Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления Лебедевой С.Н., членов Инспекции: начальника отдела контроля закупок Катричевой Е.И., специалиста-эксперта отдела контроля закупок Капраловой Т.С.,
с участием:
от заказчика - Департамента туризма Ярославской области (далее - заказчик) - представителей по доверенности Берсенева С.А., Кулиевой А.П.,
общество с ограниченной ответственностью "Фаворит" (далее также - общество, участник закупки) - представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения сведений уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные Департаментом туризма Ярославской области в отношении ООО "Фаворит" и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ) проверку факта одностороннего отказа заказчика, департамента туризма Ярославской области, от исполнения государственного контракта N 1023529/21/18 от 14.08.2018 (извещение N 0171200001918000872) на оказание услуг по разработке и печати презентационной печатной продукции, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Фаворит", в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 31.12.2019 N 464
установила:
30.12.2019 в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ от Департамента туризма Ярославской области поступили сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Фаворит", существенно нарушившего, по мнению заказчика, условия контракта на оказание услуг по разработке и печати презентационной печатной продукции (извещение N 0171200001918000872) (далее - контракт).
Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
18.07.2018 года Департамент государственного заказа Ярославской области разместил на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) информацию о закупке в форме электронного аукциона (извещение N 0171200001918000872).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 500 000,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 10 статьи 69 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
Из протокола подведения итогов рассматриваемого электронного аукциона от 02.08.2018, размещенного заказчиком 02.08.2018 в единой информационной системе следует, что аукцион признается несостоявшимся в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона N44-ФЗ в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем, контракт заключается с единственным участником ООО "Фаворит".
Порядок заключения контракта определен статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ.
14.08.2018 между Департаментом туризма Ярославской области и ООО "Фаворит" заключен контракт N 1023529/21/18 (далее - контракт) на оказание услуг по разработке и печати презентационной печатной продукции.
В силу пункта 1.1 раздела 1 проекта контракта предметом контракта являются услуги по разработке и печати презентационной печатной продукции.
Срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 03 декабря 2018 года (пункт 4.1 раздела 4 проекта контракта).
Сдача-приемка результата услуг осуществляется представителями Сторон не позднее следующего рабочего дня после доставки готовой продукции Заказчику (пункт 5.2 раздела 5 проекта контракта).
При отсутствии замечаний к качеству презентационной печатной продукции Заказчик в течение 1 (рабочего) дня после приема презентационной печатной продукции подписывает товарную накладную и передает один экземпляр Исполнителю (пункт 5.4 раздела 5 проекта контракта).
Таким образом, контрактом определены срок и порядок приемки товара.
Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, а также Стороны вправе в одностороннем порядке отказаться от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с соблюдением требований частей 8-25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 8.3 раздела 8 проекта контракта).
Таким образом, контрактом предусмотрены положения о расторжении контракта, в том числе в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и подтверждение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику; выполнение заказчиком требований части 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта; датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте.; при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
06.11.2019 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1023529/21/18 от 14.08.2018 (направлено заказчиком по адресу, указанному в контракте, посредством почтовой связи почты России заказным письмом с уведомлением, в подтверждение чего представлена копия уведомления и кассового чека от 07.11.2019; 06.11.2019 указанное решение размещено заказчиком в Единой информационной системе).
Следуя информации из уведомления о получении почтового отправления (приложена копия в материалы дела), поставщиком получено письмо 14.11.2019, заказчиком получено подтверждение о вручении поставщику почтового отправления 16.12.2019, соответственно решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1023529/21/18 от 14.08.2018 вступило в силу 27.12.2019.
В основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком заложен факт неисполнения поставщиком в установленный срок обязательств по контракту; неисполнение обязательства в полном объеме: не поставлен товар на сумму 61900,00.
В то же время, изучив представленные материалы и пояснения заказчика, Инспекцией установлено следующее.
Согласно разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по разработке и печати презентационной печатной продукции. Объем и срок предоставления услуг определен пунктом 4 Технического задания, расположенного в указанном разделе аукционной документации:
1. Изготовление имиджевых буклетов о туристских возможностях Ярославии
Срок доставки готовых буклетов Заказчику до 05 сентября 2018
Тираж: - 2000 шт. на русском языке;
- 1000 шт. на английском языке.
