Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
рассмотрев дело N016/01/10-1424/2019 в отношении ПАО "Нижнекамскнефтехим" (423551, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Соболековская, здание 23, офис 129, ИНН 1651000010) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоснабжения и водоотведения,
УСТАНОВИЛА:
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 16.04.2019 N01/180-пр "О проведении внеплановой выездной и документарной проверки" была проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении ПАО "Нижнекамскнефтехим" (423551, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Соболековская, здание 23, офис 129, ИНН 1651000010).
Предметом настоящей проверки являлась проверка соблюдения ПАО "Нижнекамскнефтехим" требований антимонопольного законодательства.
По результатам проведения проверки в отношении ПАО "Нижнекамскнефтехим" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан было установлено следующее.
В период с 2016 г.-2019 г. ПАО "Нижнекамскнефтехим" осуществляет регулируемые виды деятельности, и для общества Государственным комитетом РТ по тарифам установлены соответствующие тарифы:
N п/п |
Наименование тарифа |
Постановление |
Тариф без НДС, руб/м\x{00b3} |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
I полугодие |
II полугодие |
2016 | ||||
1 |
техническая вода (камская неочищенная) |
ГК РТ N 10-35/кс от 30.11.2015 |
3,25 |
3,26 |
2 |
техническая вода (до водоподготовки) |
4,45 |
4,26 |
|
3 |
техническая вода (осветленная) |
5,53 |
5,68 |
|
4 |
питьевая вода, |
40,55 |
54,21 |
|
5 |
транспортировка сточных вод (производственные стоки) |
0,52 |
1,11 |
|
6 |
очистка производственных сточных вод |
9,77 |
9,77 |
|
7 |
очистка коммунальных сточных вод |
4,5 |
4,69 |
|
2017 | ||||
1 |
техническая вода (камская неочищенная) |
ГК РТ N 10-50/кс от 15.12.2016 |
3,26 |
3,46 |
2 |
техническая вода (до водоподготовки) |
4,05 |
4,05 |
|
3 |
техническая вода (осветленная) |
5,68 |
5,94 |
|
4 |
питьевая вода, |
48,71 |
48,71 |
|
5 |
транспортировка сточных вод (производственные стоки) |
0,88 |
0,88 |
|
6 |
очистка производственных сточных вод |
9,77 |
11,66 |
|
7 |
очистка коммунальных сточных вод |
4,69 |
4,73 |
|
2018 | ||||
1 |
техническая вода (камская неочищенная) |
ГК РТ N 10-119/кс от 15.12.2016 |
3,46 |
3,46 |
2 |
техническая вода (до водоподготовки) |
4,05 |
4,34 |
|
3 |
техническая вода (осветленная) |
5,94 |
6,16 |
|
4 |
питьевая вода, |
46,5 |
46,5 |
|
5 |
транспортировка сточных вод (производственные стоки) |
0,88 |
0,92 |
|
6 |
очистка производственных сточных вод |
11,11 |
11,11 |
|
7 |
очистка коммунальных сточных вод |
4,73 |
5,62 |
|
8 |
техническая вода (химически очищенная) |
ГК РТ N10-16/кс от 07.09.2018 |
|
44,15 (с октября 2018 г.) |
9 |
очистка сточных вод (механическая) |
ГК РТ N10-14/кс от 03.08.2018 |
|
4,77 (с сентября 2018 г.) |
2019 | ||||
1 |
техническая вода (камская неочищенная) |
ГК РТ N10-131/кс от 07.12.2018 |
3,46 |
3,55 |
2 |
техническая вода (до водоподготовки) |
3,78 |
3,78 |
|
3 |
техническая вода (осветленная) |
6,03 |
6,03 |
|
4 |
питьевая вода, |
45,97 |
45,97 |
|
5 |
транспортировка сточных вод (производственные стоки) |
0,54 |
0,54 |
|
6 |
очистка производственных сточных вод |
9,8 |
9,8 |
|
7 |
очистка коммунальных сточных вод |
5,62 |
6,72 |
|
8 |
техническая вода (химически очищенная) |
ГК РТ N10-131/кс от 07.12.2018 |
44,15 |
46,74 |
9 |
очистка сточных вод (механическая) |
4,77 |
5 |
По результатам изучения договоров поставки ресурсов (оказания услуг), заключенных между ПАО "Нижнекамскнефтехим" и контрагентами (потребителями) установлено следующее.
Между ПАО "Нижнекамскнефтехим" и ООО трест "Татспецнефтехимремстрой" 1 мая 2018 года заключен договор водоотведения N50034152 от 01.05.2018 г, согласно которому (п.1.1 договора) ПАО "Нижнекамскнефтехим" обязуется осуществлять прием сточных вод ООО трест "Татспецнефтехимремстрой" в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Датой начала приема сточных вод является 1 мая 2018 г.
