Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
В Саратовского УФАС России поступило представление от Прокуратуры Саратовской области о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Представление) в отношении ГУП СО "Облводоресурс" (далее также - Ответчик).
Оказание услуги холодного водоснабжения и услуги водоотведения регламентированы нормативными правовыми актами, в том числе:
Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ);
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении);
Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644);
Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования).
В силу ч. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно ч. 2 и ч. 8 ст. 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности относится подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и регулированию подлежит, в том числе, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
В соответствии с ч. 13 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением технологическим присоединением), не допускается (ч. 14 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с п. п. 5, 6 ч. 2.2. ч. 1 ст. 4 Закона о водоснабжении и водоотведении право на утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также утверждение правил регулирования тарифов в указанных сферах принадлежит Правительству Российской Федерации.
Согласно п. 1 Основ ценообразования этот документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения.
Пунктами 81, 82 и 83 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
Тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения. Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов, расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; налог на прибыль.
По информации ГУП СО "Облводоресурс" от 10.06.2019 N 608, в период 2018-2019 гг. юридические лица и индивидуальные предприниматели обращались в филиалы ГУП СО "Облводоресурс" в части выполнения работ по врезке ввода в существующую водопроводную и канализационную линию.
Стоимость работ определялась в соответствии с утвержденными на предприятии калькуляциями, дифференцированными для каждого филиала.
Договоры на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения не заключались. В связи с этим, ГУП "Облводоресурс" не обращалось в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области с заявлением об установлении на 2018, 2019 гг. тарифа на подключение.
Из представленной комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области информации от 07.06.2019 N 01-12-813/кгрт следует, что за период 2018 г., 4 месяцев 2019 г. от ГУП СО "Облводоресурс" обращений на утверждение тарифов на подключение (технологическое присоединение) не поступало.
Вместе тем, подключение (технологическое присоединение) представляет собой процесс фактического осуществления организацией водопроводно-канализационного хозяйства действий по подключению объекта потребителя к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, работы по врезке водопровода и (или) канализации в существующую сеть являются составной частью мероприятий по подключению абонента к системе водоснабжения и (или) водоотведения.
При указанных обстоятельствах, работы филиалов ГУП СО "Облводоресурс" по врезке водопровода и (или) канализации в существующую сеть являются составной частью мероприятий по подключению абонента к системе водоснабжения и (или) водоотведения, тарифы на которые в соответствии с Законом N 416-ФЗ устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Например, 15.01.2018 в филиал ГУП СО "Облводоресурс"- "Красноармейский" обратился индивидуальный предприниматель о выдаче разрешения на подключение к системе водоснабжения по адресу: г. Красноармейск, ул. Калинина, д. 5 а.
Заявителю 24.01.2018 выданы технические условия подключения магазина-пекарни по вышеуказанному адресу.
В дальнейшем, 19.07.2018 между ГУП СО "Облводоресурс" в лице руководителя филиала "Красноармейский" и ИП заключен договор, предметом которого является выполнение врезки ввода в существующие водопроводные и канализационные линии. Цена работ определялась на основе калькуляции стоимости.
Кроме того, руководителем филиала ГУП СО "Облводоресурс"- Красноармейский" 21.08.2018 утвержден Регламент, определяющий порядок действия при подключении объектов к сетям холодного водоснабжения и водоотведения, включая порядок заключения договора о подключении, выдачи: исполнении условий подключения.
Филиалом ГУП СО "Облводоресурс"-Екатериновский" 14.06.2018 ИП выданы технические условия подключения магазина по адресу: Саратовская область, р.п. Екатериновка, ул. Ленина, 2.
Между ГУП СО "Облводоресурс" в лице руководителя филиала Екатериновский" и ИП глава КФХ 30.07.2018 заключен договор на выполнение подрядных работ, предметом которого является выполнение врезки ввода в существующую водопроводную линию. Цена работ определялась на основе калькуляции стоимости.
И.о. руководителя филиала ГУП СО "Облводоресурс"-Екатериновский" утвержден Регламент подключения к системе 13КХ, включающий, в том числе следующие действия: получение условий на подключение к сетям, получение согласования, заказ проекта, строительно-монтажные работы и подключение сетям.
В период 2018-2019 гг. работы по врезке осуществлялись и другими: филиалами согласно прилагаемым материалам.
Между тем, по информации ГУП СО "Обловодресурс" от 25.09.2019 N 1055 следует, что в связи с отсутствием востребованности на подключение (технологическое присоединение) к сетям, ГУП СО "Облводоресурс не обращалось в КГРТ СО с заявлением об установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к центральной системе холодного водоснабжения/водоотведения.
Исходя из изложенного, ГУП СО "Облводоресурс" и его филиалами, в нарушение требований закона, в 2018-2019 гг. самостоятельно установило плату за технологическое присоединение к централизованным сетям холодного водоснабжения.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, в действиях ГУП СО "Облводоресурс" имеются признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Представленные материалы и сведения указывают на наличие основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства по п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Представленные материалы и сведения указывают на наличие основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства по п. 2, 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрение данного дела относится к компетенции Саратовского УФАС России. Имеющихся материалов достаточно для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от 09.10.2019 N 916 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ГУП СО "Облводоресурс п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, руководствуясь ч. 13 ст. 44 Закона о защите конкуренции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Назначить дело N 064/01/10/731/2019 к рассмотрению на 02.12.2019 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 81, 3 этаж.
Привлечь к участию в рассмотрении дела N 064/01/10/731/2019 в качестве в качестве лица располагающим сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела - Прокуратуру Саратовской области (ИНН/КПП 6450014678/645001001, ОГРН 1026402204619, 410002, г. Саратов, ул. Им. Е.Ф. Григорьева, д. 33/39).
Лицу располагающим сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела - Прокуратуре Саратовской области представить в срок до 28.11.2019 в Саратовское УФАС России любую информацию, необходимую для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Привлечь к участию в рассмотрении дела N 064/01/10/731/2019 в качестве в качестве лица располагающим сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела - Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (ИНН/КПП 6452914177/645201001, ОГРН 1056415015910, 410042, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 116).
Лицу располагающим сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела - Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области представить в срок до 28.11.2019 в Саратовское УФАС России любую информацию, необходимую для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Привлечь к участию в рассмотрении дела N 064/01/10/731/2019 в качестве Ответчика ГУП СО "Облводоресурс" (ИНН/КПП 6450924067/645401001, ОГРН 1076450002056, 410028, г. Саратов, ул. Провиантская, д. 21).
Ответчику - ГУП СО "Облводоресурс" обеспечить явку представителя с доверенностью на участие в рассмотрении дела, представить в срок до 28.11.2019 в Саратовское УФАС России:
Письменные пояснения относительно признаков нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции;
Любую информацию, необходимую, по мнению ГУП СО "Облводоресурс", для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Явка представителей лиц, участвующих в деле, с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 18 октября 2019 г. N 064/01/10-731/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.10.2019