Резолютивная часть решения оглашена "20" декабря 2019 г
Решение в полном объеме изготовлено "13" января 2020 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы <...>,
члены Комиссии: <...> - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
<...> - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
рассмотрев дело N 054/05/7-1878/2019, возбужденное по факту нарушения требований п.6 ст. 7 Закона "О рекламе", при публикации в августе 2019 года в поисковой системе "Яндекс", следующей информации, с пометкой "реклама":
"Сертификация в Новосибирске!-оформить просто и быстро! art-sertifikat.ru"
"Сертификация товаров и услуг! Работаем по РФ. Консультация бесплатно! Звоните! Декларация Качественно и в срок Законно Даём гарантии Декларация ТР ТС Сертификация ИСО 9001",
в присутствии: директора ООО "АРТ-СЕРТИФИКАЦИЯ" - <...> (паспорт),
в отсутствии: представителя ООО "Яндекс" (не явился),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 5790э от 02.08.19) по факту нарушения требований п.6 ст. 7 Закона "О рекламе", при публикации в августе 2019 года в поисковой системе "Яндекс", следующей информации, с пометкой "реклама":
"Сертификация в Новосибирске!-оформить просто и быстро! art-sertifikat.ru"
"Сертификация товаров и услуг! Работаем по РФ. Консультация бесплатно! Звоните! Декларация Качественно и в срок Законно Даём гарантии Декларация ТР ТС Сертификация ИСО 9001".
Как указывает заявитель, лицо, разместившее в указанной поисковой системе, отсутствует в реестре аккредитованных лиц, размещенном на сайте Росаккредитации (https://pub.fsa.gov.ru/ral), а значит, не имеет аккредитации в национальной системе аккредитации. Соответственно, нарушается пункт 6 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
По результатам рассмотрения заявления, Новосибирским УФАС России установлено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 38-ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г., антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар, согласно п.3 ст.3 Закона "О рекламе", - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку полностью соответствует определению рекламы.
Рассматриваемое рекламное объявление представляет собой гиперссылку для перехода на сайт https://art-sertifikat.ru/, на котором предлагаются услуги в сфере сертификации и декларирования продукции.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона "О техническом регулировании" обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.
Согласно статье 2 Федерального закона "О техническом регулировании" сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договора; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
В рекламе сообщается "Сертификация в Новосибирске! оформить просто и быстро_", "Сертификация товаров и услуг_", "Декларация_", "Декларация ТР ТС Сертификация ИСО 9001", соответственно из рекламы следует, что при обращении по указанному объявлению возможно получить сертификат соответствия. Следовательно, объектом рекламирования выступают работы и услуги по оценке (подтверждению) соответствия.
Согласно пункту 6 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия, а также работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации (в случае, если получение такой аккредитации предусмотрено законодательством Российской Федерации), либо аккредитованными лицами, но без указания наименования аккредитованного юридического лица или фамилии, имени и (если имеется) отчества аккредитованного индивидуального предпринимателя и уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.
Согласно информации, представленной ООО "Яндекс" реклама была размещена в рамках договора, заключенного между ООО "Яндекс" (119021 г.Москва улица Льва Толстого 16, ОГРН: 1027700229193, Дата присвоения ОГРН: 18.09.2002, ИНН: 7736207543) и ООО "АРТ-СЕРТИФИКАЦИЯ" (630123 город Новосибирск улица 2-я Шевцовой дом 7, ОГРН: 1165476090108, Дата присвоения ОГРН: 08.04.2016, ИНН: 5402017814).
Вместе с тем ООО "АРТ-СЕРТИФИКАЦИЯ" отсутствует в реестре аккредитованных лиц, размещенном на сайте "Росаккредитации" (https://pub.fsa.gov.ru/ral). Соответственно ООО "АРТ-СЕРТИФИКАЦИЯ" не имеет аккредитации в национальной системе аккредитации.
Таким образом, в контекстной рекламе работ и услуг по оценке (подтверждению) соответствия, ведущей на сайт https://art-sertifikat.ru/, распространявшейся в поисковой системе "Яндекс" посредством сервиса "Яндекс.Директ" в августе 2019 года, усматриваются признаки нарушения пункта 6 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
Кроме того, из текста рекламы явно не следует, какой вид сертификации предлагает Общество. Так, заявитель предположил, что из рекламы следует о предоставлении Обществом услуг по обязательной сертификации и оценке (подтверждению) соответствия. Данная информация является существенной, поскольку способна повлиять на выбор потребителя, и ее отсутствие ввело потребителя (заявителя) в заблуждение.
