Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Белова А.Н., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Вехкалахти В.С., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов, в присутствии представителя ООО "ЭлектроТехКонтроль" - <...>. (по доверенности) в отсутствии ответчика, надлежащим образом уведомлен;
рассмотрев жалобу ООО "ЭлектроТехКонтроль" (ИНН: 5919004730) (вх. N 016962) (далее - заявитель) на действия Электронная торговая площадка ООО "ЭТП"" (ИНН: 1655218458), при организации и проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции трансформаторной подстанции ТП-11 цеха N35 корпус 1 (инв.170744) 2-й этап. Магистральные шинопроводы, распределительное устройство РУ-6 кВ АО "ОДК-ПМ" (извещение N 31908331940, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
31.10.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на неправомерное отклонение оператором электронной площадки заявки ООО "ЭлектроТехКонтроль".
ООО "ЭТП" с доводами жалобы не согласно, представило письменные пояснения с указанием на то, что подача заявки в конкурсе возможна при наличии денежных средств, внесенных на счет оператора в размере обеспечения заявки на участие в закупке, либо в размере резервируемых средств, в случае, если обеспечение заявки меньше комиссии Оператора площадки или не было установлено обеспечение заявки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - автономное учреждение обязан руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Единым Положением о закупке ГК "Ростех" (далее - Положение) и Документацией по конкурсу в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции трансформаторной подстанции ТП-11 цеха 35 корпус 1 (инв. 170744) 2-й этап магистральные шинопроводы, распределительное устройство РУ-6 кв АО "ОДК-ПМ" (далее - Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 24.09.2019 г., дата начала квалификационного отбора - 01.10.2019 г., дата окончания квалификационного отбора - 17.10.2019 г., дата начала приема заявок - 01.10.2019 г., дата окончания приема заявок - 07.11.2019 г., дата подведения итогов - 25.11.2019 г.
Согласно п. 10.10.2 Положения, при проведении конкурентных способов закупки в электронной форме заказчик (организатор закупки) обязан установить требование об обеспечении участником процедуры закупки исполнения его обязательств, связанных с участием в процедуре закупки (обеспечение заявки) в случае, если НМЦ превышает 5 000 000 рублей с НДС, за исключением закупок, предусмотренных подразделом 19.11 Положения.
На основании п. 10.10.7 Положения, при проведении конкурентного способа закупки в электронной форме на общих основаниях обеспечение заявки предоставляется только путем перечисления денежных средств на счет, открытый участнику процедуры закупки оператором ЭТП в соответствии с регламентом ЭТП, а при проведении закупок в соответствии с подразделами 12.11, 13.12, 14.12, 15.11 Положения - на специальный банковский счет либо путем предоставления банковской гарантии (на выбор участника процедуры закупки).
В соответствии с п. 4.13.1 Документации, обеспечение заявки на стадии квалификационного отбора не требуется. В случае успешного прохождения участником процедуры закупки квалификационного отбора, он должен в срок не позднее времени и даты срока окончания подачи заявок на основную стадию закупки предоставить обеспечение заявки в форме и в размере, указанные в п. 28 информационной карты, если такое требование установлено документацией о закупке.
Исходя из п. 28 Информационной карты, обеспечение заявки по спорной закупке требуется в размере 1 719 875,21 руб., НДС не облагается.
Форма обеспечения:
1) путем перечисления денежных средств на счет, открытый участнику оператором ЭТП, в срок не позднее времени и даты окончания подачи заявок.
Согласно п. 18.10, 34.10 Регламента электронной торговой площадки ETPRF.RU (для закупок ГК "Ростех") (далее - Регламент), в течение одного часа с момента поступления на электронную торговую площадку Заявки от Участника, Оператор производит блокировку денежных средств Участника в размере суммы обеспечения заявки на участие в закупке с квалификационным отбором, либо в размере резервируемых средств, в случае если обеспечение заявки меньше комиссии Оператора площадки или не было установлено обеспечение заявки, размещенных на счете Оператора площадки.
В соответствии с п. 18.10.1 Регламента, Оператор проверяет заявку Участника в течение 1 часа с момента получения, не принимает ее в случае отсутствия на счете Участника на электронной площадке, подавшего заявку на участие в конкурсе, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в конкурсе либо в размере резервируемых средств, в случае если обеспечение заявки меньше комиссии Оператора площадки или не было установлено обеспечение заявки, в отношении которых не осуществлено блокирование по обеспечению заявок или резервирование средств в отношении иных закупок.
В соответствии с п. 34.12. Регламента, в случае выявления нарушений условий подачи заявки на участие в закупке с квалификационным отбором такая заявка не должна быть включена в реестр заявок квалификационного отбора. При этом, автоматически направлено уведомление по электронной почте и в личный кабинет Участнику о возврате такой заявки с указанием причины возврата.
На основании п. 18.14 Регламента, подача Участником заявки на участие в конкурсе является согласием такого Участника на списание зарезервированных средств, а также денежных средств, находящихся на счете Участника на электронной площадке, для проведения операций по обеспечению участия в конкурсах, в качестве платы за участие в конкурсе, в случае признания такого Участника победителем.