Согласно п.3.1 вышеуказанного договора стоимость услуг по механической очистке сточных вод составляет 5,95 руб. (без учета НДС) за 1 куб.м. сточных вод.
Аналогичные договоры (предметом которых является механическая очистка сточных вод) заключены со следующими контрагентами:
-НПФ "Тонар" (договор N50034153 от 01.05.2018 г.)
-АО "Танеко" (договор N50034142 от 01.05.2018 г.);
-ОАО "Таиф-НК" (договор N500340088 от 01.05.2018 г.);
-ООО "Эластокам" (договор N50034150 от 01.05.2018 г.);
-ДОО "Цех N4100-НКНХ" (договор N50034151 от 01.05.2018 г.);
-АО "Техноформ" (договор N50034146 от 01.05.2018 г.);
-ООО "Татлесстрой" (договор N50034143 от 01.05.2018 г.);
-ЗАО "Среднетоннажная химия" (договор N50034135 от 01.05.2018 г.)
Необходимо отметить, что в период с момента начала действия вышеуказанных договоров (с 1 мая 2018 г.) у ПАО "Нижнекамскнефтехим" отсутствовал утвержденный тариф на механическую очистку сточных вод. Вышеуказанный тариф был утвержден для ПАО "Нижнекамскнефтехим" 3 августа 2018 года Постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от 03.08.2018 г. N10-14/кс (зарегистрированным в Министерстве юстиций РТ 27.08.2018 г.) в размере 4,77 руб. (без учета НДС) за 1 куб.м. сточных вод.
Порядок осуществления деятельности в сфере регулируемых тарифов и порядок установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения, водоотведения установлены Федеральным законом от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (вместе с "Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета", "Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения") (далее - Правила регулирования цен).
В соответствии с ч.7 ст.31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся:
1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;
2) прием и транспортировка сточных вод;
3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с п.12 Правил регулирования цен, регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", настоящим документом, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п.19 Правил регулирования цен, в случае если регулируемая организация осуществляет свою деятельность с использованием нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по регулируемым видам деятельности, указанным в пункте 18 документа, раздельно по каждой системе.
Утвержденный уполномоченным органом тариф на механическую очистку сточных вод на период с 1 мая 2018 года по конец августа 2018 года для ПАО "Нижнекамскнефтехим" отсутствует.
При этом дополнительные соглашения по изменению условий договоров, заключенных между ПАО "Нижнекамскнефтехим" и контрагентами, предметом которых является механическая очистка сточных вод, в части изменения стоимости (тарифа) указанной услуги, ПАО "Нижнекамскнефтехим" не представлены.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по водоотведению относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги водоотведения, является субъектом естественной монополии.
Таким образом, ПАО "Нижнекамскнефтехим" является субъектом естественной монополии, и в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции"). Следовательно, деятельность ПАО "Нижнекамскнефтехим" подпадает под регулирование Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N135-ФЗ.
Следовательно, осуществление ПАО "Нижнекамскнефтехим" регулируемых видов деятельности (часть процесса водоотведения-механическая очистка сточных вод) в отсутствие утвержденных уполномоченным органом цен (тарифов) имеет признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2007 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоотведения.
Помимо этого, Между ПАО "Нижнекамскнефтехим" и АО "Техноформ" заключен договор водоснабжения от 01.05.2018 г. N50034154, согласно которому ПАО "Нижнекамскнефтехим" обязуется подавать АО "Техноформ" через присоединенную водопроводную сеть из системы водоснабжения химически очищенную воду. При этом, согласно п.3.1 договора цена на химочищенную воду составляет 59,8 руб. за 1 куб.м. воды (без НДС).
Аналогичные договоры (предметом которых является подача химочищенной воды) заключены со следующими контрагентами:
-ОАО "ТАИФ-НК" (договор N50034155 от 01.05.2018 г.)
-ООО "Эластокам" (договор N50034156 от 01.05.2018 г.)
Необходимо отметить, что в период с момента начала действия вышеуказанных договоров (с 1 мая 2018 г.) у ПАО "Нижнекамскнефтехим" отсутствовал утвержденный тариф на поставку химочищенной воды. Вышеуказанный тариф был утвержден для ПАО "Нижнекамскнефтехим" с октября 2018 года Постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от 07.09.2018 N 10-16/кс (опубликован 24.09.2018 г., вступил в силу по истечении 10 дней с момента опубликования) "Об установлении тарифов на техническую воду (химически очищенную), транспортировку питьевой воды, транспортировку сточных вод для ПАО "Нижнекамскнефтехим" в размере 44,15 руб. (без учета НДС) за 1 куб.м. воды. На 2019 год постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от 07.12.2018 г. N10-130/кс "Об установлении тарифов на техническую воду (химически очищенную) и очистку сточных вод для ПАО "Нижнекамскнефтехим" на 2019-2021 годы" установлены следующие тарифы: в размере 44,15 руб. (без учета НДС) за 1 куб.м. воды (на первое полугодие 2019 г.) и в размере 46,74 руб. (без учета НДС) за 1 куб.м. воды (на первое полугодие 2019 г.)
