Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей - заместитель руководителя управления Хабаровского УФАС России, членов комиссии: - начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
- ООО "Спецгазтранс" - уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении дела по жалобе без участия заявителя;
- АО "ДГК" -по доверенности от 30.01.2018 N 51/45; по доверенности от 17.01.2019 N 51/16,
рассмотрев жалобу ООО "Спецгазтранс" на действия АО "Дальневосточная генерирующая компания" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку кислоты серной в моногидрате (ГКПЗ N 4201301-ЭКСП-ЭКСП ПРОД-2020-ДГК) (извещение N 31908361425), материалы дела N 8-01/415 (027/01/18.1 - 1013/2019),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС поступила жалоба ООО "Спецгазтранс" на действия заказчика АО "ДГК" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку кислоты серной в моногидрате (извещение N 31908361425).
Из жалобы общества следует, что закупочной комиссией неправомерно отклонена заявка ООО "Спецгазтранс", по причине кризисного финансового состояния согласно оценке, проведенной в соответствии с методикой проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур.
В заседании комиссии представители АО "ДГК" доводы, изложенные в возражениях, поддержал в полном объеме.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции).
Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
-равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников, иные лица таким правом не обладают.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро от 04.10.2018 N 277 (далее - Положение о закупке), размещенным на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
Пунктом 6.3 Положения о закупке к участникам закупок установлены единые требования.
Согласно пункта 6.3.3 Положения о закупке участник должен подготовить заявку по форме, установленной в документации о закупке. Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием (акцептом - в случае проведения торгов) всех условий заказчика (организатора закупки), в том числе согласием исполнять обязанности участника.
В соответствии с пунктом 6.3.4 Положения о закупке заказчик определяет требования к участникам в извещении и (или) документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в извещении и (или) документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам.
Пунктом 6.3.7 Положения о закупке иные требования устанавливаются извещением и (или) документацией о закупке. Требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишние (необоснованные) ограничения, в том числе ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам.
02.10.2019 на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru АО "ДГК" размещено извещение N 31908361425 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку кислоты серной в моногидрате (ГКПЗ N 4201301-ЭКСП-ЭКСП ПРОД-2020-ДГК), закупочная документация, методика проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых АО "ДГК" (далее - Методика).
Сроки подачи заявок с 02.10.2019 по 28.10.2019.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 16 595 421, 00 руб.
В закупочной документации в разделе 1.2 информация о проводимой закупке в пункте 1.2.6 содержит информацию о том, что участвовать в закупке могут только субъекты МСП.
В соответствии с пунктом 3.1.2 закупочной документации, чтобы претендовать на победу в закупке и получить права заключить договор с заказчиком, участник самостоятельно или коллективный участник в целом должен отвечать требованиям, установленным в настоящей документации о закупке. Требования к участникам установлены с учетом требований к продукции, являющейся предметом закупки.
Подача участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в документации о закупке, а также изучение им Положения о закупке заказчика и документации о закупке (включая все приложения к ней) (пункт 4.6.2 закупочной документации).
В соответствии с пунктом 4.9.2 закупочной документации в рамках рассмотрения заявок осуществляется проверка каждой заявки на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в разделе 12 документации о закупке (приложение 5 - отборочные критерии рассмотрения заявок), к числу которых пунктом 3 приложения 3 к документации о закупке отнесено соответствие участника пунктам 2-8 раздела 10 закупочной документации, в том числе отсутствие кризисного финансового состояния в соответствии с Методикой.
Несоответствие участника закупки требованиям закупочной документации в силу пункта 4.9.5 закупочной документации является основанием для отклонения заявки от участия в закупке.
В закупочной документации в приложении N 1 размещена методика, а также пояснения к методике.
Пункт 3 приложения 3 к закупочной документации устанавливает, что участник закупки не должен находиться в кризисном финансовом состоянии (данный показатель оценивается в соответствии с указанным в методике порядком).
Подпунктом "а" пункта 3 приложения 3 к закупочной документации, установлено, что в составе заявки участник должен представить копию составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний завершенный финансовый год (включающего в себя данные обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный и предшествующий ему финансовый год), с отметкой налогового органа о приеме или, в случае, представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме и/или извещения о вводе сведений налоговым органом.
