Резолютивная часть оглашена "11" декабря 2019
Решение изготовлено в полном объеме "23" декабря 2019
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела N 22/04-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
"..." |
|
|
|
|
|
|
|
|
при участии представителей:
ответчика - акционерного общества "Автовокзалы и автостанции" (далее -АО "АвтоВАС" (428024, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т Мира, д.78 Д):
"..."
в отсутствии ответчика:
- Ядуванкиной А.С.,
рассмотрев дело N22/04-АМЗ-2018, возбужденное в отношении АО "АвтоВАС" по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), выразившегося в неисполнении предупреждения Чувашского УФАС России N04-05/7830 от 26.10.2018, а именно неиспользовании карт для безналичной оплаты проезда на маршруте N753 "Чебоксары-Красные Четаи" нежных средств по распоряжению физических лиц в пользу юридических лиц,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Чувашское УФАС России) 26.07.2018 (вх. 04-05/4553) поступило обращение Ядуванкиной А.С., в части отказа приема транспортной карты ЕТК на маршруте АО "АвтоВАС" N753 "Чебоксары- Красные Четаи".
По результатам рассмотрения обращения, в связи с выявлением в действиях АО "АвтоВАС" признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона N135- ФЗ "О защите конкуренции" в порядке части 1 ст. 39.1 настоящего закона хозяйствующему субъекту выдано предупреждение о прекращении действий, выразившихся в неиспользовании карты для безналичной оплаты проезда на маршруте N753 "Чебоксары -Красные Четаи".
В связи с неисполнением указанного предупреждения АО "АвтоВАС" в установленный срок на основании части 8 статьи 39.1 Федерального Закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" возбуждено настоящее дело.
В ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела N22/04-АМЗ-2018 представители АО "АвтоВАС" заявленные требования не признали, пояснили, что АО "АвтоВАС" предупреждение, явившееся предметом рассмотрения дела 22/04-АМЗ-2018 обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики (дело NА79-13085/2018).
Исходя из того, что выводы суда по делу А79-13085/2018, имели значение для дальнейшего рассмотрения настоящего дела, Комиссией принято решение о его приостановлении до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Чувашской Республики по делу А79- 13085/2018 о чем, в порядке пункта 1 части 3 статьи 47 Федерального закона от N 135-ФЗ "О защите конкуренции" 21.12.2018 вынесено соответствующее Определение N04-05/9439.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики по делу А79- 13085/2018 от 02.10.2019 предупреждение Чувашского УФАС России от 26.10.2018 N 0405/7830 признано недействительным и отменено.
В связи с вступлением в законную силу названного решения, Комиссией принято решение о возобновлении рассмотрения настоящего дела.
Определением от 25.11.2019 NВК/8220/19 рассмотрение дела N22/04-АМЗ-2018 возобновлено и назначено к рассмотрению.
На заседании Комиссии, 11.12.2019 представитель АО "АвтоВАС" поддержала, изложенные ранее доводы в полном объеме, ходатайствовала о прекращении производства по делу 22/04-АМЗ-2018 со ссылкой на решение Арбитражного суда Чувашской Республики по делу А79- 13085/2018 от 02.10.2019.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
Исходя из п. 6 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон N220) следует:
- межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации;
- вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
Как следует из ч. 17 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2013 N48 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике" при осуществлении регулярных перевозок перевозчики обеспечивают соответствие транспортных средств автомобильного транспорта или городского наземного электрического транспорта требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также обеспечивают реализацию прав пассажиров на оплату проезда электронными средствами оплаты.
На основании п. 8.7 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2013 N566 "О картах для безналичной оплаты проезда на автомобильном транспорте общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщениях на территории Чувашской Республики" в случае неисправности мобильного терминала транспортный оператор в соответствии с договором об использовании системы при оказании услуг по перевозке пассажиров не вправе отказать пользователю в оказании услуги по перевозке. В таком случае транспортный оператор оказывает услугу перевозки пользователю без взимания платы за проезд.
Указанным Постановлением транспортный оператор определен как перевозчик, подписавший с оператором системы договор об использовании системы при оказании услуг по перевозке пассажиров, оплата которых производится при помощи системы.
В рассматриваемом случае, транспортным оператором на маршруте N733 выступал АО "АвтоВАС".
По информации ООО "Единая транспортная карта" ( далее - ООО "ЕТК" (письмо N135 от 07.08.2018) установлено, что АО "АвтоВАС" с ООО "ЕТК" заключен договор возмездного оказания услуг по присоединению к системе.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона N220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 указанной статьи отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, положения ч. 17 ст. 4 Закона N48 и п. 8.7 Постановления N566 о возможности обеспечения оплаты проезда электронными средствами оплаты должны неукоснительно соблюдаться всеми субъектами, действующими на территории Чувашской Республики, а обеспечение возможности безналичной оплаты проезда по межмуниципальным маршрутам является не правом, а обязанностью субъекта.
Статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N135- ФЗ "О защите конкуренции") установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
Пунктом 9 ст. 4 Федерального закона N135- ФЗ "О защите конкуренции" установлены признаки, одновременное наличие которых позволит считать действия хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией.