В соответствии со ст.2 Закона о водоснабжении и водоотведении водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Водоподготовка - обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды.
В соответствии с п.4 Правил регулирования цен, в систему регулируемых тарифов входят следующие виды тарифов:
а) в сфере холодного водоснабжения:
тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
тариф на техническую воду;
тариф на транспортировку воды;
тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа);
тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Утвержденный уполномоченным органом тариф на водоснабжение (подача химочищенной воды) на 2018 год для ПАО "Нижнекамскнефтехим" отсутствует.
При этом дополнительные соглашения по изменению условий договоров, заключенных между ПАО "Нижнекамскнефтехим" и контрагентами, предметом которых является подача химочищенной воды, в части изменения стоимости (тарифа) указанной услуги, ПАО "Нижнекамскнефтехим" не представлены.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по водоснабжению относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги водоснабжения, является субъектом естественной монополии.
Таким образом, ПАО "Нижнекамскнефтехим" является субъектом естественной монополии, и в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции"). Следовательно, деятельность ПАО "Нижнекамскнефтехим" подпадает под регулирование Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N135-ФЗ.
Следовательно, осуществление ПАО "Нижнекамскнефтехим" регулируемых видов деятельности (водоснабжение - подача химочищенной воды) в отсутствие утвержденных уполномоченным органом цен (тарифов) имеет признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2007 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоснабжения.
В соответствии с п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2007 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, действия ПАО "Нижнекамскнефтехим", занимающего доминирующее положение на рынке услуг по осуществлению регулируемых видов деятельности (водоснабжение - подача химочищенной воды, часть процесса водоотведения-механическая очистка сточных вод) в отсутствие утвержденных уполномоченным органом цен (тарифов) имеет признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2007 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоснабжения и водоотведения.
На данные организации распространяются требования, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, издан Приказ Татарстанского УФАС России от 09.09.2019 г. N 01/381-к о возбуждении дела 016/01/10-1424/2019 в отношении ПАО "Нижнекамскнефтехим" (423551, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Соболековская, здание 23, офис 129, ИНН 1651000010) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоснабжения и водоотведения.
В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России, назначенной на 31 октября 2019 года, со стороны ПАО "Нижнекамскнефтехим" были даны пояснения о том, что договоры водоснабжения и водоотведения, рассматриваемые в рамках настоящего дела, заключены с организациями, расположенными на территории I и II промышленной зоны ПАО "Нижнекамскнефтехим", расположенной на территории г.Нижнекамска.
Со стороны ПАО "Нижнекамскнефтехим" также представлены письменные сведения, содержащие описание схемы водоотведения и водоснабжения территории I и II промышленной зоны ПАО "Нижнекамскнефтехим"
Установлено, что схема водоотведения представлена следующим образом:
Узел сбора и распределения дождевых и продувочных сточных вод цеха N3406 УВК и ОСВ предназначен для сбора сточных вод I и II промзоны, поступающих по отдельным коллекторам, подачи сточных вод в цех и в коллектор химзагрязненной канализации для последующей очистки на биологических очистных сооружениях.
В состав узла сбора и распределения дождевых и продувочных сточных вод входит следующее оборудование и объекты:
-распределительная камера поз.РК-1;
-распределительная камера поз.РК-2;
-резервуар-стабилизатор поз. Р-101-3;
-насосная станция титул 24.
Продувочные сточные воды с систем оборотного водоснабжения I промзоны (кроме В- 4 цеха N3404), с систем оборотного водоснабжения III водоблока завода Окиси Этилена; стоки со станции химводоочистки В-2 (цех N3404), условно-чистый конденсат с производств и предприятий I и II промзон ПАО "Нижнекамскнефтехим" по двум отдельным коллекторам К-18 dy-1600 и К-19 dy-500 мм поступают в распределительные камеры из коллектора К-18 в камеру поз. РК-2 и далее через переливной трубопроод dy-500 в камеру поз. РК-1, из коллектора К-19 в приемную камеру поз. РК-1.
Из распределительной камеры поз. РК-1 условно-чистые стоки самотеком поступают в железобетонные резервуары поз. Р-101-3, далее насосами поз. поз. Н-101-3 по трубопроводу К-20 через водоприемные колодцы К-21/1, К-21/2 подаются в химзагрязненную канализацию для последующей очистки на биологических очистных сооружениях. Предусмотрена возможность раздельного приема условно-чистых сточных вод с I-ой промзоны ПАО "Нижнекамскнефтехим" через распределительные камеры поз. РК-1, РК-2 по коллектору К-18 в резервуары поз. Р-102,3, а со II-ой промзоны по коллектору К-19 в резервуар поз. Р-101, минуя распределительную камеру поз. РК-1.