Согласно ч. 7 ст. 5 Закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В ответ на Определение об отложении дела от 20.11.2019 г. ООО "АРТ-СЕРТИФИКАЦИЯ" представлены пояснения и документы, согласно которым Общество не является органом по сертификации, а центром сертификации и сотрудничает с лабораториями и органами в РФ и странах СНГ. На сайте ООО "АРТ-СЕРТИФИКАЦИЯ" нет информации о том, что Общество является органом по сертификации. Также на сайте есть пометка: "Услуги оказываются на основании агентского договора".
ООО "АРТ-СЕРТИФИКАЦИЯ" отмечает, что лаборатории имеющие добровольную аккредитацию не вносятся на сайт "Росреестра". Так же в "Росреестр" не вносятся органы по добровольной сертификации продукции, органы проводящие сертификацию услуг, сертификацию ИСО.
В агентских договорах Общества четко описано, что ООО "АРТ-СЕРТИФИКАЦИЯ" имеет право обращаться к третьим лицам. Договор заверяется клиентом и хранится в оригиналах и в электронном виде.
Рассмотрев представленные пояснения, Новосибирское УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с разъяснениями ФАС России, приведенными в Письме от 24.09.2018 N АК/76732/18 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе": "В целях установления факта нарушения требований пункта 6 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" в рекламе работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, антимонопольные органы должны располагать информацией о наличии одного из следующих обстоятельств:
- оказание рекламируемых услуг осуществляется лицом, не имеющим аккредитации в национальной системе аккредитации (в случае, если получение такой аккредитации предусмотрено законодательством Российской Федерации);
- оказание рекламируемых услуг осуществляется аккредитованными лицами, но без указания наименования аккредитованного юридического лица или фамилии, имени и (если имеется) отчества аккредитованного индивидуального предпринимателя и уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц".
"Следовательно, по смыслу указанных норм, юридические лица, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации) вправе осуществлять указанную деятельность исключительно после получения аккредитации в порядке, установленном Федеральным законом "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"".
В рассматриваемом случае содержание рекламного материала не позволяет сделать вывод об осуществлении рекламодателем и рекламировании им услуг по обязательной сертификации. Таким образом, объектом рекламирования в данном рекламном материале не являются услуги по обязательной сертификации. Следовательно, требования п. 6 ст. 7 Закона "О рекламе" на данную рекламу не распространяются.
Таким образом, признаки нарушения п.6 ст.7 Федерального закона "О рекламе" в рассматриваемой рекламе отсутствуют.
В тоже время, в рекламе указано, что ООО "АРТ-СЕРТИФИКАЦИЯ" оформляет сертификаты. Информация о том, что общество не является сертифицирующим органом, а оказывает консультационные и агентские услуги, в рекламе отсутствует. Данная информация является существенной, поскольку способна повлиять на выбор потребителя, и ее отсутствие ввело потребителя (заявителя) в заблуждение.
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом "О рекламе" к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Исходя из изложенного, поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, рассматриваемая реклама нарушает ч. 7 ст. 5 Закона "О рекламе".
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе", за нарушение ч.7 ст. 5 Закона "О рекламе" ответственность несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем является ООО "АРТ-СЕРТИФИКАЦИЯ" (630123 город Новосибирск улица 2-я Шевцовой дом 7, ОГРН: 1165476090108, Дата присвоения ОГРН: 08.04.2016, ИНН: 5402017814).
ООО "Яндекс" (119021 г.Москва улица Льва Толстого 16, ОГРН: 1027700229193, Дата присвоения ОГРН: 18.09.2002, ИНН: 7736207543) является рекламораспространителем рекламы. Ответственность рекламораспространителя (ООО "Яндекс") за нарушение указанной нормы, законодательством о рекламе не предусмотрена.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать информацию, распространенную в августе 2019 года в поисковой системе "Яндекс", с пометкой "реклама" следующего содержания:
"Сертификация в Новосибирске!-оформить просто и быстро! art-sertifikat.ru"
"Сертификация товаров и услуг! Работаем по РФ. Консультация бесплатно! Звоните! Декларация Качественно и в срок Законно Даём гарантии Декларация ТР ТС Сертификация ИСО 9001", ненадлежащей рекламой,
а ООО "АРТ-СЕРТИФИКАЦИЯ" (630123 город Новосибирск улица 2-я Шевцовой дом 7, ОГРН: 1165476090108, Дата присвоения ОГРН: 08.04.2016, ИНН: 5402017814) нарушившим ч. 7 ст. 5 Закона "О рекламе" - не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
2. Выдать ООО "АРТ-СЕРТИФИКАЦИЯ" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 20 декабря 2019 г г. N 054/05/7-1878/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.01.2020