В Ярославское УФАС России поступило заявление Депутата государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации о нарушении Департаментом транспорта Ярославской области, Департаментом дорожного хозяйства Ярославской области антимонопольного законодательства (вх. N 14329 от 04.10.2018).
12 июля 2017 г. Обществу с ограниченной ответственностью "Строительномонтажное управление N7" (далее - ООО "СМУ N 7") выдана Лицензия на пользование недрами сроком действия до 12 июля 2032 г. с целевым назначением: разведка и добыча песка строительного на месторождении Каликинское, расположенном в 0,2 км северо-восточнее д.Каликино Рыбинского района Ярославской области.
В соответствии с пунктом 6.13 указанной лицензии недропользователю необходимо согласовать примыкание и присоединение участка недр к автомобильным дорогам общего пользования.
В декабре 2017 г. ООО "СМУ-7" обратилось в Департамент транспорта Ярославской области с заявлением о предоставлении технических условий на присоединение участка недр (земельный участок с кадастровым номером 76:14:000000:11) к автодороге "Рыбинск - Александрова Пустынь".
22.12.2017 г. Департамент транспорта Ярославской области направил в адрес заявителя Технические условия N04-13/1192 от 22.12.2017 г. на присоединение участка недр (месторождение песка Каликино) на земельном участке с кадастровым номером 76:14:000000:11 к автомобильной дороге Рыбинск - Александрова Пустынь км 12+400 справа в районе д.Каликиной Рыбинского муниципального района Ярославской области.
Пунктом 2 Технических условий недропользователю предписано: на основании части 14 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" выполнить оценку технического состояния участка автомобильной дороги Рыбинск - Александрова Пустынь, используемого для вывозки полезного ископаемого, определить фактическую прочность дорожной конструкции в соответствии с ОДН 218.1.052-2002 "Оценка прочности нежестких дорожных одежд" и соотнести ее результаты с предполагаемыми нагрузками на дорожную конструкцию при вывозке материала с месторождения с учетом интенсивности движения транспортных средств. При недостаточной прочности предусмотреть усиление дорожной конструкции в соответствии с требованиями ОДН 218.046- 01 "Проектирование нежестких дорожных одежд". Результаты оценки прочности дорожной конструкции и объемы работ по усилению представить на согласование в Департамент транспорта Ярославской области в составе соответствующего раздела проекта разработки месторождения.
17 августа 2018 г. ООО "СМУ-7" обратилось в ГКУ ЯО "Ярославская областная дорожная служба" и Департамент дорожного хозяйства Ярославской области с заявлением об уточнении технических условий, в котором просило уточнить протяженность подлежащего исследованию участка автомобильной дороги.
Письмом от 31 августа 2018 г. Департамент дорожного хозяйства сообщил, что для присоединения участка недр (месторождение песка Каликино) к областной дорожной сети необходимо выполнить оценку технического состояния участка автомобильной дороги Рыбинск - Александрова Пустынь с км 0+000 по км 12+600, а также автомобильной дороги Рыбинск-Большое село с км 0+000 по км 5+062, соотнести полученные результаты с предполагаемыми нагрузками на дорожную конструкцию при вывозке материала с месторождения с учетом интенсивности движения транспортных средств; при недостаточной прочности предусмотреть усиление дорожной конструкции в соответствии с требованиями ОДН 218.046-01 "Проектирование нежестких дорожных одежд". Результаты оценки прочности дорожной конструкции и объемы работ по усилению представить на согласование в Департамент транспорта Ярославской области в составе соответствующего раздела проекта разработки месторождения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об автомобильных дорогах") в случае, если для движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства требуется оценка технического состояния автомобильных дорог, их укрепление или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, лицо, в интересах которого осуществляются перевозки указанным транспортным средством, возмещает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим такую оценку и принимающим такие меры, расходы на осуществление такой оценки и принятие таких мер до получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах" движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах" движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области 22 июня 2018 г. Распоряжением N350-р согласована Проектная документация по участку недр местного значения ООО "СМУ-7".
Разделом 6 Проектной документации предусмотрена перевозка ПРС автотранспортом КамАЗ-55111 грузоподъемностью 13 т и вместимостью кузова 6,6 куб.м.
В решении Арбитражного суда Ярославской области от 15.04.2019 по делу N А82-22406/2018 было установлено, что стороны и третье лицо пришли к соглашению, что данное транспортное средство не относится к тяжеловесным или крупногабаритным транспортным средствам. Спор в этой части отсутствует.
В ходе судебного разбирательства ответчики и третье лицо не смогли представить доказательства и обосновать возложение на ООО "СМУ-7" обязанности по оценке технического состояния автомобильной дороги и по ее усилению в случае необходимости, а также обосновать указанный в письме от 31.08.2018 размер участка, на котором должны быть произведены указанные работы.
В рассматриваемом случае Арбитражным судом Ярославской области не установлены обстоятельства, которые послужили бы основанием для применения части 14 статьи 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах", а тем более, для возложения на ООО "СМУ-7" обязанности по оценке технического состояния и усилению участка автомобильной дороги Рыбинск - Александрова Пустынь с км 0+000 по км 12+600, а также автомобильной дороги Рыбинск-Большое село с км 0+000 по км 5+062.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что указанный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В связи с наличием в действиях (бездействии) Департамента дорожного хозяйства Ярославской области (150000, Ярославль, ул. Чайковского, 42 а) признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в направлении ответа на обращение от 31.08.2018 (исх. N ИХ49-2764/18) в адрес ООО "СМУ N 7", вменяющее ООО "СМУ N 7" обязанность по необходимости выполнения оценки технического состояния участка автомобильной дороги Рыбинск - Александрова Пустынь с км 0+000 по км 12+600, а также автомобильной дороги Рыбинск-Большое село с км 0+000 по км 5+062, соотнесения полученных результатов с предполагаемыми нагрузками на дорожную конструкцию при вывозке материала с месторождения с учетом интенсивности движения транспортных средств, а также усиления дорожной конструкции в случае необходимости в соответствии с требованиями ОДН 218.046-01 "Проектирование нежестких дорожных одежд", Ярославское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает Департамент дорожного хозяйства Ярославской области о необходимости в срок до 13 июля 2019 г. прекращения указанных действий (бездействия) путем отзыва ответа на обращение от 31.08.2018 (ИХ49-2764/18), направленного в адрес ООО "СМУ N 7".
О выполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Вместе с тем, в силу части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководитель управления |
И.Г. Паутов |
Исполнитель: Шаганц Алина Альбертовна
Телефон: 8 (4852) 72-92-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 июня 2019 г. N А82-22406/2018 (ключевые темы: транспортные средства - защита конкуренции - техническое состояние - дорожное хозяйство - дорожная одежда)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.06.2019