Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: <....>,
членов Комиссии: <....>, <....>,
рассмотрев дело N 077/05/27-3845/2019, возбужденное в отношении ООО "Яндекс" (ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543) по признакам нарушения частей 2, 3 статьи 27 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространении в период с 01.02.2019 по 07.02.2019 рекламы букмекерской конторы "Bingo Boom" в системе Яндекс.Поиск.
в присутствии представителей ООО "Яндекс" в лице <....>, ООО Фирма "СТОМ" в лице <....>,
УСТАНОВИЛА:
Дело N 077/05/27-3845/2019 возбуждено в отношении ООО "Яндекс" на основании заявления физического лица и материалов относительно распространения рекламы букмекерской конторы в системе Яндекс.Поиск.
В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения частей 2, 3 статьи 27 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы букмекерской конторы в сети Интернет.
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
ООО "Яндекс" является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 18.09.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027700229193, ИНН 7736207543, КПП 770401001.
Рекламный материал размещался в формате Кнопка "Сделай прогноз" сервиса Яндекс.Поиск. Формат Кнопка "Сделай прогноз" располагается в спортивном колдунщике сервиса Яндекс.Поиск, при нажатии на которую осуществлялся переход на сайт рекламодателя bingoboom.ru.
На указанном сайте можно сделать ставку на игры, размещены общие правила и условия, информация о ставках, специальные правила букмекерской конторы.
Факт распространения рассматриваемой рекламы ООО "Яндекс" не отрицается. А также не отрицается сам факт рекламного характера информации, распространенной в форме кнопки "сделай прогноз". Более того, учитывая специфическое распространение рекламы в сети Интернет, такая реклама рассматривается в совокупности со страницей сайта, на который происходит переход.
В настоящем случае факт перехода при нажатии на кнопку (гиперссылку) "сделай прогноз" на сайт букмекерской конторы подтверждает целенаправленное привлечение внимания к определенной букмекерской конторе путем размещения рассматриваемой информации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Рассматриваемая реклама распространялась в сети Интернет, а равно была доступна неограниченному кругу лиц-потребителей рекламы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В настоящем случае объектом рекламирования выступает букмекерская контора "Bingo Boom", а также основанные на риске пари, что не оспаривается сторонами по делу.
Таким образом, спорная информация отвечает всем признакам рекламы, а именно: была распространена в сети Интернет; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему; направлена на продвижение объекта рекламирования на рынке, что не оспаривается сторонами по делу.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244- ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об азартных играх) определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, а также установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 4 Закона об азартных играх под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр.
Согласно пункту 14 статьи 4 Закона об азартных играх букмекерской конторой является игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона об азартных играх под пари понимается азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
Согласно части 2 статьи 27 Закон о рекламе реклама основанных на риске игр, пари допускается только: в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов); в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников организатора азартных игр и (или) участников таких игр, находящихся в границах игорных зон.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о рекламе требования части 2 статьи 27 Закона о рекламе применяются соответственно к рекламе организатора азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг и рекламе игорного заведения, в том числе рекламе мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг.
Реклама "Bingo Boom" содержит ссылку Кнопку "Сделай прогноз" с переходом на сайт букмекерской конторы bingoboom.ru, осуществляющую деятельность на данном сайте, а следовательно содержит призыв сделать ставку.
Таким образом, Комиссией Московского УФАС России при распространении в системе Яндекс.Поиск рекламы букмекерской конторы "Bingo Boom" установлено нарушение частей 2, 3 статьи 27 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение положений частей 2, 3 статьи 27 Закона о рекламе в соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламораспротсранитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем является лицо осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее фактическое доведение содержания объекта рекламирования до сведения потребителей.
Согласно договору возмездного оказания услуг N 137043/18 от 12.11.2018 (далее - Договор), заключенного между ООО "Яндекс" и ООО Фирма "СТОМ", рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО "Яндекс", что сторонами по делу не оспаривается.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение рекламы, которая не побуждает к совершению противоправных действий, а также не призывает к совершению насилия и жестокости, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО "Яндекс", ООО Фирма "СТОМ" предписаний о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе, в том числе в дальнейшем.
ООО Фирма "Стом" выдается предписание ввиду неисполнения условий по Договору, так как согласно пункту 2.3 Договора, ООО Фирма "Стом" гарантирует, что содержание и форма материалов, определение и использование ключевых слов, размещение Яндексом материалов в соответствии с определенными ООО Фирма "Стом" условиями размещения не нарушает и не влечет за собой нарушение каких-либо прав третьих лиц и действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать ООО "Яндекс" (ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543) нарушившим части 2, 3 статьи 27 Закона о рекламе в связи с распространением рекламы букмекерской конторы "Bingo Boom" в сети Интернет в системе Яндекс.Поиск в формате Кнопка "Сделай прогноз".
Выдать ООО "Яндекс" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Выдать ООО Фирма "СТОМ" (ОГРН 1027739014291, ИНН 7705005321) предписание о прекращении участия в распространении рекламы с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
|
<....> |
Члены комиссии |
<....>
<....>
|
Исполнитель: <....>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 июля 2019 г. N 077/05/27-3845/2019 (ключевые темы: азартные игры - букмекерские конторы - антимонопольный орган - реклама - неопределенный круг лиц)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.09.2019