(...), рассмотрев материалы, собранные по итогам рассмотрения жалобы ООО "Инвестиционная компания "Ридиум", указывающие на нарушение организатором торгов - ООО "СК" (далее - Организатор торгов) требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ "О банкротстве") при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника - ОАО "Тепличное" по лоту N 64 "Газель N 949" (извещение в ЕФРСБ N 3875097),
УСТАНОВИЛА:
На основании поступившей в Мордовское УФАС России жалобы ООО "Инвестиционная компания "Ридиум" (вх. N 3999 от 12.08.2019 г.) (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - ООО "СК" (далее - Организатор торгов) при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника - ОАО "Тепличное" по лоту N 64 "Газель N 949" (извещение в ЕФРСБ N 3875097) (далее - публичное предложение) рассмотрены изложенные в ней обстоятельства. Решением Мордовского УФАС России от 22.08.2019 г. N 458 жалоба была признана обоснованной, а действия организатора, выразившееся в установлении суммы задатка превышающего 10% от начальной цены продажи имущества, установленной для соответствующего периода снижения цены, признаны нарушающими требования абзаца 10 части 8 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ "О банкротстве"); действия организатора, выразившееся в отклонении заявки ООО "Инвестиционная компания "Ридиум" соответствующей требованиям установленным ФЗ "О несостоятельности", признаны нарушающими требования абзаца 3 части 4 статьи 139, части 12 статьи 110 ФЗ "О банкротстве"; действия организатора, выразившееся в неразмещении в извещении, опубликованном в газете "Коммерсантъ" (13010002841), сведений: о составе, характеристиках, описании предприятия, порядке ознакомления с предприятием; о форме представления предложений о цене предприятия; о порядке, месте, сроке и времени представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия; о порядке оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; о размере задатка, сроке и порядке внесения задатка, реквизитах счетов, на которые вносится задаток; о начальной цене продажи предприятия; о порядке и критериях выявления победителя торгов; о дате, времени и месте подведения результатов торгов; о порядке и сроке заключения договора купли-продажи предприятия; о сроках платежей, реквизитах счетов, на которые вносятся платежи; о почтовом адресе, адресе электронной почты, номере контактного телефона организатора торгов; о величине снижения начальной цены продажи имущества должника и сроке, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена, признаны нарушающими требования части 10 статьи 110, абзаца 2 части 4 статьи 139 ФЗ "О банкротстве".
Существо нарушения выразилось в следующем.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 13.06.2017 г. по делу А38-12151/2017/2015 ОАО "Тепличное" признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден (...)
27.03.2019 г. ОАО "Тепличное" заключен Договор с ООО "СК" об оказании услуг по проведению торгов в процедуре конкурсного производства.
Порядок проведения торгов в процедуре банкротства регламентирован общими нормами Гражданского Кодекса РФ и статьями 110, 111, 139 ФЗ "О банкротстве".
Согласно пункту 4 статьи 139 ФЗ "О банкротстве" в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.
Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.
Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.
В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.
В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.
С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.
Во исполнение предусмотренных ФЗ "О банкротстве" обязанностей Организатором торгов были объявлены торги в форме публичного предложения по продаже имущества должника (извещения: в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве (http://www.bankrot.fedresurs.ru) N 3875097, на Электронной-торговой площадке (http://www.aukcioncenter.ru/) N 3186-ОТПП, в газете "Коммерсантъ" (13010002841).
В силу пункта 10 статьи 110 ФЗ "О банкротстве" в сообщении о продаже предприятия должника должны содержаться, в том числе, сведения о размере задатка, сроке и порядке внесения задатка, реквизитов счетов, на которые вносится задаток.
Сообщениями о проведении публичного предложения N 3186-ОТПП, 3875097 установлены вышеуказанные требования, а именно: задаток в размере 10% от начальной цены продажи Лота вносится на р/с до подачи заявки. Реквизиты счета для задатка: ОАО "Тепличное", ИНН 1207000802, р/с N 40702810529040002767 в Филиал "Нижегородский" АО " АЛЬФА-БАНК", к/с 30101810200000000824, БИК 042202824. Подтверждением поступления задатка является выписка с расчетного счета ОАО "Тепличное". Задаток возвращается участнику торгов в течение 5 рабочих дней с даты подведения результата торгов по лоту.
Начальная цена продажи имущества 192 661, 20 руб.
Согласно Протоколу N3186-ОТПП/1/64 от 07.08.2019 г. "Об определении участников торгов в форме публичного предложения по продаже имущества" по лоту N 64 на пятом периоде было подано две заявки: Прохорова С.П., ООО "Инвестиционная компания "Ридиум". ООО "Инвестиционная компания "Ридиум" отказано в допуске к участию в торгах по причине того, что оплаченный задаток составляет менее 10% от начальной стоимости лота.
