Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (_)- врио заместителя руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения индивидуальным предпринимателем (_) (ИНН (_), далее - ИП (_)) требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения на странице N 5 в газете "В КАЖДОМ ДОМЕ" (р.п. Таврическое) N 36 (405) от 12 сентября 2019 года реклама: "ТАВРИЧЕСКАЯ РИТУАЛЬНАЯ СЛУЖБА КРУГЛОСУТОЧНО САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ!
\x{2c71} ПАМЯТНИКИ
\x{2c71} ОГРАДКИ
\x{2c71} КРЕСТЫ
\x{2c71} СТОЛЫ, ЛАВКИ
\x{2c71} МРАМОРНАЯ КРОШКА
\x{2c71} КОВРОВОЕ ПОКРЫТИЕ (искусственный газон)
\x{2c71} ФОТОКЕРАМИКА
\x{2c71} ПРОЩАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Цены от производителя РАССРОЧКА ПЛАТЕЖА, КРЕДИТ Адрес: р.п. Таврическое, ул. Ленина.47 (слева от магазина Пятерочка) тел: 89043268376, 89139635010".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку распространена в адрес неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к "Таврической ритуальной службе", а также реализуемым ей товарам и оказываемым ритуальным услугам.
Кроме того, в указанной рекламе привлекается внимание к финансовой услуге - кредиту.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, реклама, содержащая указание на возможность приобретения потенциальными покупателями товаров в кредит, является рекламой финансовых услуг.
Одновременно в рекламе привлекается внимание к рассрочке.
Согласно пункту 1 статьи 823 Гражданский кодекс Российской Федерации установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
При этом из рекламы четко не следует, кто именно предоставляет такие услуги как "кредит" и "рассрочка" (Ритуальная служба, банк либо иное лицо), что вводит в заблуждение потребителей рекламы и противоречит требованию части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Одновременно реклама содержит утверждение "САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ".
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункта 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 года N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Данное объективное подтверждение может быть установлено победой в конкурсе, экспертным исследованием, независимой экспертизой, независимым опросом-анкетированием потребителей. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
В рассматриваемой рекламе использовано утверждение "САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ", которое в силу постановления Пленума должно приводиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Вместе с тем, рассматриваемая реклама, не сопровождается таким подтверждением в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Более того, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В рассматриваемой рекламе содержится некорректное сравнение - сопоставление исключительности цен по отношению к другим участникам рынка (конкурентам).
Некорректность сравнения цен Таврической ритуальной службы с ценами на аналогичные товары (услуги), реализуемыми другими продавцами, следует из того, что формируется общая оценка более выгодных условий оказания услуг перед конкурентами.
Использованное в рекламе словосочетания "САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ" предполагает, что рекламируемые таким способом товары (услуги) должны быть востребованы со стороны потребителей с точки зрения их низкой цены. Указанная реклама свидетельствует о том, что ни один другой участник рынка не имеет таких цен на рекламируемые товары.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно выходным данным учредителем СМИ "Бесплатная газета "В КАЖДОМ ДОМЕ" (N свидетельства: ПИ N ТУ 55-00315) является (_). При этом из договора от 11.06.2013 б/н, заключенного между учредителем и редакцией СМИ "Бесплатная газета "В КАЖДОМ ДОМЕ", следуют, что редакция зарегистрирована в качестве юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "ВКД Медиа" (далее - ООО "ВКД Медиа").
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", ООО "ВКД Медиа" является рекламораспространителем.
На запрос Омского УФАС России ООО "ВКД Медиа" была представлена копия договора на размещение вышеуказанной рекламы от 09.01.2019 б/н, согласно пункту 1.1. которого "_Заказчик (ИП (_)) поручает, а Редакция (ООО "ВКД Медиа") принимает на себя обязательства выполнения работ по размещению рекламно-информационных материалов в СМИ "Бесплатная газета "В КАЖДОМ ДОМЕ"_".
В ответе от 13.12.2019 вх. N 12491 б/н ИП (_) дословно пояснил: "_Честно не знали, что писать "Самые низкие цены" нельзя. Я полностью осознал свою вину, все исправил_.".
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", ИП (_) является рекламодателем.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу N 055/05/5-8/2020 по признакам нарушения требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать лицами, участвующим в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуальный предприниматель (_);
- заинтересованное лицо - ООО "ВКД Медиа" (ИНН (_)).
3. Назначить дело N 055/05/5-8/2020 к рассмотрению на 05 февраля 2020 года в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.
4. ИП (_) в срок до 04 февраля 2020 года представить в адрес Управления информацию о лице, оказывающем упомянутые в рекламе финансовые услуги (кредит, рассрочка).
5. ООО "ВКД Медиа" в срок до 04 февраля 2020 года представить в адрес Управления письменные пояснения по факту, изложенному в настоящем определении (при необходимости).
Одновременно предупреждаю, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо предоставление недостоверных сведений (информации) влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка представителя ООО "ВКД Медиа" и ИП (_) для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Председатель Комиссии (_)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 января 2020 г. N 055/05/5-8/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.01.2020