Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 декабря 2019 г. N 223-ФЗ-1117/19
по результатам рассмотрения жалобы ИП Строевой Н.Н. на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
09.12.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ИП Строевой Н.Н. -- <...> (доверенность от 22.11.2019 б/н),
представители ООО "РТС-тендер", Управления городского Хозяйства и Транспорта Администрации Города Орла на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Строевой Н.Н. (далее - Заявитель) от 28.11.2019 б/н на действие (бездействие) заказчика Управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемому тарифу по маршруту N 34, графики 1-5 (закупка N 0154300014619000750) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) поступила жалоба ИП Строевой Н.Н. (далее - Заявитель) от 28.11.2019 б/н на действие (бездействие) заказчика Управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла (далее -- Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемому тарифу по маршруту N 34, графики 1-5 (закупка N 0154300014619000750) (далее - Конкурс, Жалоба).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о регулярных перевозках), осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -- Закон о контрактной системе), с учетом положений Закона о регулярных перевозках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.11.2019;
начальная (максимальная) цена договора (далее -- НМЦД) - 88,55 рублей;
дата окончания подачи заявок - 25.11.2019;
дата рассмотрения первых частей заявок - 26.11.2019;
дата проведения торгов -- 28.11.2019;
дата рассмотрения вторых частей заявок - 29.11.2019;
дата подведения итогов -- 29.11.2019.
В соответствии с пунктом 6 информационной карты Документации источником финансирования закупки является бюджет города Орла.
Как следует из Жалобы, при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно:
Заказчиком при проведении Конкурса не применен типовой контракт, утвержденный Приказом Министерства Транспорта России от 29.12.2018 N 482 (далее -- Приказ N 482);
Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по критериям: "цена контракта" и "деловая репутация";
Заказчиком неправомерно не предоставлены разъяснения положений Документации.
Согласно письменным пояснениям представителя Заказчика, с доводами Жалобы Заказчик не согласен и сообщил, что при проведении Конкурса действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Рассмотрев представленные материалы Заказчика и выслушав пояснения представителя Заявителя, Комиссией ФАС России установлено следующее:
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком при проведении Конкурса не применен типовой контракт, утвержденный Приказом N 482.
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контракта, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом согласно пункту 15 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 (далее -- Правила разработки типовых контрактов), типовые контракты подлежат применению в случаях, если извещения об отсутствии закупок размещены в Единой информационной системе в сфере закупок (далее -- ЕИС) по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта в ЕИС, но не ранее дня вступления в силу нормативного правого акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт.
Согласно пункту 16 Правил разработки типовых контрактов, условием применения данных контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку, а именно:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) код (коды) предмета контракта:
по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2);
по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2);
по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (указывается с 1 января 2017 г.);
в) размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при котором применяется типовой контракт (типовые условия контракта);
г) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта.
Приказом N 482 утвержден типовой контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, N 3 (далее -- Типовой контракт N 3) и информационных карт типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемому тарифу. Вышеуказанный Приказ N 482 вступил в силу 03.08.2019 и размещен в ЕИС 07.08.2019.
В соответствии с Приложением N 4-6 Приказа N 482 показатели для применения Типового контракта N 3, указанные в его информационной карте, соответствуют условиям проведения Конкурса. На основании вышеизложенного, Типовой контракт N 3 подлежит применению при осуществлении настоящей закупки в обязательном порядке.
Вместе с тем, в конкурсной Документации Заказчика в разделе V имеются отличия проекта муниципального контракта на выполнение работ для положительной цены контракта от Типового контракта N 3 в части подпункта 3 пункта 5.2, подпункта 2 пункта 5.4, подпункта 8 пункта 5.4, пункта 7.9, пункта 7.11, пункта 9.4, пункта 9 приложения 2, пункта 10 приложения 2, пункта 11 приложения 2, приложения 12.
Таким образом, учитывая требования Закона о контрактной системе, Правила разработки типовых контрактов, Заказчик должен был при проведении Конкурса применить положения Типового контракта N 3, предусмотренного Приказом N 482.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседание Комиссии ФАС России не явились и не предоставили доказательств, подтверждающих обратное.
Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, не применившего Типовой контракт N 3, нарушают часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по критериям: "цена контракта" и "деловая репутация".
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Приложением N1 к Информационной карте Конкурса в разделе III Документации, установлен порядок оценки заявок участников Конкурса, в том числе, по критерию "цена контракта", оценка которой осуществляется слушающим образом:
"а) в случае если Цmin > 0,
ЦБi=Цmin\x{00d7}100/Цi,
б) в случае если Цmin < 0,
ЦБi=(Цmax - Цi)\x{00d7}100/Цmax ,
где:
ЦБi - количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по критерию оценки "Цена контракта";
Цi - предложение участника конкурса, заявка которого оценивается;
Цmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками конкурса;
Цmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками конкурса".