Методика устанавливает порядок проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников при осуществлении экспертизы их заявок (пункт 1.1.2 Методики).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 2.4.1 Методики в частности установлен следующий критерий отбора - это отсутствие у участника кризисного финансового состояния, при этом порядок определения финансового состояния участника установлен в пункте 2.6 методики.
В пункте 2.6. Методики установлена проверка финансового состояния (устойчивости).
Согласно пункта 2.6.1 Методики для осуществления проверки финансового состояния (устойчивости) используются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности на отчетные периоды (кварталы / года), установленные в документации о закупке, а именно:
- данные из бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 0710001) и данные из отчета о финансовых результатах (форма по ОКУД 0710002)(подпункт "а") или
- данные, содержащиеся в заявке (требования к оформлению таких данных устанавливаются в документации о закупке), которые предоставлены вместо данных, указанных в пункте 2.6.1(б) методики (случаи предоставления таких данных определены в пункте 2.6.2 методики) (подпункт "б").
Таким образом, порядок оценки финансового состояния участника закупки Закону о закупках не противоречит.
Как следует из протокола заседания комиссии АО "ДГК" от 13.11.2019 N 1492 на участие в закупке подано три заявки, под защищенными номерами N 248159, 248625, 248719, которые приняты к дальнейшему рассмотрению.
Согласно протоколу заседания комиссии АО "ДГК" от 27.11.2019 N1493, заявка участника ООО "Спецгазтранс" отклонена от дальнейшего рассмотрения на основании п. 4.12.4(б) документации о закупке, так как участник имеет кризисное финансовое состояние (средний показатель 0,28), что не соответствует Приложению N 3 раздела 10 документации о закупке.
В составе заявки на участие ООО "Спецгазтранс" были поданы следующие документы: техническое предложение, календарный график, письмо о подаче оферты, анкета участника, бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2017, бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2018, квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме.
Поскольку в соответствии с закупочной документацией и Методикой оценке подлежит бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний завершенный и предшествующие ему финансовый год (включающий в себя данные обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный и предшествующий ему финансовой год), с отметкой налогового органа о приеме, оценке подлежит бухгалтерская отчетность ООО "Спецгазтранс" за 2018 год.
Как следует из заявки общества "Спецгазтранс" и представленном бухгалтерском балансе за 2018 год, согласно методике общество находится в кризисном финансовом состоянии (средний показатель 0,28).
Материалами дела подтверждено, что обществу обоснованно закупочной комиссией присвоено 0,28 балла, что свидетельствует о его кризисном финансовом состоянии в соответствии с методикой, что в силу подпункта "з" пункта 2.4.1 методики, подпункта "б" пункта 4.12.4 закупочной документации является основанием для отклонения заявки от участия в закупке.
Учитывая, что в соответствии с условиями документации о закупке и на основании документов и сведений, представленных ООО "Спецгазтранс", финансовое состояние общества оценено как кризисное, что не опровергается заявителем в поданной жалобе, расчет финансового состояния выполнялся по одинаковым условиям в отношении каждого участника, что говорит о равноправии, справедливости, отсутствии дискриминации и необоснованных ограничениях при проведении закупки.
Поскольку требование об оценке финансовой устойчивости участников закупки и порядок такой оценки (методика) размещены заблаговременно в составе закупочной документации, применяются ко всем участникам закупки в равной мере, подаче заявок на участие в закупке не препятствуют, расчет финансового состояния ООО "Спецгазтранс" произведен в соответствии с установленным методикой порядком, исходя из представленных обществом в составе заявки документов, комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу необоснованной.
Следовательно, оснований для признания действий АО "ДГК", в связи с отклонением заявки и не допущением к участию в аукционе ООО "Спецгазтранс", как нарушающих Закон о закупке не имеется.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ " О защите конкуренции", комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Спецгазтранс" на действия АО "Дальневосточная генерирующая компания" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку кислоты серной в моногидрате (ГКПЗ N 4201301-ЭКСП-ЭКСП ПРОД-2020-ДГК) (извещение N 31908361425) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16 декабря 2019 г. N 027/01/18.1-1013/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.12.2019