Комиссия Пензенского УФАС России (далее - Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Комиссия Управления), в составе:
- П... - заместителя руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;
- К... - начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
- В... - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
при участии ответчика - представителя акционерного общества "Федеральный научно-производственный центр "Производственное объединение "Старт" имени М.В. Проценко" С... (доверенность N 97 от 30.12.2019);
в отсутствие заявителя - представителей общества с ограниченной ответственностью "ЭспаСа" (о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭспаСа" (ИНН 6316051500, ОГРН 1026301170280, ул. Радонежская, д. 9, эт. 1, оф. 5, г. Самара, Самарская область, 443110) на действия заказчика - Акционерное общество "Федеральный научно-производственный центр "Производственное объединение "Старт" имени М.В. Проценко" (ИНН 5838013374, ОГРН 1185835003221, пр. Мира, д. 1, г. Заречный, Пензенская область, 442960) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку комплектующих для кабеленесущих систем (извещение N 31908586635 от 28.11.2019, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 19.12.2019 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "ЭспаСа" (ИНН 6316051500, ОГРН 1026301170280, ул. Радонежская, д. 9, эт. 1, оф. 5, г. Самара, Самарская область, 443110) на действия заказчика - Акционерное общество "Федеральный научно-производственный центр "Производственное объединение "Старт" имени М.В. Проценко" (ИНН 5838013374, ОГРН 1185835003221, пр. Мира, д. 1, г. Заречный, Пензенская область, 442960) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку комплектующих для кабеленесущих систем (извещение N 31908586635 от 28.11.2019, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).
Из жалобы заявителя следует, что при рассмотрении заявок, поданных на участие в запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку комплектующих для кабеленесущих систем (извещение N 31908586635 от 28.11.2019, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) акционерным обществом "Федеральный научно-производственный центр "Производственное объединение "Старт" имени М.В. Проценко" неправомерно отклонена заявка ООО "ЭспаСа".
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 24.12.2019 N 4966-3 назначено и проведено 30.12.2019 в 11 часов 00 минут.
Представитель заявителя - ООО "ЭспаСа" на заседании Комиссии Управления 30.12.2019 не явился, о дне, месте и времени проведения уведомлен надлежащим образом.
На заседании Комиссии Управления 30.12.2019 представитель АО "ФНПЦ "ПО "Старт" им. М.В. Проценко" с доводами жалобы не согласилась при этом пояснила, что заявка ООО "ЭспаСа" не допущена до дальнейшего участия в запросе котировок поскольку Обществом к поставке предложен аналог закупаемого товара, при этом документацией о закупке установлено, что замена товаров на аналог или эквивалент не допускается.
Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, часть 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ дает возможность любому лицу, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены, обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка организации и проведения торгов.
При этом Комиссия отмечает, что обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и происходит с учетом особенностей, установленных названной статьей, а также в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках. Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как установлено Комиссией Управления, 12.12.2019 на сайте http://zakupki.gov.ru/ размещен протокол подведения итогов аукциона.
Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО "ЭспаСа" подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При осуществлении закупочной деятельности АО "ФНПЦ "ПО "Старт" им. М.В. Проценко" руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее также - ЕОСЗ, Стандарт, Положение о закупке).
28.11.2019 АО "ФНПЦ "ПО "Старт" им. М.В. Проценко" разместило Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку комплектующих для кабеленесущих систем (извещение N 31908586635 от 28.11.2019, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).
Дата начала срока приема заявок - 28.11.2019.
Дата окончания срока приема заявок - 05.12.2019 в 09:00.
Дата подведения итогов - 19.12.2019.
Извещением о проведении закупки начальная (максимальная) цена договора установлена как 3 659 821,52 руб. включая НДС; 3 049 851,27 руб. без учета НДС.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок от 10.12.2019, на участие в запросе котировок поданы две заявки. ООО "ЭспаСа" на основании подпункта г пункта 7.14 части 2, подраздела 1.1, раздела 9 Тома 2 "Техническая часть" закупочной документации и пункта 3.1 подраздела 3.1 приложения 10 к ЕОСЗ отказано в допуске к дальнейшему участию в запросе котировок по причине несоответствия предлагаемого товара техническому заданию документации о закупке.
