Резолютивная часть решения оглашена 09 января 2020 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 128 от 11.10.2019 (далее - Комиссия), в составе: \x{02c2}...\x{02c3}, в присутствии представителей Акционерного общества "Рязанский Радиозавод" \x{02c2}...\x{02c3}, директора ООО "ПОЛИТОН" \x{02c2}...\x{02c3}, представителя ООО "ПОЛИТОН" \x{02c2}...\x{02c3}, в отсутствие представителей АО "Единая электронная торговая площадка", уведомленных надлежащим образом (исх. N 7245 от 27.12.2019), рассмотрев жалобу ООО "ПОЛИТОН" N521 от 20.12.2019 (вх. N6250 от 25.12.2019) на действия Заказчика (Акционерное общество "Рязанский Радиозавод") при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для участка лакокрасочных покрытий по объекту: "Реконструкция и техническое перевооружение производства под выпуск многофункциональных комплексов и радиосредств 6-го поколения" (извещение N 2059700000119000012 от 13.12.2019) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
Акционерным обществом "Рязанский Радиозавод" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку оборудования для участка лакокрасочных покрытий по объекту: "Реконструкция и техническое перевооружение производства под выпуск многофункциональных комплексов и радиосредств 6-го поколения" (далее - электронный аукцион).
13 декабря 2019 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 39 492 520,01 руб.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1. Проведение Заказчиком электронного аукциона на поставку оборудования для участка лакокрасочных покрытий по объекту: "Реконструкция и техническое перевооружение производства под выпуск многофункциональных комплексов и радиосредств 6-го поколения" (извещение N 2059700000119000012 от 13.12.2019) является неправомерным, поскольку решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 2059700000118000019 на аналогичный объект закупки обжалуется в судебном порядке, и в соответствии с ч. 17 ст. 95 Закона о ФКС Заказчик имеет право осуществить данную закупку путем проведения запроса предложений.
2. Документация об электронном аукционе противоречит положениям Закона о ФКС, так как требование о "трехслойных сэндвич-панелях, изготовленных по ГОСТ 32603-2012" противоречит функциональным характеристикам оборудования и нарушает требования пожарной безопасности.
3. В связи с тем, что габаритные размеры сушильных камер (пп. 2.1.1 и 3.2.2) больше габаритных размеров входного проема, техническое задание содержит заведомо неисполнимые условия.
В ходе заседания Комиссии представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N 163/12403 от 28.12.2019 (вх. N62332 от 30.12.2019) Заказчик сообщил, что считает доводы жалобы необоснованными, так как Заказчиком соблюдены все требования Закона о ФКС.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о ФКС Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о ФКС. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 17 статьи 95 Закона о ФКС в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83, пункта 2 части 2 статьи 83.1 Закона о ФКС.
Таким образом, проведение новой закупки в случае одностороннего отказа от исполнения контракта является правом, а не обязанностью заказчика. Заказчик самостоятельно принимает решение о необходимости осуществления соответствующей закупки с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд при наличии доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчику предоставляется право осуществить закупку путем проведения запроса предложений.
10.01.2019 между АО "Рязанский Радиозавод" и ООО "ПОЛИТОН" по результатам электронного аукциона (извещение N 2059700000118000019 от 28.11.2018) заключен контракт N679.1-28/11-206/00000000020736182393 на поставку оборудования для участка лакокрасочных покрытий по объекту: "Реконструкция и техническое перевооружение производства под выпуск многофункциональных комплексов и радиосредств 6-го поколения" по цене 35 456 783,11 рублей.
02.07.2019 Заказчиком на основании части 9 статьи 95 Закона о ФКС и раздела 13 "Порядок изменения и расторжения Контракта" контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое вступило в силу 15.07.2019.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что в целях недопущения срывов сроков выполнения проекта "Реконструкция и техническое перевооружение производства под выпуск многофункциональных комплексов и радиосредств 6-го поколения" АО "Рязанский Радиозавод" принято решение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку оборудования для участка лакокрасочных покрытий по объекту: "Реконструкция и техническое перевооружение производства под выпуск многофункциональных комплексов и радиосредств 6-го поколения" (извещение N 2059700000119000012 от 13.12.2019).
