Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при
проведении закупки "приобретение автотранспорта" (извещение N31908579024) (далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, сформировавшей протокол рассмотрения и оценки заявок с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также признавшей заявку Заявителя несоответствующей требованиям документации о запросе котировок в электронной форме.
Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился и сообщил, что комиссия Заказчика действовала в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Белогорский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр".
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок N31908579024 от 13.12.2019 Заявка N260491 (Заявитель) была отклонена на основании: "Несоответствие участника закупки требованиям документации".
В соответствии с частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Комиссия, изучив протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме от 13.12.2019, установила, что данный протокол не содержит оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
Таким образом, комиссией Заказчика нарушены требования подпункта б пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.
Согласно письменным пояснениям Заказчика:
"В части причины отклонения заявки по причине несоответствия участника закупки требованиям документации поясняем, в документации запроса котировок, в "разделе III Описание объекта закупки" указанно -- автомобиль должен быть предназначен для движения в сложно проходимых участках проселочных дорог (бездорожье), Спецификация - цвет предпочтительно - серый металик (сталь), а в приложении N1, заявителя ООО "Автогруп Крым", цвет автомобиля указан как - "цвет белый". В данном случае цвет товара является принципиальной характеристикой так как данный товар предполагается использовать с целью доставки ветеринарных врачей для выполнения Государственного задания в труднодоступные места, соответственно товар будет использоваться на труднопроходимых дорогах с земляной поверхностью, что в свою очередь будет способствовать быстрому загрязнению автомобиля, и его оцарапыванию, и как следствие в результате частого мытья - коррозия, что по своей сути ведет к порче государственного имущества. А краска металик, в свою очередь более устойчива к повреждениями усиливает коррозийную стойкость автомобиля.
Кроме того, работы по вакцинации КРС и МРС приходится выполнять в стадах на пастбищах, куда приходится добираться через грязевые лужи, речки соответственно предпочтение отдается автомобилям с особыми спецификациями".
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Разделом III "Описание объекта закупки" документации о запросе котировок в электронной форме установлены следующие технические и качественные характеристики товара:
"Значения качественных характеристик Товара, подлежащего поставке, не должны отклоняться от следующих показателей:
Автомобиль должен быть новый не бывший в употреблении, предназначен для движения в сложно проходимых участках проселочных дорог (бездорожье) .
Автомобиль 1 (один)
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Автомобиль _ 1 шт. год выпуска не ранее 2017 года либо аналог
Комплектация: Кондиционер, магнитола, цвет предпочтительно - серый металик (сталь)
Двигатель и динамика
Объём двигателя
1 690 см3
Мощность
80 л.с. при 5200 об/мин
Расположение двигателя
спереди, продольно
Число цилиндров
L4
Клапанов на цилиндр
4
Разгон до 100 км/ч
19 с.
Крутящий момент
127 H*м при 4000 об/мин
Максимальная скорость
140 км/ч
Трансмиссия
Привод
постоянный на все колеса
Коробка передач
MT (5 ступ.)
Топливо и расход
Топливный бак
58 л
Тип топлива
бензин (аи-95)
Средний расход топлива
10.8 л
Расход в городе
14.1 л
Расход по трассе
8.8 л
Кузов
Класс автомобиля
j
Страна производитель
Россия
Количество дверей | мест
5 | 5
Объем багажника
650 л
Масса автомобиля
1 410 кг
Допустимая полная масса
1 860 кг
Подвеска, тормоза, шины
Колесная база
2 450 мм
Дорожный просвет
200 мм
Колея передняя
1 450 мм
Колея задняя
1 440 мм
Передняя подвеска
Пружинная, независимая, 2-рычажная
Задняя подвеска
Пружинная, зависимая, 5-штанговая
Передние тормоза
дисковые
Задние тормоза
барабанные
Размер передних шин
205/75 R15
Размер задних шин
205/75 R15".
Заявителем в составе заявки был предложен автомобиль "белого цвета".
Вместе с тем, Комиссией Крымского УФАС Росси установлено, что в документации о запросе котировок в электронной форме отсутствует инструкция по заполнению заявки. Также документация о запросе котировок в электронной форме не предоставляет разъяснений относительно того, каким образом необходимо заполнять заявку, в том числе при использовании слова "предпочтительно".
Таким образом, так как Заказчиком в документации о Закупке не определено, что характеристика цвета авто является неизменяемым параметром, а слово "предпочтительно" выражает лишь пожелание Заказчика, и не носит обязательный характер, комиссия Крымского УФАС России считает, что документация о Закупке не содержит достаточных требований, позволяющих участникам Закупки надлежащим образом сформировать предложение в составе заявки.
Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в действиях комиссии Заказчика нарушение подпункта б пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 23 декабря 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.12.2019