Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Навигатор-Т" на действия ФГБНУ "Научный центр неврологии" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку газодымозащитных комплектов (реестровый N 31908407737) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в Закупочной документации установлены неправомерные требования к товару.
Комиссия, заслушав возражения Заказчика, оценив представленные документы
и сведения в их совокупности и взаимной связи, установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Закупки предметом процедуры является фильтрующий самоспасатель.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Во исполнение приведенной нормы права организатором закупки разработано и утверждено Техническое задание и спецификация к договору.
В соответствии с положениями Технического задания аукционной документации закупаемый товар должен соответствовать требованиям к безопасности для самоспасателей высокой эффективности в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты"; требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы жалобы на предмет установления Заказчиком требований к характеристикам закупаемых средств защиты, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки и препятствуют формированию заявки на участие в аукционе, в частности:
-Корпус комбинированного фильтра должен быть выполнен из металла.
По мнению Заявителя, установленное требование к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам закупаемых изделий соответствует самоспасатели фильтрующие "ГДЗК-У", "Зевс-У", "ГДЗК-EN" изготовителей АО "Сорбент" и "АО ЭХМЗ", входящие в группу лиц ООО "Зелинский групп".
Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано, в том числе, описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Частью 6.1 ст. 3 Закона о закупках установлены правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки.
В рассматриваемом случае заказчик объявил конкурентную процедуру. Соответственно, при проведении закупочной процедуры заказчик обязан соблюдать все требования и запреты, предусмотренные Законом закупках.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках 6.1. при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
Таким образом, в отношении конкурентных закупок упомянутым законом введен специальный режим регулирования, который обязывает заказчиков безальтернативно предусматривать в закупочной документации возможность использования эквивалентного товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам самоспасателям фильтрующим установлены с учетом нужд ФГБНУ "Научный центр неврологии", совокупности которым действительно соответствует только самоспасатели фильтрующие "ГДЗК-У", "Зевс-У", "ГДЗК-EN" изготовителей АО "Сорбент" и "АО ЭХМЗ", входящие в группу лиц ООО "Зелинский групп". При этом Заказчик в обоснование включения в документацию дополнительного требования говорит о том, что металлический корпус обеспечивает возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса комбинированного фильтра (образования вмятин за счет отсутствия обратимой деформации материала), что позволяет определить пригодность самоспасателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки.
Вместе с тем данное обоснование не подтверждает необходимость включения требования о металлическом корпусе, поскольку определить пригодность применения самоспасателя из композитного материала также возможно визуально: у композитного материала фильтра также как и у металла отсутствует обратимость деформации в случае механического воздействия на фильтр он расколется, что позволит визуально определить его пригодность.
Кроме того, требования устойчивости к механическим воздействиям установлены ГОСТ Р 53261-2009, соответствие которым подтверждается сертификатом соответствия на требования Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Закупочной документацией установлено, что самоспасатель фильтрующий должен соответствовать требованиям ТРТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты".
Согласно пп. 9 п. 4.2 ТРТС 019/2011 средства индивидуальной защиты предназначенные для использования в пожаровзрывоопасной среде должны изготавливаться из материалов, исключающих искрообразование.
Согласно пп. 7 п. 4.4 ТРТС 019/2011 в фильтрующих средствах индивидуальной защиты органов дыхания, предназначенных для использования в условиях возможного возникновения пожароопасных и взрывоопасных ситуаций, не допускается применение чистых алюминия, магния и титана или сплавов, содержащих эти материалы в пропорциях, которые в процессе эксплуатации могут привести к искрообразованию.
Представитель Заказчика доказательств обратного на заседании Комиссии не представил.
В соответствии с п. 6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018) принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Как отмечено в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2015 по делу N А40-195614/14, действующим законодательством о закупках не запрещена конкретизация того или иного требования закона, однако любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документально подтвержденную необходимость.
В настоящем случае каких-либо доказательств наличия у заказчика объективной необходимости в установлении такого требования последним не представлено.
Заказчиком на Комиссии не представлено обоснование необходимости использования показателей, установленных в соответствии с техническими условиями конкретного производителя.
Вместе с тем, оценивая подобное основание для установления спорного требования, следует признать, что критериям объективности и нормативности оно не соответствует. При этом сам по себе предмет торгов не может являться отступлением от установленных п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках запретов: исходя из предусмотренного ст. 1 ГК РФ принципа равенства участников гражданских правоотношений, статус заказчика, сфера его деятельности, а равно особенности предмета закупки, не могут обуславливать введение ограничивающих конкуренцию требований.
При этом Комиссия отмечает, что указанные общества, а именно: АО "Сорбент" и АО "ЭХМЗ", находящиеся в одной группе лиц, фактически являются одним производителем.
Заявитель же является производителем самоспасателей фильтрующих ГДЗК "Гарант-1" и не имеет возможности принять участие в закупке, так же как и другие производители, не входящие в "Зелинский групп".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках ввиду установленных требований, ограничивающих круг участников процедуры.
В своей жалобе Заявитель также указывает на неправомерные требования, установленные в Техническом задании к закупаемым товарам, в частности:
- коэффициенты подсоса по тест-веществу - гексафторид серы в зону дыхания и в зону глаз для фильтрующих самоспасателей - не более 0,1%.
- самоспасатель должен представлять собой неразборное изделие одноразового применения и должен состоять в том числе из: "Комбинированный фильтр (фильтрующе-сорбирующий патрон). Для обеспечения гарантированной сохранности защитных свойств фильтра, в том числе при воздействии на него высоких температур и открытого пламени, его корпус должен быть выполнен из металла (не горит и не плавится). Корпус комбинированного фильтра должен быть устойчив к механическим повреждениям и воздействию температур (ударопрочен, не горит и не плавится), должен позволять визуально без проведения испытаний определять видимые повреждения (образование вмятин)".
На заседании Комиссии Заявитель отказался от данного довода жалобы, в связи с чем Комиссией указанный довод жалобы не рассматривался.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы и нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Навигатор-Т" (ОГРН: 1057747250285, ИНН: 7736523644) на действия ФГБНУ "Научный центр неврологии" (ОГРН: 1027739766812, ИНН: 7733012151) при проведении Закупки обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 декабря 2019 г. N 077/07/00-13510/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.12.2019