2. Изготовление листовок "События сезона"
Срок доставки готовых листовок Заказчику:
- о события августа 2018 года до 05 сентября 2018 г. - 3000 шт.;
- о событиях сентября - октября 2018 года до 05 сентября 2018 г. - 3000 шт.;
- о событиях ноября - декабря 2018 года до 03 ноября 2018 г. - 3000 шт.;
- о события января - февраля 2019 года до 20 ноября 2018 г. - 3000 шт.
3. Изготовление буклета "Календарь турсобытий Ярославии - 2019"
Срок доставки готовых листовок Заказчику до 03 декабря 2018 г.
Тираж: - 2000 шт.
4. Изготовление набора из 12 открыток "Святыни Ярославии" в обложке с карманом
Срок доставки готовых наборов открыток Заказчику до 05 сентября 2018 г.
Тираж: - 2000 шт. на русско-английском языках.
5. Изготовление лифлетов о турпотенциале Ярославии
Срок доставки готовых лифлетов Заказчику до 05 сентября 2018 г.
Тираж: - 12000 шт.
6. Недатированных ежедневников с вклейкой 12 листов (города Ярославии)
Срок доставки готовых листовок Заказчику до 03 декабря 2018 г.
Тираж: - 500 шт.
7. Изготовление папок для вложения презентационных материалов
Срок доставки готовых папок Заказчику до 03 декабря 2018 г.
Тираж: - 1000 шт.
8. Изготовление папок для вложения презентационных материалов
Срок доставки готовых папок Заказчику до 05 сентября 2018 г.
Тираж: - 1000 шт. на русском языке
- 300 шт. на английском языке
9. Изготовление бумажных пакетов
Срок доставки готовых пакетов Заказчику до 05 сентября 2018 г.
Тираж: - 3 вида, 500 шт. каждого вида
10. Изготовление листовки "Брендовый маршрут Ярославии"
Срок доставки готовых листовок Заказчику до 05 сентября 2018 г.
Тираж: - 1000 шт.
11. Изготовление буклетов "Брендовые маршруты Ярославии"
Срок доставки готовых папок Заказчику до 03 декабря 2018 г.
Тираж: - 2000 шт. на русском языке;
- 1000 шт. на английском языке.
12. Изготовление буклетов "Официальный туристический гид Ярославской области - "Ярославская гардарика"
Срок доставки готовых буклетов Заказчику до 03 декабря 2018 г.
Тираж: - 2000 шт. на русском языке;
- 1000 шт. на английском языке.
13. Изготовление папок "Инвестиционные проекты в туризме Ярославской области"
Срок доставки готовых папок Заказчику до 03 декабря 2018 г.
Тираж: - 1000 шт.
14. Изготовление Туристической карты Ярославской области
Срок доставки готовых карт Заказчику до 03 декабря 2018 г.
Тираж: - 3000 шт. на русском языке;
- 1000 шт. на английском языке.
15. Изготовление буклетов "Путешествие за вкусом"
Срок доставки готовых буклетов Заказчику до 05 сентября 2018 г.
Тираж: - 1000 шт.
16. Лифлетов "Схема веломаршрутов Ярославии"
Срок доставки готовых лифлетов Заказчику до 03 декабря 2018 г.
Тираж: - 1000 шт.
17. Изготовление квартальных календарей на 2019 год
Срок доставки готовых календарей Заказчику до 03 декабря 2018 г.
Тираж: - 300 шт.
18. Изготовление буклетов "Религиозный туризм" Ярославии
Срок доставки готовых буклетов Заказчику до 05 сентября 2018 г.
Тираж: - 1000 шт. на русском языке;
- 5000 шт. на английском языке.
19. Изготовление карты промышленного туризма Ярославской области
Срок доставки готовых карт Заказчику до 03 декабря 2018 г.
Тираж: - 1000 шт. на русском языке;
- 1000 шт. на английском языке.
20. Изготовление буклета MICE туризма Ярославской области
Срок доставки готовых буклетов Заказчику до 03 декабря 2018 г.
Срок доставки готовых изданий Заказчику до 03 октября 2018 г.
Тираж: - 2000 шт.
21. Изготовление Наклеек Ярославия
Срок доставки готовых наклеек Заказчику до 05 сентября 2018 г.
Тираж: - 2000 шт. на русском языке;
- 1000 шт. на английском языке.