Разделение потоков дает возможность одновременно подавать сточные воды с I-ой промзоны на очистку в цех, а со II-ой промзоны в ХЗК на БОС для дальнейшей биологической очистки (в зависимости от результатов анализов).
Предусмотрена возможность подачи стоков из резервуаров поз. Р-101-3 насосами поз. Н-101-3 по коллектору К-20 в резервуары-усреднители поз. Р-11,2Р-81,2 для дальнейшей очистки.
В сильный ливень, паводковый период и при больших сбросах дождевых вод, избыток условно-чистых стоков через водослив распределительной камеры поз. РК-1 самотеком сбрасывается в русло р.Тунгуча, далее в буферные пруды N1, N2 для дополнительного отстоя и осветления.
Железобетонные резервуары поз. Р-101-3 снабжены трубопроводами взмучивания осадка, расположенными в нижней части резервуаров и предназначены для исключения заиливания резервуаров. В процессе эксплуатации резервуаров, трубопроводы взмучивания осадка всегда включены в работу.
Установлено, что схема водоснабжения представлена следующим образом:
Сырьем для получения технической воды (химически очищенной) является фильтрованная вода, получаемая методом фильтрации осветленной речной воды в фильтрованной станции участка водоснабжения.
Фильтрованная вода на установку химводоочистки поступает после станции осветления и механической фильтрации с III-го водоподъема цеха N3405 УВК и ОСВ по трубопроводу Ду 400 через задвижки поз. К-29, 30 и через задвижку поз. И-3, И-4 в трубное пространство теплообменников поз. Т-1/1,2.
Для получения очищенной фильтрованной воды применяется схема двухступенчатого очищения фильтрованной воды в гидроантрацитовых и в органопоглотительных фильтрах.
Для получения химически очищенной воды применяется схема одноступенчатого обессоливания в водород-катионитовых фильтрах и в анионитовых фильтрах.
Помимо этого, со стороны Татарстанского УФАС России была изучена Схема водоснабжения муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на период 2015-2030 гг, размещенная на официальном сайте Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, и установлено следующее.
Территориально-институциональное деление на зоны действия предприятий, осуществляющих водоснабжение, представляет собой деление на эксплуатационные зоны.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. N782 "эксплуатационная зона" - зона эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная по признаку обязанностей (ответственности) организации по эксплуатации централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
На территории г.Нижнекамска расположены 3 эксплуатационные зоны:
Публичное акционерное общество "Нижнекамскнефтехим" ;
Открытое акционерное общество "Станция очистки воды Нижнекамскнефтехим" (ОАО "СОВ-НКНХ");
Акционерное общество "Водопроводноканализационное и энергетическое хозяйство" (АО "ВК и ЭХ");
Указанная Схема также содержит графическое изображение границ эксплуатационных зон указанных организаций:
Таким образом, ПАО "Нижнекамскнефтехим" осуществляет водоснабжение и водоотведение предприятий, расположенных в пределах эксплуатационной зоны указанной организации, и подключенных к сетям ПАО "Нижнекамскнефтехим".
Специфика поставляемого ресурса проявляется в том, что вода (сточные воды) является особым видом имущества, а также в неразрывной технологической связи процессов производства, передачи и потребления (отведения) воды (сточных вод). Производство, передача и потребление воды (отведение сточных вод) - единый цикл.
Ввиду технологических особенностей производства и реализации изучаемого товара можно выделить следующие его эксплуатационные характеристики: непрерывность технологического процесса производства, передачи, распределения и потребления воды (отведения сточных вод), возможность передачи (транспортировки) воды до потребителя (отведение сточных вод) только по присоединенной сети.
В соответствии со статьями 3,4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по водоснабжению и водоотведению относятся к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги по водоснабжению и водоотведению является субъектом естественной монополии. На локальном рынке услуг по водоснабжению и водоотведению, географические границы которых определены (ограничены) территориями, охваченными сетями ПАО "Нижнекамскнефтехим", в соответствии с вышеуказанными статьями Федерального закона "О естественных монополиях" находится в состоянии естественной монополии. Услуги по водоснабжению и водоотведению представляет собой физический процесс доставки товара (в данном случае воды, сточных вод) до и от потребителя через соответствующие сети.
Услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), спрос на них в меньшей степени зависит от цены на этот товар (услуги). В силу технологических оснований (сложившаяся схема водоснабжения и водоотведения, расположение объектов и сетей покупателей и продавца в определенном месте, наличие технологического присоединения сетей потребителя к сетям продавца с учетом принципа однократности такого присоединения) и правовых оснований реализации данного товара (право владения, распоряжения, пользования сетями, участвующими в процессе предоставления услуги), услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, предоставляются в условиях отсутствия конкуренции.
Таким образом, ПАО "Нижнекамскнефтехим" является субъектом естественной монополии, представляющим услуги по водоснабжению и водоотведению потребителям, имеющим технологическое присоединение к сетям ПАО "Нижнекамскнефтехим", и в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции").