При этом в рамках критерия "цена контракта" в разделе I конкурсной Документации установлено, что в случае если начальная (максимальная) цена контракта при проведении Конкурса снижена меньше нуля, то конкурс проводится на право заключить контракт.
Кроме того, в порядке оценки заявок участников Конкурса в разделе I конкурсной Документации установлено, что для оценки заявок по каждому критерию используется 100-бальная шкала оценки.
Согласно протоколу рассмотрения конкурсных заявок от 02.12.2019 N ППИ1 участникам Конкурса - ИП Москаленко Я.С., ИП Карнюхина И.И., ИП Гришин С.А., ИП Строева Н.Н., предложившим цены контракта, сниженные меньше нуля, присвоено 100 баллов по критерию "цена контракта" вне зависимости от цены, предложенной на право заключить контракт.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанный порядок оценки по критерию "цена контракта" не позволяет выявить лучшие условия исполнения договора, что не соответствует правовой природе оценки заявок, поскольку участникам, предложившим различное снижение цены контракта, присвоено одинаковое количество баллов по критерию "цена контракта".
Кроме того, согласно порядку оценки заявок в разделе III конкурсной Документации для оценки заявок участников закупки по критерию "деловая репутация" производится расчет количества дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине участника открытого конкурса (его сотрудников) в течение года до даты размещения извещения о проведении открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования рассчитывается по формуле:
K= N / Асс
где:
K - коэффициент дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине участника открытого конкурса;
N - количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине участника открытого конкурса (его сотрудников) в течение года до даты размещения извещения о проведении открытого конкурса;
Асс - среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования, действовавшими в течение года до даты размещения извещения о проведении открытого конкурса, которое рассчитывается по формуле:
Асс = А / (365*А/ X),
где:
А - количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования, действовавшими в течение года до даты размещения извещения о проведении открытого конкурса;
Х - общее количество дней действия всех договоров обязательного страхования, действовавших в течение года до даты размещения извещения о проведении открытого конкурса.
При этом, изучив критерий оценки заявок участников Конкурса "деловая репутация" Комиссия ФАС России приходит в выводу о том, что указанный критерий оценки заявок участников Конкурса не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, так как показатель "Асс" никаким образом не зависит от параметра "А", поскольку при присвоении баллов заявке участника содержащей или не содержащей информацию о количестве транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования, действовавшими в течение года до даты размещения извещения о проведении открытого конкурса, количество баллов по критерию "деловая репутация" остается неизменным.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседание Комиссии ФАС России не явились и не предоставили доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, вышеуказанное действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего критерии оценки заявок участников Конкурса по показателям "цена контракта", "деловая репутация", нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно не предоставлены разъяснения положений Документации.
Частью 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
В соответствии с частью 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Кроме этого, часть 9 статьи 54.3 устанавливает, что разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Согласно сведениям ЕИС датой окончания подачи заявок на участие в Конкурсе является 25.11.2019.
Пунктом 1.21 раздела III Документации установлено, что датой начала предоставления разъяснений является 31.10.2019, а дата окончания предоставления 21.11.2019.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем поданы запросы на разъяснение положений конкурсной Документации 17.11.2019 и 19.11.2019 (Вопрос N4 и N3 соответственно).
В соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, по поступившим запросам на разъяснение положений Документации разъяснения предоставлены и размещены в порядке сроков, определенных Законом о контрактной системе, а именно 19.11.2019 и 21.11.2019 (Вопрос N4 и N3 соответственно).
Таким образом, порядок предоставления разъяснений положений конкурсной Документации не противоречит Закону о контрактной системе.
Учитывая изложенное, довод о том, что Заказчиком неправомерно не предоставлены разъяснения положений Документации не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Строевой Н.Н. (ИНН: 575200758180; ОГРНИП: 304575208400052) на действие (бездействие) заказчика Управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла (ИНН: 5753064330; ОГРН: 1165749051368) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемому тарифу по маршруту N 34, графики 1-5 (закупка N 0154300014619000750) обоснованной в части доводов Жалобы о том, что:
- Заказчиком в Документации не применен типовой контракт, утвержденный Приказом Министерством Транспорта России от 29.12.2018 N 482;
- Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по критериям: "цена контракта" и "деловая репутация".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 и части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 09.12.2019 по делу N 223-ФЗ-1117/19 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 декабря 2019 г. N 223-ФЗ-1117/19 (ключевые темы: деловая репутация - извещение о проведении открытого конкурса - участники закупок - разъяснение положений конкурсной документации - критерии оценки)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.12.2019