Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции; Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
|
- |
начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
при рассмотрении жалобы физического лица (далее - Заявитель) на неправомерные действия Администрации Миасского городского округа Челябинской области (далее - Администрация) при организации и проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, площадью 792 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Миасс, ул. Шишкина, 3б (далее - Земельный участок), извещение N 261119/0221090/01 (далее - Аукцион, торги),
в присутствии:
- <_>., являющейся представителем Организатора торгов,
Заявитель не явился, о дате, времени заседания Комиссии, месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещен,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на неправомерные действия Администрации, выразившиеся в нарушении порядка организации и проведения Аукциона.
В качестве доводов Заявитель в жалобе указал следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона срок аренды земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС), составляет три года.
Как отмечает Заявитель, в соответствии с пунктом 9 статьи 39.8 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев проведения аукционов в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений.
По мнению Заявителя, из пункта 9 статьи 39.8 ЗК РФ напрямую следует, что исключением из данного правила являются проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 39.18 ЗК РФ.
При этом, отмечает Заявитель, указанная норма предусматривает, что в случае проведения аукциона в целях ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, срок аренды земельного участка определяется в пределах минимального срока и (или) максимального срока аренды земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.8 ЗК РФ, подпунктом 3 которого предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается сроком на двадцать лет.
Заявитель считает, что в случае проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления ИЖС, срок действия таких договоров должен определяться подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.
Таким образом, по мнению Заявителя, установление Администрацией в Аукционной документации срока аренды земельного участка три года не соответствует порядку, предусмотренному подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.
По мнению Заявителя, начальный размер арендной платы Организатором торгов завышен, относительно прав аренды аналогичных земельных участков, в отношении которых Администрацией проводятся торги.
Администрацией представлены письменные пояснения (исх. N 5802/16 от 17.12.2019) и на заседании Комиссии указано следующее.
При указании срока аренды земельного участка в Аукционной документации допущена ошибка, вследствие чего срок аренды не соответствует порядку, предусмотренному подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.
Рыночная стоимость размера ежегодной арендной платы за земельный участок, являющийся предметом Аукциона, определена в соответствии с Отчетом оценки N 03-496/2019 от 22.10.2019, произведенной ООО "Центр независимой оценки "Перспектива" (ИНН 7404056072, ОГРН 1107404003332), на основании муниципального контракта N 496 от 21.10.2019, заключенного между Администрацией и данным обществом.
По мнению Администрации, оценка произведена в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральными стандартами оценки (ФСО 1,2,3,7), утвержденными Приказами Минэкономразвития РФ N 297-299 от 20.05.2015 и от 25.09.2014 N 611 и "Сводом стандартов и правил РОО 2015" (Протокол Совета РОО 07-Р от 23.12.2015).
В этой связи, по мнению Администрации, стоимость арендной платы определена в соответствии с законодательством.
Изучив представленные материалы и заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.
Аукционная документация утверждена постановлением Администрации от 26.11.2019 N 6033.
Извещение о проведении Аукциона в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте www.torgi.gov.ru и на официальном сайте Администрации опубликовано 26.11.2019.
Дата окончания приема заявок - 10.01.2020. 15-45.
Дата проведения аукциона - 14.01.2020.
Начальный размер ежегодной арендной платы за земельный участок - 76 000 руб.
Как следует из пояснений Администрации, по состоянию на дату рассмотрения Комиссией настоящей жалобы договор по результатам проведения торгов не заключен.
Порядок организации и проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ.
Подпунктом 9 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе, о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 ЗК РФ.
Пунктом 9 статьи 39.8 ЗК РФ предусмотрено, что в случае предоставления земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев проведения аукционов в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений.
Указанная норма предусматривает, что в случае проведения аукциона в целях индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, срок аренды земельного участка определяется в пределах минимального срока и (или) максимального срока аренды земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.8 ЗК РФ.
Подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, действия Администрации по утверждению Аукционной документации, содержащей срок аренды земельного участка три года, не соответствует порядку, предусмотренному подпунктом 9 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ и подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ, и данный довод жалобы Заявителя является обоснованным.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.11 ЗК РФ начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 статьи 39.11 ЗК РФ.
Оценка размера ежегодной арендной платы за земельный участок, являющийся предметом Аукциона, определена Отчетом оценки N 03-496/2019 от 22.10.2019, произведенной независящим оценщиком, в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Вопросы, связанные с оспариванием стоимости оценки земельных участков не относятся к компетенции антимонопольного органа, поскольку не связаны с защитой конкуренции.
Таким образом, установление стоимости арендной платы земельного участка, являющегося предметом Аукциона, соответствует порядку, предусмотренному пунктом 14 статьи 39.11 ЗК РФ, довод жалобы Заявителя в указанной части является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу физического лица обоснованной.
Признать действия Администрации Миасского городского округа (ИНН 7415031922, ОГРН 1027400874016) при организации и проведении Аукциона нарушением порядка, предусмотренного подпунктом 9 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ и подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.
Администрации Миасского городского округа выдать предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
8 (351)265-93-79
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 декабря 2019 г. N 074/10/18.1-2592/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.12.2019