Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель |
- |
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Малышева О.С. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Толстова А.А. |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
В присутствии представителей от:
Заказчика - Шевякова К.Н. (доверенность от 21.11.2019 N6511/19),
Заявителя - Ротобельского Е.В. (доверенность от 16.08.2019 N25/2019).
УСТАНОВИЛА:
17 декабря 2019 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Евронасосы" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ПАО "Севералмаз" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, на право заключения договора на закуп погружных насосных агрегатов по заявке N S6289-И (извещение N31908519998 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, в связи с неправомерным внесением изменений в документацию и отменой закупки.
Заявитель считает, что данное решение противоречит пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ "О закупках").
Заказчиком представлены пояснения на жалобу от 26.12.2019 N50-3207-19.
Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ "О закупках" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 указанного Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии вышеуказанными нормами ФЗ "О закупках" в ПАО "Севералмаз" принято Положение о закупках ПАО "Севералмаз", утвержденное решением Совета директоров Протоколом N 325 от 22.11.2018 (далее - Положение о закупках).
Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО "Севералмаз", в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.
14.11.2019 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее - сайт ЕИС), размещено извещение N 31908519998 и документация о проведении конкурса в электронной форме, на право заключения договора на закуп погружных насосных агрегатов по заявке N S6289-И (далее - документация).
Начальная (максимальная) цена договора: 204 578,00 Евро (14 457 527,26 рублей).
26.11.2019, 13.12.2019 Заказчиком в извещение и документацию внесены изменения (далее - Изменения).
Заявитель в своей жалобе указал на то, что Заказчиком не размещен протокол подведения итогов закупки от 10.12.2019 и неправомерно 13.12.2019 принято решение о внесении изменений в извещение в части изменения даты подачи заявок с последующей отменой процедуры закупки.
Пунктами 12-15 извещения и пунктами 1.2.15, 1.2.17 - 1.2.19 документации (в редакции от 26.11.2019) установлено следующее:
"Место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке: с момента публикации в ЕИС по 22.11.2019 до 17ч00м (МСК).
Рассмотрение поступивших заявок (первых частей) будет проведено 26.11.2019 в 15:00 мск, по адресу: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Маркса, д.15.
Рассмотрение поступивших заявок (вторых частей) будет проведено 06.12.2019 в 15:00 мск, по адресу: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Маркса, д.15.
Подведение итогов закупки будет проведено 10.12.2019 в 15:00 мск, по адресу: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Маркса, д.15".
Согласно части 12 статьи 4 ФЗ "О закупках" протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
В соответствии с пунктом 9 части 11.1 статьи 11 Положения о закупках протокол, составляемый в ходе проведения закупки, должен быть размещен в ЕИС в срок не позднее 3 (трех) дней со дня его подписания.
Постановлением Правительства РФ N908 от 10.09.2012 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке" (далее - Постановление) утвержден порядок размещения информации о закупке в ЕИС.
Комиссия Архангельского УФАС России, проанализировав материалы дела, установила, что в ходе проведения закупки Заказчиком были составлены следующие протоколы: протокол от 27.11.2019 N88 (рассмотрение первых частей заявок), протокол от 06.12.2019 N091 (рассмотрение вторых частей заявок), протокол от 10.12.2019 N092 (продление срока подведения итогов закупки до 13.12.2019); протокол от 13.12.2019 N093 (продление сроков приема заявок и отказ от проведения закупки).
Согласно информации размещенной на сайте ЕИС Заказчиком в карточке закупки извещение N 31908519998 размещены следующие протоколы, составленные в ходе закупки:
протокол от 27.11.2019 N88 размещен 27.11.2019;
протокол от 06.12.2019 N091 размещен 06.12.2019;
протокол от 10.12.2019 N092 размещен 13.12.2019;
протокол от 13.12.2019 N093 размещен 13.12.2019.
Следовательно, протоколы, составленные в ходе проведения закупки, размещены Заказчиком в сроки, установленные ФЗ "О закупках" и Положением о закупках.
Вместе с тем, в соответствии с частью 11 статьи 4 ФЗ "О закупках" изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
Пунктом 29.4.1 части 29.4 Положения о закупках установлено, что после размещения извещения и документации о закупке допускается внесение изменений в извещение и/или документацию о закупке с обязательным официальным размещением измененных извещения и документация о закупке, а также обязательным рассмотрением вопроса о возможном продлении и/или возобновлении сроков подачи заявок на участие в такой закупке. В случае внесения изменений в извещение и/или документацию о конкурентной закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен или возобновлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений и до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного в извещении и/или документации о закупке. Не допускается перенос даты окончания подачи заявок на более раннюю дату, чем это было первоначально установлено.
