по результатам рассмотрения жалобы ООО "Хевел Энергосервис" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
30.12.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - <...>
членов комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
представители МП ЭМР "Байкитэнерго" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Хевел Энергосервис" от 20.12.2019 N 089/06/ИСХ-19 (вх. от 23.12.2019 N 227015/19) на действие (бездействие) заказчика МП ЭМР "Байкитэнерго" при проведении открытого конкурса на право заключения энергосервисного договора на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при производстве электрической энергии в с. Байкит (извещение N 31908542803), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Хевел Энергосервис" (далее - Заявитель) от 20.12.2019 N 089/06/ИСХ-19 на действия (бездействие) заказчика МП ЭМР "Байкитэнерго" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения энергосервисного договора на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при производстве электрической энергии в с. Байкит (извещение N 31908542803) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МП ЭМР "Байкитэнерго", утвержденным приказом МП ЭМР "Байкитэнерго" от 05.11.2019 N 318 (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 20.11.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 2 332 229 013,25 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 09.12.2019;
Дата рассмотрения заявок - 12.12.2019;
Дата подведения итогов Конкурса - 12.12.2019;
На участие в Конкурсе подана 1 заявка.
В целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы, Комиссией ФАС России объявлен перерыв до 30.12.2019.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные пунктом 1 частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности установлен в пункте 2 части 3 статьи 2 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки от 12.12.2019 N 31908542803-2 (далее - Протокол рассмотрения) заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Документации на основании пункта 2 части 1 статьи 10 Положения о закупке, поскольку содержит положения противоречащие пунктам 1.1.37, 6.1.15 и 6.1.16 приложения N 1 Документации (далее - Проект договора).
Согласно пунктам 6.1.15 и 6.1.16 Проекта договора Заказчик обязуется:
"Осуществлять Оперативное обслуживание Оборудованием 1, после подписания Сторонами Акта приемки выполненных Работ 1 с целью контроля полной работоспособности Оборудования 1;
Осуществлять Оперативное обслуживание Объекта строительства на основании письменных договоренностей Сторон".
При этом пунктом 1.1.37 Проекта договора установлено, что "Оперативное обслуживание - выполнение Сотрудниками Заказчика визуального осмотра Объекта Энергосервиса".
Согласно письменным пояснениям представителя Заказчика Заявителем в составе заявки представлен регламент обслуживания оборудования по форме N 5 приложения к Документации, который содержит описание работ требующих, в том числе, механического воздействия и технических знаний персонала Заказчика, а именно: "Проверка момента затяжки клемм и электрических соединений, проверка механических соединений ОК с учетом инструкций в соответствии с руководством по эксплуатации и так далее", что противоречит положениям Проекта договора о проведении сотрудниками Заказчика визуального осмотра оборудования.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 30 Информационной карты Документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе: "План мероприятий и Регламент технического обслуживания оборудования для включения их в проект договора, прилагаемый к конкурсной документации, соответственно, форма N4 и форма N5, а также иные условия исполнения договора, предложенные таким участником в заявке на участие в конкурсе".
Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что Документация не содержит инструкции по заполнению форм N 4 и N 5, а также требований о соответствии таких форм положениям проекта договора Документации, что ограничивает участников Конкурса в надлежащем формировании заявки на участие в Конкурсе. Также учитывая, что участники закупки, подавая заявку на участие в Конкурсе, соглашаются со всеми условиями Документации, в том числе, с условиями исполнения договора, установленными в проекте договора Документации, требование о конкретизации участником закупки в отдельной форме заявки обязанностей исполнителя/заказчика, указанных в проекте договора, вводит участников закупки в заблуждение и, как следствие, также не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Конкурсе.
Учитывая изложенное, отклонение заявки Заявителя ввиду несоответствия ненадлежащему требованию Документации противоречат пункту 2 части 3 статьи 2 Положения о закупках и нарушают требованиям части 6 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Хевел Энергосервис" (ИНН: 0223005179; ОГРН: 1130280039922) от 20.12.2019 N 089/06/ИСХ-19 на действия (бездействие) заказчика МП ЭМР "Байкитэнерго" (ИНН: 8802000955, ОГРН: 1028800003066) при проведении открытого конкурса на право заключения энергосервисного договора на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при производстве электрической энергии в с. Байкит (извещение N 31908542803) обоснованной.
Признать МП ЭМР "Байкитэнерго" нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать МП ЭМР "Байкитэнерго" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 30.12.2019 N 223-ФЗ-1183/19.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 30.12.2019 N 223-ФЗ-1183/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 января 2020 г. N 223-ФЗ-1183/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.01.2020