В соответствии с платежным поручением N 13 от 05.08.2019 г. ООО "Инвестиционная компания "Ридиум" оплачен задаток в размере 11 560, 00 руб. и составлял 10% от 115 596, 72 руб. - цены на пятом этапе публичного предложения.
Согласно части 8 статьи 110 ФЗ "О банкротстве" организатор торгов выполняет следующие функции:
опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов;
принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия;
определяет участников торгов;
осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия;
определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов;
уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.
Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.
По смыслу пунктов 8 - 10 статьи 110 ФЗ "О банкротстве", для участия в торгах по продаже имущества должника претендент должен вместе с представлением заявки внести задаток в размере и в сроки, установленные организатором торгов. При этом размер задатка исчисляется от начальной продажной цены предприятия.
Помимо того, что задаток в определенной степени обеспечивает исполнение обязательства (статьи 329 и 380 ГК РФ), его функция состоит еще и в том, что риск потерять соответствующую денежную сумму при отказе от заключения договора (пункт 16 статьи 110 ФЗ "О банкротстве") стимулирует к участию в торгах только тех лиц, которые действительно намерены приобретать имущество, выставленное на торги.
При этом законодательное ограничение размера задатка (не более 20% начальной цены продажи предприятия - абзац 10 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве) направлено на предотвращение злоупотребления со стороны организаторов торгов, которое может выражаться в установлении необоснованно высокой суммы задатка и, как следствие, вести к снижению привлекательности продаваемого объекта и закрытию доступа потенциальным покупателям к участию в торгах.
Таким образом, существующий баланс между необходимостью внесения задатка и ограничением его размера создает возможность сформировать наиболее конкурентоспособный состав участников торгов применительно к конкретной цене предложения, что обеспечивает последующее максимально полное и скорейшее удовлетворение требований кредиторов.
Для достижения соответствующих целей необходимо, чтобы размер задатка исчислялся исходя из той цены, которая является начальной продажной на конкретном этапе публичного предложения и на основании которой организатором торгов принимаются заявки от потенциальных покупателей.
Расчет задатка исходя из начальной продажной цены аукциона или предшествующих этапов публичного предложения фактически нарушает законодательное ограничение размера задатка и приводит к нелегитимности торгов, поскольку блокирует доступ к участию в них претендентов, способных оплатить в конкурентной борьбе цену текущего этапа.
В рассматриваемом случае Комиссией установлено, что размер задатка при проведении публичного предложения был установлен от начальной продажной цены и составлял 19 266, 12 руб.
Таким образом, довод Заявителя об установлении Организатором торгов задатка в размере, не соответствующем требованиям законодательства о банкротстве и которое стало причиной отклонения его заявки, признан обоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России в действиях Организатора торгов установила нарушение абзаца 10 части 8 статьи 110 ФЗ "О банкротстве", выразившееся в установлении суммы задатка превышающего 10% от начальной цены продажи имущества, установленной для соответствующего периода снижения цены, и нарушение абзаца 3 части 4 статьи 139, части 12 статьи 110 ФЗ "О банкротстве", выразившиеся в отклонении заявки ООО "Инвестиционная компания "Ридиум" соответствующей требованиям установленным ФЗ "О банкротстве".
Ответственность за отклонение заявки ООО "Инвестиционная компания "Ридиум" устанавливается частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Единоличным исполнительным органом ООО "СК" является директор (пункт 19.1 статьи 19, статья 20 Устава ООО "СК" (утв. Решением N 01 от 21.07.2017 г.).
В ходе предварительного анализа имеющихся материалов установлено, что директором ООО "СК" является (...)(Приказ N 1 от 21.07.2017 г.).
Таким образом, в действиях (...) имеются признаки события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, а именно: нарушение порядка допуска к участию в публичном предложении.
Следовательно, в отношении директора ООО "СК" (...)подлежит возбуждению дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что для подтверждения и выяснения всех обстоятельств указанного правонарушения необходимо получить дополнительную информацию, на основании пункта 3 части 1 статьи 28.1, частей 1, 2 статьи 28.7 и статьи 26.10 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить в отношении директора ООО "СК" (...) дело об административном правонарушении N 013/04/7.32.4-25/2020, ответственность за совершение которое установлена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
2. Провести по данному делу административное расследование.
3. Обязать директора ООО "СК" (...) в соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в Мордовское УФАС России следующие сведения и документы:
- копию документа, удостоверяющего личность (...).(паспорт).
4. Разъяснить (...) в отношении которой возбуждено дело об административном правонарушении, что в соответствии со статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьями 25.1, 24.2 КоАП РФ:
- никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания;
- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом;
- дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения;
- производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика;
- при наличии смягчающих обстоятельств приложить подтверждающие документы.
5. Настоящее определение обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 5 августа 2019 г. N А38-12151/2017/2015
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.01.2020