Пунктом 5 ст. 4 Федерального закона N135- ФЗ "О защите конкуренции" определено понятие хозяйствующего субъекта.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона N135- ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Несмотря заключенный договор с ООО "ЕТК" АО "АвтоВАС" на маршруте N753 "Чебоксары -Красные Четаи" не использовались карты для безналичной оплаты проезда, что подтверждалось заявлением Ядуванкиной А.С. и письмом от 14.09.2018 N052/28-4679 Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о результатах проведенной проверки.
Исходя из договора, заключаемого с ООО "ЕТК" на оказание услуг Оператором системы по присоединению Транспортного оператора к автоматизированной системе учета безналичной оплаты проезда следует, что за оказанные оператором системы услуги по обслуживанию системы оператор системы от транспортного оператора получает вознаграждение от 1,75 % до 2,75 %, в то время как процент отчисления от суммарной стоимости транзакций, совершенных по оплате проезда наличными денежными средствами в размере 0,25%.
Кроме того, за оказание услуг по расщеплению денежных средств, предназначенных Транспортному оператору за оказание услуг пассажирской перевозки по указанным Транспортным оператором счетам при наличии более одного расчетного счета предусмотрена оплата в размере 2,25 %.
Хозяйствующие субъекты, не использующие безналичную оплату проезда на своем маршруте указанное выше время расходов не несут.
Таким образом, в действиях АО "АвтоВАС" на маршруте N753 "Чебоксары- Красные Четаи" выявлены признаки противоправных действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, что запрещено ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с чем, как было указано выше, в порядке ч. 1 ст. 39.1 Федерального закона N135- ФЗ "О защите конкуренции" АО "АвтоВАС" выдано предупреждение о прекращении рассматриваемых действий.
Письмом от 12.10.2018 АО "АвтоВАС" проинформировало, что в нормативных актах, указанных в предупреждении не указано, что реализация права пассажира на оплату проезда электронными средствами возможна только с помощью карт, выпущенных и обслуживаемых ООО "ЕТК".
Указанные терминалы используются не на транспортных средствах, а на диспетчерско-кассовых пунктах в. г. Новочебоксарск и г. Мариинский Посад.
В целях выполнения требований законодательства об обеспечении реализации прав на оплату проезда электронными средствами оплаты на всех транспортных средствах установлены терминалы ПАО "Сбербанк России", -обеспечивающие возможность безналичной оплаты проезда, при этом комиссия в ПАО Сбербанк России меньше, чем в ООО "ЕТК" (в качестве подтверждения приложены копии отчета по терминалу).
Несмотря на изложенное, из письма от 14.09.2018 N052/28-4679 Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики следовало, что на маршруте N753 "Чебоксары -Красные Четаи" АО "АвтоВАС" выявлено наличие терминала для осуществления расчетов электронными средствами оплаты ЕТК, однако факт их неиспользования подтверждается письмом заявителя.
Указанное свидетельствует о том, что АО "АвтоВАС" не обеспечило возможность оплаты проезда и багажа в безналичной форме, несмотря заключенный ООО "ЕТК" договор.
Названное послужило основанием для возбуждения настоящего дела.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства по делу NА79-13085/2018 было установлено следующее.
Договор возмездного оказания услуг от 01.06.2017, заключенный между ООО "ЕТК" и АО "АвтоВАС", предусматривает установку терминалов для безналичной оплаты лишь в диспетчерско-кассовых пунктах общества, а не в автобусах, осуществляющих перевозку пассажиров.
Чувашское УФАС России со ссылкой на письмо Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 14.09.2018 N 052/28-4679 посчитало, что в автобусе с государственным регистрационным знаком Е855СЕ 21 RUS, работавшем на маршруте N 753 "Чебоксары - Красные Четаи", установлен терминал безналичной оплаты ЕТК, поэтому общество обязано было его использовать.
Однако, впоследствии письмом от 10.01.2019 N 052/10-60 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики признало, что при осуществлении проверки данного автобуса установленный в нём терминал для безналичной оплаты с номером 17249WL26585165 был принят за устройство приёма безналичных платежей ЕТК.
Согласно представленному акту о готовности от 06.08.2018 банковский платёжный терминал с номером 17249WL26585165 действительно установлен в автобус с государственным регистрационным знаком Е855СЕ 21 RUS, однако принадлежит этот терминал ПАО "Сбербанк", а не ООО "ЕТК".
Определяющим моментом при рассмотрении настоящего спора является установление наличия или отсутствия в действиях общества признаков недобросовестной конкуренции.
В рассматриваемом случае, судом признаки недобросовестной конкуренции в действиях АО "АвтоВАС" не усмотрены.
В силу изложенного, при вынесении предупреждения Чувашское УФАС России основывалось на указанной выше информации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, в связи с тем, что она являлась основополагающей при рассмотрении обращения и вынесении предупреждения, и, как в последствии оказалась недостоверной.
Таким образом, Чувашское УФАС России было введено в заблуждении информацией Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, которая послужила основанием для вынесения обжалованного акта.
При этом, недостоверность предоставленной информации, установлено лишь в ходе судебного разбирательства.
В силу изложенного, решение Арбитражного суда Чувашской Республики по делу NА79-13085/2018 носит преюдициальный характер.
Пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьями 23, пунктом 1 части 1 и части 2 статьи 48, части 1 статьи 49 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Рассмотрение дела N22/04-АМЗ-2018 в отношении ПАО "АвтоВАС" прекратить.
|
|
|
|
|
"..." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 11 декабря 2019 г. N 22/04-АМЗ-2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.12.2019