При этом экономическая и технологическая целесообразность другого (второго) технологического присоединения сетей к сетям иной организации у потребителя (предприятий, расположенных на территории эксплуатационной зоны ПАО "Нижнекамскнефтехим") отсутствует.
В связи с этим, потребитель услуг водоснабжения и водоотведения имеет возможность получать данную услугу на территории, охваченной сетями ПАО "Нижнекамскнефтехим", и не имеет этой возможности за ее пределами (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна) и требует внесения изменений в действующую схему водоснабжения и водоотведения г.Нижнекамска.
Таким образом, географическими границами локального рынка по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения, предоставляемых потребителю, имеющему технологическое присоединение к сетям ПАО "Нижнекамскнефтехим", является территория г. Нижнекамск, охваченная сетями ПАО "Нижнекамскнефтехим" в пределах присоединенных сетей общества.
В связи с чем, действия ПАО "Нижнекамскнефтехим" по осуществлению регулируемых видов деятельности (водоснабжение - подача химочищенной воды, часть процесса водоотведения-механическая очистка сточных вод) до мая 2018 года в отсутствие утвержденных уполномоченным органом тарифов по ценам, превышающим тарифы, установленные в соответствии с Постановлениями Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам N10-16/кс от 07.09.2018 года (тариф на техническую химически очищенную воду) и N10-14/кс от 03.08.2018 года (тариф на механическую очистку сточных вод) привели или могли привести к ущемлению интересов предприятий-потребителей, технологически присоединенных к сетям указанной организации.
В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России также представлены пояснения Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее - Госкомитет) и установлено следующее.
В 2018 году Госкомитетом проведена плановая документарная проверка ПАО "Нижнекамскнефтехим" (далее - ПАО "НКНХ") в части анализа экономической обоснованности расходов, учтенных при формировании тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения в 2017 году. По итогам проведенной проверки составлен акт проверки от 03.04.2018 N 13-15/2018.
В ходе указанной проверки выявлены виды деятельности (техническая вода химически очищенная и механическая очистка сточных вод), по которым оказывались услуги без утвержденных Госкомитетом тарифов в период с июня 2017 года по февраль 2018 года, что, в соответствии с актом проверки от 03.04.2018 N 13-15/2018 подтверждается договорами водоснабжения: N50032117 от 01.01.2017, N50028690 от 26.12.2016, N50027580 от 01.08.2015, N50014401 от 01.07.2010, договором водоотведения N50026231 от 31.12.2014.
С целью устранения (прекращения) нарушения законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) выдано предписание от 06.04.2018 N 2-15/838.
В соответствии с указанным предписанием ПАО "НКНХ" подлежало прекратить и не допускать впредь начисление платы за услуги (ресурсы) в сфере водоснабжения и водоотведения в отсутствие тарифов, установленных в предусмотренном законодательством порядке. Срок исполнения указанного предписания был установлен в количестве 30 дней.
Во исполнение указанного предписания ПАО "НКНХ" предоставило в Госкомитет письмо от 28.05.2018 N 21179 из которого следует, что абонентам направлены дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам на водоснабжение и водоотведение с исключением из договоров не тарифицированных видов деятельности. В подтверждение указанного действия приложены копии писем, направленных в адрес организаций, с которыми были заключены соответствующие договоры водоснабжения и водоотведения.
По факту нарушения законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) Государственным комитетом Республики Татарстан возбуждены 4 дела об административных правонарушениях по факту нарушения ст.14.6 КоАП РФ по результатам рассмотрения которых:
- за осуществление деятельности по механической очистке сточных вод наложены административные штрафы на юридическое лицо - 100 тыс. руб., на должностное лицо - 25 тыс. руб.;
- за осуществление деятельности по поставке химической очищенной и обессоленной воды наложены административные штрафы на юридическое лицо - 100 тыс. руб., на должностное лицо - 25 тыс. руб.
В 2018 году, после выявления Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам, нарушений порядка ценообразования со стороны ПАО "НКНХ", указанная организация обратилась в Госкомитет с заявлениями на установление тарифов на техническую воду (химически очищенную) (письмо от 09.08.2018 N 32684) и очистку сточных вод (механическую) (письмо от 21.06.2018 N 24757-ИсхП).
В результате рассмотрения указанных заявлений Госкомитетом в отношении ПАО "НКНХ" были установлены:
Тарифы на техническую воду (химически очищенную) на 2018 год установлены постановлением Госкомитета от 07.09.2018 N10-16/кс:
Название организации |
Одноставочный тариф на техническую воду (химически очищенную), руб./куб.м. |
со дня вступления в силу постановления по 31.12.2018 | |
ПАО "Нижнекамскнефтехим" (тарифы указаны без учета НДС) |
44,15 |
Тарифы на очистку сточных вод (механическую) на 2018 год установлены постановлением Госкомитета от 03.08.2018 N10-14/кс:
Название организации |
Одноставочный тариф на очистку сточных вод (механическую), руб./куб.м. |
со дня вступления в силу постановления по 31.12.2018 | |
ПАО "Нижнекамскнефтехим" (тарифы указаны без учета НДС) |
4,77 |
Таким образом, со стороны Госкомитета подтверждается факт нарушения порядка ценообразования при осуществлении регулируемых видов деятельности (поставка технической воды химически очищенной и механической очистки сточных вод) без утвержденных Госкомитетом тарифов.