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку осуществление закупки на поставку оборудования для участка лакокрасочных покрытий по объекту: "Реконструкция и техническое перевооружение производства под выпуск многофункциональных комплексов и радиосредств 6-го поколения" (извещение N 2059700000119000012 от 13.12.2019) не может быть рассмотрено как нарушение Закона о ФКС, так как проведение закупки путем запроса предложений является правом Заказчика, а не обязанностью.
Кроме того, Закон о ФКС не запрещает Заказчику проводить закупки на товары, выполнение работ, оказание услуг, необходимых Заказчику для удовлетворения своих потребностей, при наличии судебного спора.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пп. VII п. 2.1.1.2 Технического задания документации об электронном аукционе установлено:
- Корпус камеры представляет собой сварной металлический каркас, окрашенный термостойкой эмалью. Для теплоизоляции применяются трехслойные гладкие сэндвич-панели на основе минераловатного сердечника плотностью 100 кг/м3 - 130 кг/м3, склеенного специальным клеем выдерживающим температурный режим сушильной камеры. Сэндвич-панели должны иметь подтвержденный сертификатом класс пожарной опасности "К0" по ГОСТ 30403-96.
В пп. VIII п. 3.2.2.3 Технического задания документации об электронном аукционе установлено:
- Корпус камеры представляет собой сварной металлический каркас, окрашенный термостойкой эмалью. Для теплоизоляции применяются трехслойные гладкие сэндвич-панели на основе минераловатного сердечника плотностью 100 кг/м3 - 130 кг/м3, склеенного специальным клеем выдерживающим температурный режим сушильной камеры. Сэндвич-панели должны иметь подтвержденный сертификатом класс пожарной опасности "К0" по ГОСТ 30403-96.
В пп. V п. 3.6.3 Технического задания документации об электронном аукционе установлено:
- Корпус камеры представляет собой сварной металлический каркас, окрашенный термостойкой эмалью. Для теплоизоляции применяются трехслойные сэндвич-панели, изготовленные по ГОСТ 32603-2012. Соответствие подтверждается сертификатом. Сэндвич-панели должны иметь подтвержденный сертификатом класс пожарной опасности "К0" по ГОСТ 30403-96.
Вместе с тем, вопрос о правомерности установления в аукционной документации требования о соответствии сэндвич-панелей, применяемых для изготовления сушильных камер, ГОСТ 32603-2012 "Межгосударственный стандарт. Панели металлические трехслойные с утеплителем из минеральной ваты. Технические условия" являлся предметом запроса разъяснений положений аукционной документации от 20.12.2019.
Согласно разъяснению положений документации об электронном аукционе, размещенному в ЕИС, в ответ на вышеуказанный запрос Заказчик выразил согласие на исключение данного требования путем внесения соответствующих изменений.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования о "трехслойных сэндвич-панелях, изготовленных по ГОСТ 32603-2012" исключены в соответствии с изменениями, внесенными в аукционную документацию 20.12.2019. Однако в результате технической ошибки в пп. V п. 3.6.3 Технического задания изменения не внесены, и данное требование установлено в предыдущей, недействующей редакции.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя обоснован и действия Заказчика, установившего в документации об электронном аукционе требование о "трехслойных сэндвич-панелях, изготовленных по ГОСТ 32603-2012" нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 2.1.1 Технического задания Заказчиком к "Камере сушильной" установлено, в том числе следующее требование:
- Габаритные размеры (ШхВхГ): не более 2000x2800x9400 мм.
В п. 3.2.2 Технического задания Заказчиком к "Камере сушильной" установлено, в том числе следующее требование:
- Габаритные размеры (ШхВхГ): более 2000х2800х12800 мм.
