Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: <...> - заместитель руководителя - начальник отдела контроля торгов;
члены Комиссии: <...> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы, <...> - специалист 1 разряда отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,
рассмотрев 14.11.2019 дело N 025/05/21-798/2019, возбужденное в отношении: ИП Богряшова Светлана Сергеевна (ИНН 253707108890) с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в отсутствии представителей сторон по делу,
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступило обращение <...> (вх. N 5601 от 09.07.2019), в котором указано, что в информации, размещенной по адресу: перекресток улиц Ишимская и Металлургическая, а так же по адресу ул. Адмирала Нахимова д.4, содержатся признаки нарушения требований ФЗ "О рекламе".
15.07.2019 для установления факта размещения указанной информации, сотрудниками Приморского УФАС России был совершен выезд и последующая фото-фиксация, по результатам которого составлены Акты фиксации размещенной информации (далее - Акт) от 15.07.2019.
Согласно Акта, на конструкции расположенной по адресу: перекресток улиц Ишимская и Металлургическая размещена информация заведения распространяющего алкогольную продукцию ИП Богряшова "Смайлик Beer".
Кроме того, по адресу: г. Владивосток, ул. Адмирала Нахимова, д. 4, на зафиксированных в Акте конструкциях, изображена информация "Смайлик Beer".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с частью 4 статьи 2 ФЗ "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные указанным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;
Вышеуказанная информация, с учетом вышеизложенного, является рекламой, в связи с чем она должна соответствовать требованиям установленными ФЗ "О рекламе".
К рекламе алкогольной продукции установлены требования в статье 21 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 16 Информационного письма ВАС от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и поддержания интереса к открывающемуся алкомаркету и к алкогольной продукции, реализуемой в нем, продвижению их на рынке и, следовательно, является рекламой.
Учитывая специфику рекламируемого магазина, имеющего по профилю своей деятельности широкий ассортимент пивных напитков, а также то, что часть названия магазина содержит слово "Beer", что в переводе с английского языка означает "пиво", обозначение "Смайлик Beer" ассоциируется именно с алкогольной продукцией, а не с иными напитками и в традиционном понимании формирует интерес потребителей к спиртному. Также на вывеске (режимник) (фото 3), размещена информация "Смайлик Beer" Пивомаркет_". Для потребителя данное сочетание однозначно и непосредственно свидетельствуют о возможности приобретения в данном магазине алкогольной продукции вне зависимости от того, есть ли в рекламе наименование или изображение такой продукции.
Указанная реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - магазину "Смайлик Beer" и к алкогольной продукции, следовательно, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе этого товара.
При этом, статьей 21 ФЗ "О рекламе" определены требования к размещению рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 5 процентов объема готовой продукции, а также к рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов объема готовой продукции.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе", реклама алкогольной продукции не должна обращаться к несовершеннолетним.
Согласно пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе", реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне них.
Рекламные щиты являются одним из видов рекламных конструкций. Поэтому к ним предъявляются те же требования, что и к рекламным конструкциям в целом:
при их размещении должны соблюдаться ограничения, установленные Законом о рекламе, а также требования законодательства субъектов РФ и актов органов местного самоуправления;
Вместе с тем, согласно пункта 2.4 Муниципального правового акта города Владивостока от 15.08.2018 N 45-МПА "Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа" (далее - Правила благоустройства), на территориях общего пользования Владивостокского городского округа запрещается: размещение афиш, плакатов, объявлений, агитационных материалов, а также производство надписей, рисунков в оконных проемах, на стенах зданий, столбах, деревьях, опорах наружного освещения и распределительных щитах, трансформаторных подстанциях, бойлерных и других объектах, не предназначенных для этой цели;
Таким образом, Комиссия отмечает наличие признаков нарушения Правил благоустройства.
В связи с вышеизложенным, Приморским УФАС России в отношении ИП Богряшова вынесено определение о возбуждении дела N 025/05/21-798/2019, по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ Рассмотрение дела было назначено на 27.09.2019.
01.10.2019 Комиссия определением (исх. N 8801/06-2 от 04.10.2019) отложила рассмотрение дела для предоставления возможности ИП Богряшова представить пояснения по существу вменяемого правонарушения, а также для участия в рассмотрении дела определением
Вместе с тем, ИП Богряшова определение по делу N 025/05/21-798/2019 по указанному адресу получила 12.11.2019 (почтовый идентификатор - 69009040764647), документы и сведения в Приморское УФАС России не представила. На заседание комиссии 14.11.2019 не явилась.
Таким образом, ИП Богряшова считается уведомленной надлежащим способом.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе", реклама алкогольной продукции не должна обращаться к несовершеннолетним.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Поскольку территориальное расположение рассматриваемой рекламы находится в том числе на территории жилого дома, и не исключает возможность доступа к ней несовершеннолетних лиц, указанная рекламная информация нарушает положения пункта 5 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
Комиссия, оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, признает их достаточными для квалификации спорной информации в качестве ненадлежащей рекламы.
Кроме того, установлено, что рекламораспространителем - является ИП Богряшова С.С., в интересах которого распространяется информация. Данный факт подтверждается на фото N 3 (согласно акта фиксации размещенной информации), где рядом с входной дверью в магазин "Смайлик-Beer" указан режим работы, а также реквизиты указанного индивидуального предпринимателя.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 3.58 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 N 711/12), а также руководствуясь пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ИП Богряшовой С.С. на рекламной конструкции по адресу: перекресток улиц Ишимская и Металлургическая, а так же на фасаде здания по адресу ул. Адмирала Нахимова д.4, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 "О рекламе".
2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении ИП Богряшова С.С. нарушения требований пункта 5 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Передать сведения о размещении информации в Администрацию г. Владивостока для рассмотрения вопроса о законности/незаконности размещения рекламы и принятия мер по демонтажу.
Решение изготовлено в полном объеме 28.11.2019.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 14 ноября 2019 г. N 025/05/21-798/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.12.2019