Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в присутствии представителей:
от ООО "РН-Ведомственная охрана": <...> (по довернности от 30.08.2019 N 25-Д), <...> (по доверенности от 30.08.2019 N 26-Д),
в отсутствие представителей ООО "Химзащита" (извещены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 15.11.2019 N ПО/60886/19),
рассмотрев жалобу ООО "Химзащита" (далее - Заявитель) на действия
ООО "РН-Ведомственная охрана" (далее - Заказчик) при проведении запроса оферт в электронной форме на право заключения договора на поставку СИЗ и СИЗОД для нужд ООО "РН-Ведомственная охрана" (реестровый N 31908466848) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика, при проведении Закупки, выразилось в установлении неправомерных требований в составе Закупочной документации.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу
о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи
3 Закона о закупках.
Как следует из материалов дела, Заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении Закупки.
Комиссия отмечает, что при осуществлении конкурентных процедур заказчики должны руководствоваться принципами, поименованными в части 1 статьи 3 Закона о закупках, в том числе указанный Закон возлагает на заказчиков при проведении процедур обязанность руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно Техническому заданию Закупочной документации участник в составе заявки должен предоставить фото поставляемого товара и характеристики с предоставлением подтверждающих документов (паспорт производителя, руководство по эксплуатации и комплектность), сертификаты/декларации соответствия ТР ТС 019/2011, а также протоколы испытаний.
В тексте жалобы Заявитель указывает на неправомерность установления указанного требования.
Изучив представленные материалы, Комиссия пришла к выводу об обоснованности довода жалобы ввиду следующего:
Согласно статье 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (декларацию соответствия, технический паспорт, сертификат качества и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать на момент подачи заявки, не приобретая соответствующего товара, при поставке которого передаются соответствующие документы (сертификат/декларация соответствия, паспорт качества, технические условия и так далее), а также документы, подтверждающие результат испытания соответствующих товаров (протоколы испытаний, заключения, подтверждающие свойства товара и так далее).
С учетом изложенного, требование о представлении участниками Закупки до даты подведения итогов Закупки вышеназванных документов, указанных в Техническом задании, обременяет участника Закупки в целях участия в Закупке
и подаче своей заявки на участие в Закупке заблаговременно произвести/приобрести указанную в Техническом задании продукцию.
Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников Закупки о представлении сертификатов соответствия возможность участников Закупки подать заявку на участие в Закупке в соответствии с вышеуказанными требованиями Закупочной документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя/дилера, его официального представителя.
При этом Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке и до подведения итогов закупки, в связи с чем участник может не обладать информацией о соответствующих свойствах товара, предлагаемого к поставке, при подаче заявки на участие в закупке.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик не вправе требовать от участков процедуры соответствующих документов на товар.
Более того, Проектом договора установлено, что товар, передаваемый поставщиком Заказчику, должен быть надлежащего качества, соответствовать ТР ТС 009/2011 и ГОСТ 28546-2002, а также требованиям действующего законодательства Российской Федерации в отношении поставляемого товара.
Поставщик доставляет товар с приложением следующих документов, подписанных поставщиком:
а) товарные накладные (ТОРГ-12), подписанные поставщиком, в 2 (двух) экземплярах;
б) счет на оплату;
в) счет-фактуру (оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации) (если применимо);
г) сертификаты (декларации о соответствии), обязательные для поставленного Товара, и иные документы, подтверждающие качество Товара, оформленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требования Технического задания дублируют требования Проекта договора.
Комиссия отмечает, что Закупочная документация по своей сути является офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, в связи с чем не должна содержать в себе неточности и разночтения, приводящих к искажению ее смысла.
В целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в процедуре Закупочной документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к участникам, подающим заявки на участие в закупке.
Из вышеизложенного следует, что заявка участников будет настолько конкретной и максимально отвечающей требования Заказчика, насколько конкретно Заказчик определил в своей документации соответствующие требования к участникам закупочной процедуры, к товару необходимому к поставке по условиям заключаемого по результатам проведения закупочной процедуры договора.
Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений либо отсутствие в Закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие такой документации (соответствующим её требованиям), исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений Заказчиком.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не должным образом установлены требования к участникам Закупки, что не соответствует требованиям пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов участников процедуры, учитывая, что Заявитель подал заявку на участие в Закупке, Комиссией также принято решение выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о рассмотрении заявок участников, без учета оспариваемого требования Закупочной документации.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Химзащита" (ОГРН: 1157746983954, ИНН: 7731295754) на действия ООО "РН-Ведомственная охрана" (ОГРН: 11577469775198, ИНН: 7714359863) при проведении Закупки обоснованной.
2. Установить в действиях ООО "РН-Ведомственная охрана" нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать ООО "РН-Ведомственная охрана" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-14851/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.11.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании вынесенного решения от 21.11.2019 по делу N 077/07/00-14851/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО "РН-Ведомственная охрана" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса оферт в электронной форме на право заключения договора на поставку СИЗ и СИЗОД для нужд ООО "РН-Ведомственная охрана" (реестровый N 31908466848) (далее - Закупка), а именно:
Заказчику назначить новую дату рассмотрения поступивших заявок, подведения итогов Закупки в случае необходимости.
Заказчику рассмотреть поданные заявки на участие в Закупке с учетом решения Комиссии от 21.11.2019 по делу N 077/07/00-14851/2019, то есть без учета требования Технического задания Закупочной документации о предоставлении в составе заявки фото поставляемого товара и подтверждающих документов (паспорта производителя, руководства по эксплуатации и комплектности), сертификатов/деклараций соответствия ТР ТС 019/2011, а также протоколов испытаний.
Заказчику не позднее трех дней со дня исполнения предписания, разместить в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) соответствующую информацию о ходе исполнения предписания.
Заказчику завершить процедуру Закупки в соответствии с решением Комиссии от 21.11.2019 по делу N 077/07/00-14851/2019, требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о закупках Заказчика, Закупочной документации.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 23.12.2019.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 25.12.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 ноября 2019 г. N 077/07/00-14851/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.12.2019