В разделе "Термины и определения" Регламента установлено, что резервируемые средства - денежные средства, передаваемые Участником в счет оплаты услуг Оператора для участия в процедуре закупки, в случае если обеспечение заявки меньше комиссии Оператора площадки или обеспечение заявок не предусмотрено. Резервируемые средства списываются со счета Участника на электронной площадке в случае заключения договора с Заказчиком, в случае уклонения Участника от заключения договора, иных случаях, предусмотренных настоящим Регламентом. Данные средства возвращается Участнику, в случае если его заявка признана не соответствующей требованиям закупочной документации, либо договор заключен с иным Участником в соответствии с Регламентом. Размер резервируемых средств определяется согласно Приложению N2 настоящего Регламента.
В соответствии с Приложением 2 Регламента, стоимость услуг Оператора взимается с Участника, исходя из начальной суммы заказа, согласно приведенной ниже таблице (в т.ч. НДС). Оператор может изменить сумму комиссии для отдельных закупок.
Тарифная сетка
Начальная цена закупки (руб.) |
Комиссия без НДС |
НДС - 20% (с 01.01.19) |
Итоговая комиссия |
от 0 до 150 000 |
0 |
0 |
0 |
от 150 000 до 300 000 |
2118.64 |
423.73 |
2542.37 |
от 300 000 до 500 000 |
2542.37 |
508.47 |
3050.84 |
от 500 000 до 700 000 |
3389.83 |
677.97 |
4067.80 |
от 700 000 до 1 000 000 |
4237.29 |
847.45 |
5084.75 |
от 1 000 000 до 1 500 000 |
5084.75 |
1016.94 |
6101.69 |
от 1 500 000 до 3 000 000 |
6779.66 |
1355.93 |
8135.59 |
от 3 000 000 до 4 000 000 |
15254.24 |
3050.85 |
18305.09 |
от 4 000 000 до 5 000 000 |
18644.07 |
3728.81 |
22372.88 |
от 5 000 000 до 7 000 000 |
25423.73 |
5084.74 |
30508.47 |
от 7 000 000 до 10 000 000 |
29661.02 |
5932.20 |
35593.22 |
от 10 000 000 до 25 000 000 |
50 847.46 |
10169.49 |
61016.95 |
от 25 000 000 до 50 000 000 |
67796.61 |
13 559.32 |
81355.93 |
от 50 000 000 до 100 000 000 |
152542.37 |
30508.47 |
183050.85 |
от 100 000 000 |
186440.68 |
37288.13 |
223728.81 |
Стоимость частично оказанных услуг Оператора взимается с Участника, исходя из начальной суммы заказа, согласно приведенной ниже таблице (в т.ч. НДС). Оператор может изменить сумму комиссии для отдельных закупок.
Тарифная сетка
Начальная цена закупки (руб.) |
Комиссия без НДС |
НДС - 20% (с 01.01.19) |
Итоговая комиссия |
от 0 до 150 000 |
0 |
0 |
0 |
от 150 000 до 300 000 |
2118.64 |
423.73 |
2542.37 |
от 300 000 до 500 000 |
2542.37 |
508.47 |
3050.84 |
от 500 000 до 700 000 |
3389.83 |
677.97 |
4067.80 |
от 700 000 до 1 000 000 |
4237.29 |
847.45 |
5084.75 |
от 1 000 000 до 1 500 000 |
5084.75 |
1016.94 |
6101.69 |
Свыше 1 500 000 |
5508,47 |
1101,69 |
6610,16 |
Согласно п. 10 Информационной карты, начальная (минимальная) цена закупки составляет
34 397 504 (тридцать четыре миллиона триста девяносто семь тысяч пятьсот четыре) рубля 22 копейки, с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства.
В силу того, что обеспечение заявки на стадии квалификационного отбора не требуется в соответствии с Документацией, на момент проведения квалификационного отбора общество должно было обеспечить наличие на своем виртуальном счету только денежных средств, не менее суммы резервируемых денежных средств, в размере 81355.93, согласно Приложению 2 Регламента.
Согласно представленным письменным пояснениям ООО "ЭТП", по состоянию на 17.10.2019 г. на виртуальном счете ООО "ЭлектроТехКонтроль" находилось свободных средства в размере 0,00 рублей.
Исходя из изложенного, заявка ООО "ЭлектроТехКонтроль" была правомерно отклонена от участия в конкурсе, на основании того, что участником не был соблюден порядок оплаты услуг оператора электронной торговой площадки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭлектроТехКонтроль" (ИНН: 5919004730) (вх. N 016962) (далее - заявитель) на действия Электронная торговая площадка ООО "ЭТП"" (ИНН: 1655218458), при организации и проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции трансформаторной подстанции ТП-11 цеха N35 корпус 1 (инв.170744) 2-й этап. Магистральные шинопроводы, распределительное устройство РУ-6 кВ АО "ОДК-ПМ" (извещение N 31908331940, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка), необоснованной.
Предписание не выдавать.
Зам. Председателя Комиссии Н.А. Хаснуллин
Члены Комиссии А.Н. Белова
В.С. Вехкалахти
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 ноября 2019 г. N 059/07/3-1137/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.11.2019