Согласно п. 4.1.3 "Требования к проведению монтажных работ" Технического задания поставляемое оборудование должно иметь возможность транспортирования до площадки монтажа через существующий наименьший дверной проём размером (ШхВ) 1660x2250мм и существующий грузовой лифт размером (ШxВxГ) 1827x2163x3500мм.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что поставка указанных единиц оборудования, габаритные размеры которых превышают размеры транспортных проемов, осуществляется максимально укрупненными монтажными блоками (имеющими сварной каркас), с минимальным объемом работ по сборке (используя болтовые соединения) на территории Заказчика. Допускается поставка в полностью собранном виде, с учётом указанных в Техническом задании транспортных проемов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС, выявила следующее нарушение законодательства о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в
документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пп. VII п. 2.1.1.2 Технического задания документации об электронном аукционе установлено:
- Корпус камеры представляет собой сварной металлический каркас, окрашенный термостойкой эмалью. Для теплоизоляции применяются трехслойные гладкие сэндвич-панели на основе минераловатного сердечника плотностью 100 кг/м3 - 130 кг/м3, склеенного специальным клеем выдерживающим температурный режим сушильной камеры. Сэндвич-панели должны иметь подтвержденный сертификатом класс пожарной опасности "К0" по ГОСТ 30403-96.
В пп. VIII п. 3.2.2.3 Технического задания документации об электронном аукционе установлено:
- Корпус камеры представляет собой сварной металлический каркас, окрашенный термостойкой эмалью. Для теплоизоляции применяются трехслойные гладкие сэндвич-панели на основе минераловатного сердечника плотностью 100 кг/м3 - 130 кг/м3, склеенного специальным клеем выдерживающим температурный режим сушильной камеры. Сэндвич-панели должны иметь подтвержденный сертификатом класс пожарной опасности "К0" по ГОСТ 30403-96.
В пп. V п. 3.6.3 Технического задания документации об электронном аукционе установлено:
- Корпус камеры представляет собой сварной металлический каркас, окрашенный термостойкой эмалью. Для теплоизоляции применяются трехслойные сэндвич-панели, изготовленные по ГОСТ 32603-2012. Соответствие подтверждается сертификатом. Сэндвич-панели должны иметь подтвержденный сертификатом класс пожарной опасности "К0" по ГОСТ 30403-96.
Вместе с тем, ГОСТ 30403-96 "Конструкции строительные. Метод определения пожарной опасности" утратил свою силу с 1 января 2014 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 27.12.2014 N2021-ст.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ПОЛИТОН" обоснованной в части установления в документации об электронном аукционе неправомерного требования о "трехслойных сэндвич-панелях, изготовленных по ГОСТ 32603-2012".
2. Признать Заказчика (Акционерное общество "Рязанский Радиозавод") нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (Акционерному обществу "Рязанский Радиозавод"), Оператору электронной площадки (АО "ЕЭТП") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
\x{02c2}...\x{02c3}
ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ N 062/06/64-614/2019
13 января 2020 года г. Рязань
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N128 от 11.10.2019 2019 (далее - Комиссия), в составе: \x{02c2}...\x{02c3}, на основании своего решения от 13.01.2020 N 062/06/64-614/2019, предписывает:
1. Оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ"):
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
2. Заказчику (Акционерному обществу "Рязанский Радиозавод"):
- привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 13.01.2020 N 062/06/64-614/2019, разместить соответствующую документацию в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об аукционе.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дате и времени проведения аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в аукционе.
4. Заказчику и Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 13.01.2020 N 062/06/64-614/2019.
5. Заказчику и Оператору электронной площадки в срок до 31.01.2020 исполнить настоящее предписание и представить в Рязанское УФАС подтверждение исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
\x{02c2}...\x{02c3}
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 9 января 2020 г. N 062/06/64-614/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.01.2020