В силу пункта 29.4.2 части 29.4 Положения о закупках Заказчик вправе принять решение о переносе установленных извещением и /или документацией о закупке дат рассмотрения заявок и подведения итогов процедуры закупки без внесения изменений в извещение и/или документацию о закупке, уведомив о таком переносе всех участников процедуры закупки
Однако, пунктами 3.4.1 и 3.4.2 документации предусмотрено следующее.
"Со дня официального размещения извещения и документации о закупке и до окончания срока подачи заявок на участие в закупке допускается внесение изменений в извещение и/или документацию о закупке. После окончания срока подачи заявок на участие в закупке допускается изменение установленных извещением и документацией о закупке дат рассмотрения заявок и подведения итогов процедуры закупки (в пределах срока действия заявок участников и с уведомлением участников, подавших заявки)".
Протоколом от 13.12.2019 N093 закупочной комиссией принято решение о внесении изменений в извещение и документацию, в части сроков окончания подачи и рассмотрения заявок на участие в закупке, а также на основании пункта 29.8.4 Положения о закупках принято решение об отказе от проведения конкурса в электронной форме N31908519998.
Частью 5 статьи 3.2 ФЗ "О закупках" установлено, что заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
В силу пункта 29.8.1 Положения о закупках Заказчик вправе отказаться от проведения конкурентной закупки по одному и более предметам закупки (лотам) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Пунктами 29.8.3 и 29.8.4 Положения о закупках определены условия отказа от проведения закупки, а именно: "по истечении срока подачи заявок Заказчик вправе оказаться от проведения закупки только при наличии одного или нескольких обстоятельств:
возникновение обстоятельств непреодолимой силы;
необходимость исполнения предписания антимонопольного органа/предписания внутреннего органа заказчика по рассмотрению жалоб на процедуры закупок;
изменение потребности заказчика в товаре, работе, услуге;
прекращение реализации производственной программы, в рамках которой осуществлялась закупка товаров, работ, услуг;
изменение законодательства РФ, нормативных правовых актов, издание актов федеральных органов исполнительной власти, влияющих на возможность и/или целесообразность проведения закупки;
предоставление победителем (всеми участниками) заведомо ложной информации или несоответствие основным требованиям, определенным документацией о закупке;
непредоставление победителем (всеми участниками) обеспечения исполнения договора или предоставление обеспечения, экономическая ценность которого не покрывает всех возможных рисков, связанных с ненадлежащим исполнением договора;
подача в отношении победителя (всех участников) заявления о признании банкротом.
Отказ от проведения закупки возможен в иных случаях при наличии оснований, базирующихся на принципах экономической и/или деловой целесообразности".
Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что на этапе рассмотрения заявок участников закупки выяснилось, что в техническом задании характеристики поставляемого оборудования указаны не в полном объеме, и участники закупки могут предложить товар, который не отвечает потребности Заказчика. Внесение изменений в извещение и документацию возможно только до окончания срока подачи заявок, поэтому принято решение о внесении изменений в части продления срока подачи заявок и отмене конкурса в электронной форме N31908519998.
Вместе с тем, в заседание Комиссии Архангельского УФАС России Заказчиком не представлено доказательств и документов, подтверждающих необходимость внесения изменений в техническое задание, а также не указано, какие именно характеристики поставляемого оборудования указаны не в полном объеме.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в принятии решения о внесении изменений в извещение и документацию, в части сроков окончания подачи заявок на участие в закупке, а также решения об отказе от проведения конкурса в электронной форме N31908519998 после срока окончания срока подачи заявок, нарушают часть 11 статьи 4 ФЗ "О закупках" и пункты 3.4.1 и 3.4.2 документации, а также часть 5 статьи 3.2 ФЗ "О закупках" и пункт 29.8.1. Положения о закупках.
В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ "О закупках" рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Евронасосы" обоснованной.
Признать Заказчика - ПАО "Севералмаз", нарушившим часть 5 статьи 3.2 и часть 11 статьи 4 ФЗ "О закупках", пункт 29.8.1. Положения о закупках и пункты 3.4.1 и 3.4.2 документации.
3. Заказчику, закупочной комиссии, оператору электронной площадки выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О закупках".
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии О .С. Малышева
А.А. Толстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 17 декабря 2019 г. N 79юл-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.12.2019