С учетом изложенного, объектом рассматриваемой закупки является продукция на русском и английском языках (при этом исполнитель самостоятельно осуществляет редакторские работы и перевод на английский язык).
Согласно представленным на заседание Инспекции копиям товарных накладных, продукция на русском языке поставлена в полном объеме, признана соответствующим техническому заданию и принята (копии товарных накладных N 333 от 03.09.20108, N 532/5 от 07.09.2018, N 532/4 от 01.11.2018, N 576 от 22.11.2018, N 633 от 14.12.2018, N 633/1 от 18.12.2018, N 581/2 от 25.12.2018, N 581/3 от 27.12.2018, N 5 от 21.01.2019, N 8 от 29.01.2019), при этом поставка ряда продукции на английском языке осуществлена за пределами установленного техническим заданием срока (папки для вложения презентационных материалов на английском языке, имиджевый буклет о туристических возможностях Ярославии на английском языке, набор из 12 открыток "Святыни Ярославии" в обложке карманом на русско-английском языках, буклет "Религиозный туризм" Ярославии). С учетом изложенного поставлен товар на сумму 1430600,00 рублей.
Кроме того, часть требуемой продукции поставлена за пределами срока, предусмотренного техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью контракта, что подтверждается следующим: буклеты "Религиозный туризм" Ярославии на русском языке согласно техническому заданию должны быть поставлены до 05 сентября 2018 г., фактически поставлены 14 декабря 2018 (копия товарной накладной N 633 от 14.12.2018), лифлеты "Схема веломаршрутов Ярославии" должны быть поставлены до 03 декабря, фактически поставлены 18 декабря 2018 (копия товарной накладной N 633/1 от 18.12.2018), недатированные ежедневники с вклейкой 12 листов (города Ярославии), фактически поставка осуществлена 27 декабря 2018 (копия товарной накладной N 581/3 от 27.12.2018) и др.
Объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности осуществить поставку товаров в полном объеме, о нарушении сроков поставки по независящим от общества причинам общество не представило, при этом, как считает Инспекция и это согласуется непосредственно с целью закупки, общество, подавая заявку на участие в данном рассматриваемом аукционе, должно было определить (оценить) имеется ли у него возможность поставить товар, соответствующий требованиям заказчика в необходимом ему объеме и сроки.
Кроме того, общество, подавая заявку на участие в рассматриваемом аукционе, в частности, формируя первую часть заявки, располагало информацией о потребности заказчика о необходимости создания презентационной печатной продукции на английском языке. Соответственно, на данном этапе могло оценить свои возможности по производству такой продукции и, в случае отсутствия последней, не принимать участие непосредственно в процедуре аукциона.
Вместе с тем следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки; при этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Инспекцией принято во внимание, что заказчик предоставлял возможность осуществить поставку за пределами установленного аукционной документацией срока, однако такое право поставщиком не реализовано.
Кроме того, цель, для достижения которой заключался контракт, не достигнута, поскольку презентационная печатная продукция в полном объеме не поставлена, неисполнение со стороны ООО "Фаворит" принятых обязательств в рамках заключенного между сторонами контракта нарушают права заказчика.
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 11-12 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.
Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр; в случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 Правил; в рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение; в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; в ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие поставщика, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств; указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом фактические обстоятельства дела (неоднократное нарушение сроков поставки презентационной печатной продукции, частичная поставка товара, являющегося предметом рассматриваемого контракта: отсутствие товара, который должен быть создан на английском языке, недостижение целей осуществления закупки) свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении поставщика при исполнении контракта, отсутствии стремления исполнить последний в положенный срок, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика, выразившимся в срыве контракта
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами, Инспекция управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок
решила:
сведения, представленные Департаментом туризма Ярославской области (ИНН 7604233716, ОГРН 1127604016330) в отношении ООО "Фаворит" (ИНН 3666218220, ОГРН 1173668019205), адрес: 394036, Воронежская область, город Воронеж, Трудовая улица, дом 50, квартира 10; генеральный директор: Сергеев Сергей Сергеевич (ИНН 3666218220); учредитель: Сергеев Сергей Сергеевич (ИНН 3666218220) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Фаворит" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции Лебедева С.Н.
Члены Инспекции Катричева Е.И.
Капралова Т.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 января 2020 г. N 180П-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.01.2020