Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<...>
<...>
<...>
при отсутствии:
заявителя общества с ограниченной ответственностью торгово-производственного объединения "КС Групп" (далее - ООО ТПО "КС-Групп", заявитель),
в присутствии:
представителей заказчика акционерного общества "Сахатранснефтегаз" (далее - АО "Сахатранснефтегаз", заказчик) <...> по доверенности N405/19 от 17.12.2019, <...> по доверенности N180/19 от 15.01.2019, <...> по доверенности N158/19 от 09.01.2019.
рассмотрев жалобу ООО ТПО "КС-Групп" на действия (бездействие) АО "Сахатранснефтегаз" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки трубы для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: "Газопровод-отвод к г. Вилюйску Вилюйского улуса Республика Саха (Якутия). 2 нитка" (извещение N 31908523575), нарушающие Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО ТПО "КС Групп" на действия (бездействие) АО "Сахатранснефтегаз" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки трубы для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: "Газопровод-отвод к г. Вилюйску Вилюйского улуса Республика Саха (Якутия). 2 нитка" (извещение N 31908523575), нарушающие законодательство о закупках.
Согласно доводам заявителя:
1. В блоке III "Техническое задание" закупочной документации требования к техническим характеристикам поставляемого товара указаны в строго определенных Технических условиях (ТУ), а именно в трубе в соответствии с ТУ 14-3р-1471-2002 и стали 09Г2С с трехслойной изоляцией по ТУ 1390-008-74747996-2012. По мнению заявителя, данные требования нарушают пункт 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
2. В конкурсной документации рассматриваемой закупки установлен такой критерий оценки заявок участников закупок, как "Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции", что идет в разрез с "Положением о закупке товаров, работ, услуг" АО "Сахатранснефтегаз", утвержденным 05.12.2018 года, в котором четко указаны стоимостные и нестоимостные критерии оценки.
Просит признать доводы жалобы обоснованными.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой не согласились, поддержали ранее представленные письменные пояснения в полном объеме. Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Статьей 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
АО "Сахатранснефтегаз" провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным протоколом заседания Совета директоров АО "Сахатранснефтегаз" от 05 декабря 2018 г.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
05.12.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен проект изменения извещения N 31908523575 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки трубы для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: "Газопровод-отвод к г. Вилюйску Вилюйского улуса Республика Саха (Якутия). 2 нитка", документация о закупке, утвержденная генеральным директором АО "Сахатранснефтегаз" И.К. Макаровым, а также проект договора. Начальная (максимальная) цена договора: 137 613 107,29 российский рубль.
1. Согласно материалам рассматриваемой жалобы, пунктом 8 Блока III "Техническое задание" конкурсной документации определены следующие требования к техническим характеристикам поставляемого товара:
8. Требования к техническим характеристикам и количеству товара, работ, услуг: | ||||||||||||
* "Код распределения расходов" - не заполняется участником закупки. |
В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 части 7.6 статьи 7 Положения о закупке, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик имеет возможность прописать товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование страны происхождения товара, требование к товарам, информации, работам, услугам при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком.
Комиссией установлено, что данная закупка осуществляется в рамках выполнения строительно-монтажных работ на объекте: "Газопровод-отвод к г.Вилюйску Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия). 2 нитка".
К данному объекту разработана проектно-сметная документация, регламентирующая требования к товарам и оборудованию с указанием их названия и со ссылками на соответствующие государственные стандарты, строительные, санитарные нормы и правила, которым такие товары и оборудования должны соответствовать, в том числе и наличие оборудования с определенными товарными знаками, соответствующими определенным техническим условиям (ТУ).
Так, в листе 35 Раздела 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" Части 1 "Линейные трубопроводы" указано, что основные механические свойства металла труб должны соответствовать ТУ 14-3р-1471-2002.
Согласно пояснениям представителей заказчика, несовместимость трубы в связи с другим ТУ, не предусмотренным рабочей документацией, может привести к авариям на объекте.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках, в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением определенных случаев, одним из которых является несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Учитывая вышесказанное, Комиссия приходит к выводу, что технические требования к поставляемому товару в составе конкурсной документации установлены заказчиком без нарушений законодательства о закупках.
2. Согласно пункту 4 Приложения к Положению о закупках, для оценки заявок участников закупки Заказчик в документации о конкурентной закупке устанавливает следующие критерии оценки:
1). Стоимостные критерии оценки:
1.1. Цена договора;
2). Нестоимостные критерии оценки:
2.1. Качественные, функциональные и экологические характеристики предмета закпуки;
2.2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов на праве собственности или ином законном основании; оборудования и других материальных ресурсов; опыта работы, связанного с предметом договора; деловой репутации; специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктами 32, 33 Информационной карты документации установлен критерий оценки "квалификация участника" - "подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции".
Согласно пояснениям заказчика, данный критерий по своему содержанию относится к критерию "деловая репутация" Положения о закупках.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Установление критерия "подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции" по мнению Комиссии, относится к критерию "деловая репутация", поскольку сведения, представляемые участниками закупки в рамках данного критерия дают заказчику уверенность в положительном результате сотрудничества в рамках проводимой закупки. Комиссия считает, что действия заказчика в данном случае соответствуют принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика Закона о закупках и не противоречат иным принципам Закона о закупках.
Согласно части 17 статьи 18.1 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О защите конкуренции", при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о формировании заказчиком своей документации в соответствии с требованиями законодательства о закупках.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО ТПО "КС-Групп" на действия (бездействие) АО "Сахатранснефтегаз" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки трубы для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: "Газопровод-отвод к г. Вилюйску Вилюйского улуса Республика Саха (Якутия). 2 нитка" (извещение N 31908523575) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 декабря 2019 г. N 014/07/3-3501/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.12.2019