В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России ПАО "Нижнекамскнефтехим" утверждалось, что в силу того, что предприятия, расположенные на территории промышленной зоны ПАО "Нижнекамскнефтехим", имеют непосредственное присоединение к сетям указанной организации, осуществлять технологическое присоединение к сетям иных организаций нецелесообразно, в связи с чем, ответчик был вынужден предоставлять услуги по поставке химически очищенной воды, а также услуги по механической очистке сточных вод в рамках заключенных в 2018 году договоров водоснабжения и водоотведения путем самостоятельного установления тарифа и указания его точного размера в договорах до момента утверждения тарифов Государственным комитетом по тарифам.
Заключение указанных договоров в 2018 году было связано с необходимостью представления их для установления органом регулирования соответствующих тарифов в соответствии с подпунктом "м" пункта 17 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.
Тем не менее, Татарстанским УФАС России отмечается следующее.
Формирование тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется в соответствии c Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э, Регламентом утверждения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 16.07.2014 N 1154-э.
Согласно статье 2 Федерального закона N 416-ФЗ водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; техническая вода - это вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.
В силу статьи 31 Федерального закона N416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся холодное водоснабжение, в том числе, транспортировка воды, включая распределение воды, подвоз воды в случаях, установленных частью 3 названной статьи, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
В соответствии с п.2 названной статьи регулированию подлежат тарифы в сфере холодного водоснабжения на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, на транспортировку воды, на подвоз воды, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно п.7 вышеназванной статьи к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В силу п.8 ст.31 Федерального закона N416-ФЗ регулированию подлежат тарифы в сфере водоотведения на водоотведение, на транспортировку сточных вод и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Таким образом, тарифы на техническую воду (химически очищенную) и на очистку сточных вод (механическую) подлежат регулированию в соответствии с Федеральным законом N 416-ФЗ.
При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" утверждены типовые договоры холодного водоснабжения и типовые договоры водоотведения.
В соответствии с п.6 указанных типовых договоров предусмотрено, что холодного водоснабжения оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду, устанавливаемым в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность по предварительному указанию в договорах водоснабжения и водоотведения стоимости поставляемых услуг.
Татарстанским УФАС России также был направлен запрос (исх.NСП-05/12801 от 28.08.2019 года) в адрес одного из контрагентов ПАО "НКНХ", АО "ТАНЕКО". По результатам изучения представленных документов (вх.N 14472 от 06.09.2019) установлено следующее.
01 мая 2018 года между ПАО "НКНХ" и АО "ТАНЕКО" был заключен договор на водоотведение, в рамках которого ПАО "НКНХ" представляло АО "ТАНЕКО" услуги по очистке сточных вод по тарифу 5,95 руб./м3.
В ходе изучения счетов, выставленных ПАО "НКНХ" в адрес АО "ТАНЕКО" по указанному договору, выявлено, что тарифы, по которым предоставлялись услуги по очистке сточных вод, были изменены в августе 2018 года, то есть после установления тарифа Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в соответствии с Постановлением от 03.08.2018 года N10-14/кс.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ПАО "НКНХ", содержащие признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2007 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" имели место в период с июня 2017 года (дата выявленного нарушения в соответствии с актом проверки Госкомитета) по дату установления тарифа на механическую очистку сточных вод в соответствии с Постановлением Госкомитета от 03.08.2018 N10-14/кс в отношении соответствующих договоров водоотведения, а также по дату установления тарифа на техническую воду (химически очищенную) согласно Постановлению Госкомитета от 07.09.2018 N10-16/кс.
При этом в соответствии с Разъяснением Президиума ФАС России от 29.08.2017 N 10 "О применении антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях выявления и пресечения нарушений порядка ценообразования" установлено следующее.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которого являются и (или) могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Исходя из положений ч. 2 ст. 28.1 КоАП, принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и основанием для привлечения хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, к административной ответственности, предусмотренной положениями ст. 14.31 КоАП.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, предпринимательской деятельности, при осуществлении которой обязательным является, в том числе соблюдение таких конституционных принципов, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. При этом объектами защиты, охраняемыми мерами административной ответственности, являются конкуренция, интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, а также интересы неопределенного круга потребителей.
Субъектом данного правонарушения является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством.
