по результатам рассмотрения жалобы ООО "Команда для Тебя" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
19.12.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
""
рассмотрев жалобу ООО "Команда для Тебя" на действие (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 917/ОКЭ-ЦОС/19 на право заключения договора на поставку сувенирно-полиграфической продукции с логотипом ОАО "РЖД" (извещение N 31908595357), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Команда для Тебя" (далее - Заявитель) на действие (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 917/ОКЭ-ЦОС/19 на право заключения договора на поставку сувенирно-полиграфической продукции с логотипом ОАО "РЖД" (извещение N 31908595357) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 29.11.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 200 000 000 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 18.12.2019;
Дата рассмотрения заявок - 15.01.2020;
Дата подведения итогов Конкурса - 16.01.2020.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам Конкурса о наличии квалифицированного персонала для выполнения работ по предмету Конкурса;
Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам Конкурса о наличии производственных мощностей для выполнения работ по предмету Конкурса;
Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию "наличие фактов неисполнения обязательств перед заказчиком или третьими лицами";
Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию "оценка дизайна продукции в каталоге".
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам Конкурса о наличии квалифицированного персонала для выполнения работ по предмету Конкурса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 1.9.2 Документации участник Конкурса должен располагать квалифицированным персоналом, а именно:
"- не менее одного специалиста, имеющего высшее образование по специальности "Дизайн";
Допускается представление дипломов, подтверждающих наличие образования в соответствии с ранее действующими документами, определяющими специальности по образованию. В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника. В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить:
- дипломы о наличии у задействованных сотрудников соответствующего образования;
- документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении N 1.3 конкурсной документации".
Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих кадровых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такие кадровые ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение в Документации, ограничивает количество участников закупки, противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам Конкурса о наличии производственных мощностей для выполнения работ по предмету Конкурса.
Согласно пункту 1.9.3 Документации участник Конкурса "должен располагать производственными мощностями (ресурсами) для поставки товаров по предмету открытого конкурса в количестве не менее одной единицы каждого наименования, а именно:
оборудование для блинтового тиснения;
оборудование для шелкотрафаретной печати;
оборудование для тампонной печати;
оборудование для лазерной гравировки;
оборудование для офсетной печати".
В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника. В подтверждение наличия производственных мощностей (ресурсов) участник в составе заявки должен представить:
- документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании (например, карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды, иные договоры, иные документы);
- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений о наличии производственных мощностей, ресурсов, представленной в приложении N 1.3 конкурсной документации".
Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих материально-технических ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такие материально-технические ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение в Документации, ограничивает количество участников закупки, противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию "наличие фактов неисполнения обязательств перед заказчиком или третьими лицами".
В соответствии с пунктами 13,14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно пункту 1.3 приложения N 1.4 Документации Заказчиком осуществляется оценка по критерию "Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами" в соответствии со следующим порядком оценки:
"Сумма баллов, присвоенная заявке участника по всем вышеуказанным критериям, уменьшается на 5 баллов при наличии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами".
Вместе с тем, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности вышеуказанного порядка оценки заявок, поскольку у участников закупки, обладающих различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (например, 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора) будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что ставит участников закупки в неравное положение, зависит от субъективного мнения Заказчика, не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному критерию оценки.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию "Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами", что не позволяет присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Конкурса. Указанные действия нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию "оценка дизайна продукции в каталоге".
Согласно пункту 1.1 приложения N 1.4 Документации Заказчиком осуществляется оценка по критерию "Оценка дизайна продукции в каталоге" в соответствии со следующим порядком оценки:
"В каталоге продукции представлен дизайн всех требуемых вариантов продукции и дизайн всех вариантов полностью соответствует требованиям технического задания, указанным в разделе 1 приложения N 1.1 к конкурсной документации, и выполнен с нанесением изображения концепции и/или логотипа (соответствуют концепции и Руководству по применению фирменного стиля ОАО "РЖД") - 20 баллов;
Дизайн всех или отдельных представленных вариантов не соответствует требованиям технического задания, указанным в разделе 1 приложения N 1.1 к конкурсной документации, и/или выполнены без нанесения изображения концепции и/или логотипа (не соответствуют концепции и Руководству по применению фирменного стиля ОАО "РЖД") - 0 баллов".
Согласно пункту 6 приложения N 1.1 Документации вся сувенирно-полиграфическая продукция (включая каталог сувенирно-полиграфической продукции, образцы продукции с нанесением логотипа и/или изображения согласно концепции, образцы продукции, сигнальные экземпляры фирменной календарной продукции) должна быть выполнена согласно концепции сувенирно-полиграфической продукции, приведенной в приложение N 1.1.1 к конкурсной документации и Руководству по применению фирменного стиля ОАО "РЖД", размещенного по ссылке: http://cinet.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5158.
При этом, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что при переходе по ссылке, указанной в Документации, перед участниками Конкурса появляется список, состоящий из 21 документа, в связи с чем представитель Заявителя полагает, что наличие вышеуказанного списка вводит участников Конкурса в заблуждение, в связи с тем, что Заказчиком в Документации не указано каким именно документом из представленного списка руководствоваться при разработке вариантов поставляемой продукции.
Вместе с тем, по мнению Заявителя, у участников Конкурса отсутствует понимание, как именно будет произведена оценка заявок участников Конкурса по критерию "оценка дизайна продукции в каталоге", так как у участников Конкурса отсутствует понимание каким именно документом из представленного списка руководствоваться при разработке вариантов поставляемой продукции.
Также представитель Заявителя пояснил, что в Документации отсутствует понимание того каким образом будет произведена оценка по критерию "оценка дизайна продукции в каталоге" при не соответствии отдельных представленных вариантов требованиям технического задания, указанным в разделе 1 приложения N 1.1 к конкурсной документации, в связи.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанный список, содержащий 21 документ, является одним единым документом - "Руководство по применению фирменного стиля ОАО "РЖД" (далее - Руководство).
При этом представитель Заказчика представил графические изображения и пояснил, что Руководство содержит в себе большой объем информации, который может ввести участников Конкурса в заблуждение, в связи с чем Заказчиком принято решение разделить Руководство на 21 документ для более удобного использования Руководства участникам Конкурса.
Также, представитель Заказчика пояснил, что при не соответствии даже одного представленного варианта требованиям технического задания, указанным в разделе 1 приложения N 1.1 к конкурсной документации, является основанием для присвоения заявки участника Конкурса 0 баллов.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Дополнительно ФАС России сообщает, что текст Жалобы не содержит ссылку на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Команда для Тебя" (ИНН: 7733252844, ОГРН: 1157746920847) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 917/ОКЭ-ЦОС/19 на право заключения договора на поставку сувенирно-полиграфической продукции с логотипом ОАО "РЖД" (извещение N 31908595357) обоснованной в части доводов Жалобы:
Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам Конкурса о наличии квалифицированного персонала для выполнения работ по предмету Конкурса;
Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам Конкурса о наличии производственных мощностей для выполнения работ по предмету Конкурса;
Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию "наличие фактов неисполнения обязательств перед заказчиком или третьими лицами";
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 19.12.2019 N 223-ФЗ-1153/19.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 19.12.2019 N 223-ФЗ-1153/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 декабря 2019 г. N 223-ФЗ-1153/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.12.2019