородского УФАС России считает, что поведение ИП Лобанова В.С. при исполнении Муниципального контракта является недобросовестным и привело к срыву работ по ремонту автомобильных дорог ул. Школьная, д. Дорожно, пер. Южный, р.п. Пролетарий, Новгородского района, Новгородской области.
Изложенное позволяет прийти к выводу о недобросовестном поведении ИП Лобанова В.С. при исполнении Муниципального контракта, направленном на уклонение от его исполнения.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Учитывая вышеизложенное, и поскольку порядок принятия Решения об одностороннем отказе муниципальным заказчиком был соблюден, основания для принятия такого решения у муниципального заказчика имелись, решение вступило в силу, не отменено заказчиком и не признано незаконным судом, Сведения о недобросовестном подрядчике, представленные Администрацией в отношении ИП Лобанова В.С., подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При проведении внеплановой проверки соблюдения процедуры одностороннего отказа от исполнения Муниципального контракта нарушений Закона о контрактной системе в действиях муниципального заказчика - Администрации не усматривается.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные муниципальным заказчиком - Администрацией Пролетарского городского поселения (174545, Новгородская обл., Новгородский р-н, р.п. Пролетарий, ул. Школьный двор, д. 3) об одностороннем отказе муниципального заказчика от исполнения муниципального контракта N 0150300018619000008-1 от 15.05.2019 (реестровый номер контракта - 35310017050 19 000011), заключенного с индивидуальным предпринимателем Лобановым Вячеславом Сергеевичем (ИНН: 471504266920, _) на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог ул. Школьная, д. Дорожно, пер. Южный, р.п. Пролетарий, Новгородского района, Новгородской области, извещение N 0150300018619000008 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 16.04.2019, включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Нарушений законодательства о контрактной системе в результате проведения внеплановой проверки факта одностороннего отказа муниципального заказчика - Администрации Пролетарского городского поселения от исполнения контракта не установлено.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии М.С. Беленов
С.О. Михайлов
Приложение:
- Таблица сведений с датой событий процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта на 1 л. в 1 экз.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 19 декабря 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.12.2019