Следовательно, при квалификации действий хозяйствующего субъекта по данному составу правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие) в сфере установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, характеризующееся как злоупотребление этим положением.
Таким образом, с учетом изложенного выше, в качестве нарушения, квалифицируемого по п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 КоАП, следует рассматривать действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, выразившиеся в завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), в том числе их предельных уровней, и (или) в самостоятельном определении (без обращения в установленном порядке в регулирующий орган) таких цен (тарифов, расценок, ставок, надбавок и т.п.), которые привели или могут привести к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей.
В соответствии с разделом 3 Разъяснения Президиума ФАС России от 29.08.2017 N 10 "О применении антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях выявления и пресечения нарушений порядка ценообразования" установлен специальный характер норм статьи 14.31 КоАП РФ при установлении нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Ответственность за нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции установлена статьей 14.31 КоАП.
Статьи 14.6 и 14.31 КоАП содержатся в одной главе КоАП - Глава 14. "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций".
Вместе с тем объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП образуют деяния, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, которое может быть установлено, в том числе в случаях нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. При этом ст. 14.31 КоАП предусматривает специальный субъектный состав - хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке.
Таким образом, положения ст. 14.31 КоАП являются специальными по отношению к ст. 14.6 КоАП.
Следовательно, действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке и злоупотребившего таким положением, выразившиеся в нарушении установленного порядка ценообразования, в том числе в случаях завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок, и т.п.), их предельных уровней, квалифицированные в качестве нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, не могут быть квалифицированы в качестве нарушения ст. 14.6 КоАП, а должны быть квалифицированы в качестве нарушения ст. 14.31 КоАП.
Изложенная позиция о приоритете норм ст. 14.31 КоАП над ст. 14.6 КоАП в случаях злоупотребления доминирующим положением путем нарушения установленного порядка ценообразования подтверждается сложившейся судебной практикой (например: постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.02.2014 по делу N А58-2490/2013; постановление ФАС Московского округа от 24.02.2012 по делу N А40-34990/11-139-245).
Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
Действия ПАО "НКНХ" по нарушению порядка ценообразования ранее являлись предметом рассмотрения в рамках административных дел, возбужденных Госкомитетом в отношении ПАО "НКНХ" по результатам проверки, отраженным в акте проверки от 03.04.2018 N 13-15/2018. Госкомитетом по результатам рассмотрения возбужденных дел об административных правонарушениях ПАО "НКНХ" и виновные должностные лица были привлечены к административной ответственности в виде штрафа.
Таким образом, ответчик ранее был фактически привлечен к административной ответственности за действия по нарушению порядка ценообразования по услуге механической очистки сточных вод и услуг по поставке химической очищенной воды.
Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Учитывая специальный характер ст.14.31 КоАП РФ по отношению к ст.14.6 КоАП РФ, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что норма, установленная ст.14.6 КоАП РФ охватывает положения, указанные в ст.14.31 КоАП РФ, то есть является более широкой. В связи с чем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности привлечения ПАО "НКНХ" к ответственности по ст.14.31 КоАП РФ, так как ответчик был ранее привлечен к административной ответственности по ст.14.6 КоАП РФ.
С учетом изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ПАО "НКНХ" содержат признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2007 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоснабжения и водоотведения, которое привело или могло привести к ущемлению интересов предприятий-потребителей, технологически присоединенных к сетям указанной организации.
08 ноября 2019 года Комиссия Татарстанского УФАС России, руководствуясь ч.1 ст.48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", вынесла заключение об обстоятельствах дела N016/01/10-1424/2019.
В соответствии с пунктом 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
Рассмотрев вынесенное заключение об обстоятельствах по делу N016/01/10-1424/2019 г., ПАО "НКНХ" представило пояснения к вышеуказанному заключению, в соответствии с которым отмечало следующее:
По мнению ПАО "НКНХ", указанное лицо не осуществляло деятельность, которая привела и могла привести к ущемлению интересов предприятий - потребителей, технологически присоединенных к сетям общества, так как ни один потребитель, технологически присоединенный к сетям ПАО "НКНХ" не был ограничен в доступе к рассматриваемым в настоящем деле видам деятельности.
Рассмотрев указанный довод, Комиссия Татарстанского УФАС России считает необходимым пояснить, что в рамках дела N016/01/10-1424/2019 не рассматривался вопрос ограничения со стороны ПАО "НКНХ" доступа потребителей, технологически присоединенным к сетям указанной организации, к таким видам деятельности как поставка химочищенной воды, а также механическая очистка сточных вод. Представленные в заключении об обстоятельствах дела доводы касались действий ПАО "НКНХ", связанных с предоставлением вышеуказанных видов деятельности до 2018 года без надлежащим образом установленного тарифа, а также путем установления в договорах, действующих с 2018 года цен, превышающих тарифы, в последующем установленные со стороны Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам.
