Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) на основании приказа Хабаровского УФАС России от 19.08.2019 N 283 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МООО "Межрайтопливо" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора поставки топлива, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступили обращения ООО "Флагман" (вх. от 21.05.2019 N 8/5628, от 27.05.2019 N 8/5859, от 27.05.2019 N8/5858, от 24.06.2019 N8/7122, от 24.06.2019 N8/7123, от 24.06.2019 N8/7124) на действия МООО "Межрайтопливо" при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора поставки топлива (извещения N 31907522987) с ООО "ЭлкаИнвест".
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (часть 3 статьи 3 Закона о закупках).
Положением о закупках товаров, работ, услуг МООО "Межрайтопливо" (далее - Положение о закупках) в редакции от 20.12.2018 установлены следующие способы закупок: открытый аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика (раздел 7 пункт 7.1.6).
Пунктом 7.3. Положения закреплено, что закупка у единственного поставщика осуществляется только в случаях, установленных настоящим Положением, когда проведение иных процедур закупок невозможно или нецелесообразно.
В Единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru МООО "Межрайтопливо" размещено извещение (см. Таблицу N1) о проведении Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по поставке топлива.
В протоколе осуществления закупки у единственного поставщика, в качестве обоснования закупки у единственного поставщика приведена ссылка на пункт 25.2 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд МООО "Межрайтопливо".
В обоснование проведения закупки у единственного поставщика МООО "Межрайтопливо" представлено письмо от главы муниципального района, каких-либо иных обоснований и документов, указывающих на проведение данной закупки заказчиком не представлено.
Согласно протоколу (см. Таблицу N1) МООО "Межрайтопливо" заключило договора поставки топлива для нужд муниципального района.
Таблица N1
|
Номер извещения |
НМЦ, рублей с НДС 20% |
Протокол (дата, номер) |
Основания проведения закупки |
Договор (дата, номер) |
Поставщик |
1 |
31907522987 |
1 128 000 |
13.02.2019 N 19/2019 |
В связи с необходимостью срочной перевалки угля, во избежание срыва отопительного сезона на угольных котельных, в виду сжатых сроков поставки нефтепродуктов и как следствие невозможность проведение дополнительной процедуры торгов, в соответствии с пунктом 25.2 Положения , в целях обеспечения топливом , предназначенным для выработки тепловой энергии для нужд Советско-Гаваньского муниципального района в феврале 2019 г. |
13.20.2019 N2/ЭКИ-2019 |
ООО "ЭлкаИнвест" |
Положением о закупках установлены способы закупок предприятием товаров, работ, услуг - открытый конкурс (в том числе двухэтапный); открытый аукцион; открытый запрос котировок, в том числе электронной форме; открытый запрос предложений; в том числе электронной форме; открытый квалификационный отбор; закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); закрытый запрос цен/предложений.
В приведенных в Положении о закупках терминах и определениях под закупкой у единственного поставщика понимается способ закупки, при котором договор заключается без использования конкурентных процедур.
В соответствии с пунктом 25.2. Положения о закупках осуществление закупки у единственного поставщика допускается в определенных случаях, к числу которых относится:
- осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 15 000 000 (пятнадцать миллионов) рублей, в том числе НДС;
- если приобретаются товары, оказываются работы и услуги в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, а также для обеспечения работоспособности (бесперебойности функционирования) и доступности критичных для деятельности агрегатов, комплексов, приложений и систем заказчика или для предотвращения аварий, удовлетворения иных срочных потребностей заказчика, в связи с чем, применение других процедур закупок невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;
- если поставки товаров осуществляются не имеющим альтернативы поставщиком, с учётом возможности закупки в конкретном регионе или населённом пункте, или стоимость товаров, работ, услуг регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен, запроса предложений и иных закупок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Доказательств наличия надлежащих оснований для осуществления закупки у единственного поставщика обществом не представлено.
Спорная закупка осуществлена обществом у единственного поставщика без каких-либо обоснований, что исключило возможность заинтересованных лиц претендовать на заключение соответствующего договора поставки в равных условиях. В связи с этим в действиях МООО "Межрайтопливо" усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, при заключении договора поставки по извещению N 31907522987.
При таких обстоятельствах, в действия указанных лиц, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частями 13, 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 027/01/17-667/2019 к рассмотрению на 14 час. 00 мин. "04"октября 2019 по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб.17.;
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: МООО "Межрайтопливо" (ул. Запарина, 53, оф. 36, г. Хабаровск, 680000);
3. МООО "Межрайтопливо" в срок до 03.10.2019 представить:
- мотивированный отзыв по делу;
- пояснение о том, каким образом производился отбор поставщиков;
- сведения о выручке по видам деятельности связанным с поставкой топлива за 2018 и 2019 года, с разбивкой по периодам.
4. Привлечь к участию в деле в качестве заявителя: ООО "Флагман" (ул. Молодогвардейская, 4, оф. 1, г. Комсомольск-на-Амуре, 681000).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
Явка ответчика по делу, заинтересованных лиц, или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 августа 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.08.2019