Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Белова А.Н., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Вехкалахти В.С., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов, в присутствии представителей: ООО "Аргентум" - <...> (по доверенности); МАУДО "ДЮЦ "Рифей" г. Перми - <...>, (по доверенности), <...>, (по доверенности); заинтересованного лица ООО "Престиж" - <...>(по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Аргентум" (ИНН: 5905014739) (вх. N 017218) (далее - заявитель) на действия МАУДО "ДЮЦ "Рифей" г. Перми" (ИНН: 5905007160), Закупочной комиссии МАУДО "ДЮЦ "Рифей" г. Перми" при организации и проведении открытого конкурса на оказание услуг по осуществлению технического обслуживания инженерных систем на объектах учреждений социальной сферы администрации города Перми (извещение N31908391574, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
05.11.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на неправомерное признание победителем закупки коллективного участника, не отвечающего требованиям, установленным к таким участникам Законом о закупках.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - автономное учреждение обязан руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке Муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеский центр "Рифей" г. Перми (далее - Положение) и Документацией на оказание услуг по осуществлению технического обслуживания инженерных систем на объектах учреждений социальной сферы администрации города Перми (далее - Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 11.10.2019 г., дата начала приема заявок - 11.10.2019 г., дата окончания приема заявок - 29.10.2019 г., дата подведения итогов - 30.10.2019 г.
Согласно ч. 5 статьи 3 Закона о закупках, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В соответствии с п. 13.3 Положения, лица, выступающие на стороне одного участника закупки, рассматриваются в качестве коллективного участника закупки.
Согласно п. 13.4 Положения, лица, выступающие на стороне одного участника закупки, обязаны заключить между собой соглашение, которое должно отвечать следующим требованиям:
1) соответствие нормам Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) в соглашении должны быть определены права и обязанности членов коллективного участника как в рамках участия в закупке, так и в рамках исполнения договора;
3) в соглашении должно быть приведено распределение номенклатуры, объемов, стоимости и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между членами коллективного участника; при этом соглашением должно быть предусмотрено, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, требующих специальной правоспособности, а также реализация прав и обязанностей, требующих специальной правоспособности, осуществляются исключительно лицами, входящими в состав коллективного участника и обладающими необходимой правоспособностью;
4) в соглашении должен быть определен участник (одно лицо), который в дальнейшем будет представлять интересы каждого из лиц, входящих в состав коллективного участника, и с которым заказчиком будет заключен договор в случае признания коллективного участника победителем закупки;
5) в соглашении должен быть предусмотрен механизм установления ответственности коллективного участника за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора с заказчиком, в том числе объем ответственности каждого лица, входящего в состав коллективного участника или порядок его определения, а также порядок предъявления и рассмотрения претензий заказчика.
В п. 11 Раздела IV Документации определены аналогичные требования.
В соответствии с п. 13.8 Положения, копия соглашения между лицами, выступающими на стороне одного участника закупки, представляется в составе заявки.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок N 3 от 30.10.2019 г., победителем спорного конкурса является коллективный участник, членами которого являются:
-ООО "Престиж";
-АО "ЭР-Телеком Холдинг";
-ПМО ПКО ООО "ВДПО";
-ООО "Интерсист-Сервис";
-ООО "Инженерные системы";
-ИП Шестаков М.С.;
-ООО "Стандартмедиасервис".
Исходя из п. 1.1.6 Консорциального соглашения о коллективном участнике и порядке осуществления деятельности простого товарищества от 25.10.2019 г., участниками коллективной заявки в спорном конкурсе являются:
-ООО "Престиж";
-АО "ЭР-Телеком Холдинг";
-ПМО ПКО ООО "ВДПО";
-ООО "Интерсист-Сервис";
-ООО "Инженерные системы";
-ООО "Стандартмедиасервис".
Согласно п. 1.1.7 указанного соглашения, на ИП Шестакова М.С. возлагается обязанность по консультированию при формировании коллективной заявки участников, определенных в п. 1.1.6 соглашения, ведению контроля и учета совместной деятельности.
Помимо этого, на рассмотрении жалобы представитель ответчика пояснил, что указание в протоколе вскрытия конвертов N1 от 29.10.2019 г., протоколе рассмотрения заявок N2 от 30.10.2019 г., протоколе оценки и сопоставления заявок N 3 от 30.10.2019 г. ИП Шестакова М.С., как члена коллективного участника, является технической ошибкой.
Таким образом, ИП Шестаков М.С. не является членом коллективного участника в спорной закупке, в связи с чем, в действиях Закупочной комиссии МАУДО "ДЮЦ "Рифей" г. Перми" отсутствует нарушение по допуску к участию в конкурсе, предусмотренное ч. 5 статьи 3 Закона о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Аргентум" (ИНН: 5905014739) (вх. N 017218) (далее - заявитель) на действия МАУДО "ДЮЦ "Рифей" г. Перми" (ИНН: 5905007160), Закупочной комиссии МАУДО "ДЮЦ "Рифей" г. Перми" при организации и проведении открытого конкурса на оказание услуг по осуществлению технического обслуживания инженерных систем на объектах учреждений социальной сферы администрации города Перми (извещение N31908391574, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка), необоснованной.
Предписание не выдавать.
Зам. Председателя Комиссии Н.А. Хаснуллин
Члены Комиссии А.Н. Белова
В.С. Вехкалахти
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 ноября 2019 г. N 059/07/3-1148/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.11.2019