В виду того, что ПАО "НКНХ" занимает доминирующее положение в отношении потребителей, технологически присоединенным к его сетям, действия ПАО "Нижнекамскнефтехим" по осуществлению регулируемых видов деятельности (водоснабжение - подача химочищенной воды, часть процесса водоотведения-механическая очистка сточных вод) в отсутствие утвержденных уполномоченным органом тарифов по ценам, превышающим тарифы, установленные в соответствии с Постановлениями Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам N10-16/кс от 07.09.2018 года (тариф на техническую химически очищенную воду) и N10-14/кс от 03.08.2018 года (тариф на механическую очистку сточных вод) привели или могли привести к ущемлению интересов предприятий-потребителей, технологически присоединенных к сетям указанной организации.
По мнению ПАО "НКНХ", указанная организация не злоупотребляет своим положением на рынке оказания рассматриваемых видов деятельности, так как договоры сроком действия с 01.05.2018 года сторонами не оспорены, исполнялись надлежащим образом.
Тем не менее, Татарстанское УФАС России отмечает, что тарифы на техническую воду (химически очищенную) и на очистку сточных вод (механическую) подлежат регулированию в соответствии с Федеральным законом N 416-ФЗ. Полномочиями по утверждению указанных тарифов на территории Республики Татарстан наделен Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, иные организации не вправе устанавливать цены на указанные виды деятельности без утверждения их органом тарифного регулирования.
При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" утверждены типовые договоры холодного водоснабжения и типовые договоры водоотведения.
В соответствии с п.6 указанных типовых договоров предусмотрено, что по соответствующим договорам осуществляется абонентом по тарифам в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Фактическое оказание услуг по ценам, превышающим тарифы, установленные государственным органом в сфере тарифного регулирования, свидетельствует о злоупотреблении доминирующим положением в отношении потребителей, технологически присоединенных к сетям ПАО "НКНХ", так как услуги предоставлялись по ценам, превышающим тарифы, утвержденные Государственным комитетом по тарифам в соответствии с постановлением Госкомитета от 07.09.2018 N10-16/кс (тарифы на техническую воду), а также постановлением Госкомитета от 03.08.2018 N10-14/кс (тарифы на очистку сточных вод).
В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России, назначенной на 12 декабря 2019 года, со стороны ПАО "НКНХ" было заявлено письменное ходатайство о необходимости обращения Комиссии Татарстанского УФАС России в Конституционный суд РФ с запросом о проверке на соответствие Конституции РФ положений ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а именно ст.11 указанного закона.
Тем не менее, Татарстанское УФАС России пришло к выводу, что вопрос соответствия положения ст.11 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" Конституции РФ не является предметом рассмотрения дела N016/01/10-1424/2019. В рамках настоящего дела подлежат рассмотрению вопросы нарушения ПАО "НКНХ" установленного законом порядка ценообразования, а также завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок, и т.п.).
В связи с изложенным, Комиссией Татарстанского УФАС России было принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства, что не лишает ПАО "НКНХ" самостоятельно обратиться в адрес Конституционного суда РФ по указанному вопросу.
На основании изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ПАО "НКНХ", содержащие признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2007 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", имели место в период с июня 2017 года (дата выявленного нарушения в соответствии с актом проверки Госкомитета) по дату установления тарифа на механическую очистку сточных вод в соответствии с Постановлением Госкомитета от 03.08.2018 N10-14/кс в отношении соответствующих договоров водоотведения, а также по дату установления тарифа на техническую воду (химически очищенную) согласно Постановлению Госкомитета от 07.09.2018 N10-16/кс.
Таким образом, исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ПАО "НКНХ" как нарушение п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2007 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоснабжения и водоотведения, которое привело или могло привести к ущемлению интересов предприятий-потребителей, технологически присоединенных к сетям указанной организации.
При этом, как отмечалось в Заключении об обстоятельствах дела N016/01/10-1424/2019, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что действия ПАО "НКНХ" по нарушению порядка ценообразования ранее являлись предметом рассмотрения в рамках административных дел, возбужденных Госкомитетом в отношении ПАО "НКНХ" по результатам проверки, отраженным в акте проверки от 03.04.2018 N 13-15/2018.
Учитывая специальный характер ст.14.31 КоАП РФ по отношению к ст.14.6 КоАП РФ, Комиссия Татарстанского УФАС России пришло к выводу о нецелесообразности привлечения ПАО "НКНХ" к ответственности по ст.14.31 КоАП РФ, так как ответчик был ранее привлечен к административной ответственности по ст.14.6 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Признать ПАО "Нижнекамскнефтехим" (423551, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Соболековская, здание 23, офис 129, ИНН 1651000010) нарушившим требования п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2007 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоснабжения и водоотведения, которое привело или могло привести к ущемлению интересов предприятий-потребителей, технологически присоединенных к сетям указанной организации.
Материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу не передавать.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: за неисполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 31 декабря 2019 г. N 016/01/10-1424/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.12.2019