В соответствии с ЕОСЗ в рамках закупки решение о допуске участников закупки либо об отказе в их допуске или отклонении их предложений принимает закупочная комиссия (с оформлением соответствующих протоколов) или заказчик в рамках полномочий, установленных Стандартом.
В протоколе, содержащем решение об отказе в допуске к участию в закупке, также указываются пункты или положения закупочной документации, которым не соответствует участник закупки или его заявка, а также сами несоответствующие положения такой заявки (пункт 4 статьи 6.2.4 ЕОСЗ).
Подразделом 3.1 приложения 10 к ЕОСЗ установлены проверяемые сведения и перечень оснований для отказа в допуске к участию в закупке (отклонению заявки), а именно пунктом 3.1 предусмотрено следующее:
N п/п |
Суть требования |
Проверяемые сведения |
Перечень оснований для отказа в допуске к участию в закупке (отклонения заявки) |
|
Соответствие технического предложения техническому заданию документации о закупке |
Соответствие технического предложения техническому заданию документации о закупке |
- Непредставление технического предложения - Несоответствие предлагаемого товара/ выполняемых работ/ оказываемых услуг предмету закупки и техническому заданию документации о закупке, как по перечню, так и по объемам (невыполнение либо частичное поставка товара/ выполнение работ/ оказание услуг). - Технические характеристики предложенного участником закупки товара не соответствуют конкретным характеристикам, установленным в документации о закупке, или не входят в диапазон допустимых характеристик, предусмотренных документацией о закупке. - Срок представляемой гарантии качества товара, работ, услуг (если требование содержится в документации о закупке), указанный участником закупки, менее предельных значений по сроку, указанному в документации о закупке. |
Пунктом 7.14 части 2 Извещения о проведении запроса котировок определены основания для отклонения заявки, в том числе, несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в запросе котировок, требованиям документации (подпункт г пункта 7.14 части 2 Извещения).
Пунктом 2.1.2 Извещения о проведении запроса котировок установлены требования к закупаемой продукции, в котором указано, что замена товаров на аналог или эквивалент, или другие изменения в составе, параметрах и характеристиках товара не допускаются в связи с тем, что закупаемые товары будут использоваться только во взаимодействии с товарами, уже используемыми Покупателем, и при этом уже используемые товары несовместимы с товарами других товарных знаков на основании требований эксплуатационной документации ранее закупленных товаров.
Аналогичные требования предусмотрены разделом 9 Технического задания (том 2 документации о закупке).
Комиссией Управления установлено, что участником закупки - ООО "ЭспаСа" в составе заявки к поставке предложен аналог закупаемого товара.
Вместе с тем, в соответствии с Извещением о проведении запроса котировок возможность поставки эквивалента закупаемого товара не предусмотрена.
Из изложенного следует, что поскольку ООО "ЭспаСа" к поставке предложен эквивалент закупаемого товара, с учетом положений, установленных Извещением о проведении запроса котировок, заявка Общества не соответствует требованиям закупочной документации и подлежит отклонению.
Комиссия Управления отмечает, что ООО "ЭспаСа" запросы о разъяснении аукционной документации в адрес заказчика не направлял.
Общество, подавая заявку, согласилось с установленными в закупочной документации условиями проведения конкурентной процедуры, в том числе предусмотренными закупочной документацией требованиями к поставляемому товару.
Кроме того, частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
По смыслу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках использование в описании предмета закупки указания на товарный знак допустимо в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Следовательно, действия заказчика, установившего в документации требование, что поставки "аналогичной"/"эквивалентной" продукции не допускается, не противоречат положениям Закона о закупках.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях АО "ФНПЦ "ПО "Старт" им. М.В. Проценко" нарушения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭспаСа" (ИНН 6316051500, ОГРН 1026301170280, ул. Радонежская, д. 9, эт. 1, оф. 5, г. Самара, Самарская область, 443110) на действия заказчика - Акционерное общество "Федеральный научно-производственный центр "Производственное объединение "Старт" имени М.В. Проценко" (ИНН 5838013374, ОГРН 1185835003221, пр. Мира, д. 1, г. Заречный, Пензенская область, 442960) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку комплектующих для кабеленесущих систем (извещение N 31908586635 от 28.11.2019, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 30 декабря 2019 г. N 058/10/18.1-901/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.01.2020