Председатель Комиссии Саратовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Лобанова О.А. в связи с выявлением факта размещения ИП рекламы комиссионных магазинов "Победа" с одновременным использованием выражений "мы лучше чем Ломбард", "Ломбард", "5-15 % на месяц", "0 % на 5 дней до 5 000 р." по адресам: г. Саратов ул. Советская, д. 64/70, г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 33, г. Саратов, ул. Емлютина, д. 51, г. Саратов, ул. Соколовая, д. 309/9, г. Саратов, ул. Клочкова, д. 16, содержащей признаки нарушения п. 1 ч. 2, п. 1. ч. 3, п. 20, ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" (далее также - Закон о рекламе),
У С Т А Н О В И Л:
В Саратовское УФАС России поступило представление прокуратуры Саратовской области о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Из представления следует, что прокуратурой Саратовской области в рамках предоставленных полномочий по осуществлению надзора за соблюдением законодательства о рекламе и поступившей информации некоммерческого учреждения "Ассоциация развития ломбардов" проведена проверка комиссионных магазинов "Победа", осуществляющих свою деятельность на территории Саратовской области (далее - проверка).
Проверкой установлено, что предпринимательскую деятельность под торговой маркой "Победа" на территории г. Саратова осуществляет ИП в 5 комиссионных магазинах, расположенных по адресам: г. Саратов ул. Советская, д. 64/70, г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 33, г. Саратов, ул. Емлютина, д. 51, г. Саратов, ул. Соколовая, д. 309/9, г. Саратов, ул. Клочкова, д. 16.
Прокуратурой Саратовской области также установлено, что на входах в комиссионные магазины расположены рекламные конструкции, на которых белым большим шрифтом расположены надписи следующего содержания: "24 часа", "мы лучше чем Ломбард", "5-12%" и другие. При быстром прочтении с дальнего расстояния информация, расположенная на рекламных конструкциях, может быть воспринята в качестве информации о ломбарде (большими разборчивыми буквами можно разобрать только надписи "24 часа" и "Ломбард").
Из представления следует, что в силу Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон N 196-ФЗ) индивидуальный предприниматель не вправе предоставлять услуги ломбарда, поскольку, в соответствии со ст. 2 Закона N 196-ФЗ, ломбардом является юридическое лицо специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "Ломбард" и указание на его организационно-правовых форму.
Кроме того, согласно п. 2 ч. З ст. 2.3 Закона N 196-ФЗ государственный реестр ломбардов, на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, ведет Банк России.
Однако вышеуказанный индивидуальный предприниматель в государственном реестре ломбардов не состоит.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ст. 1 Закона N 38-ФЗ целями закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Проверкой Прокуратуры Саратовской области установлено, что на входе по адресу в г. Саратове ул. Советская, д. 64/70 установлена конструкция со сведениями: "Победа комиссионный магазин 24 часа". Справа от входной двери на фасаде установлена конструкция со сведениями: "мы лучше, чем Ломбард". "Автоломбард", "Залог недвижимости", "Золото дисконт, золотые украшения от 1 700 рублей/гр.".
Вход по адресу пр. Энтузиастов, д. 33, г. Саратова имеет конструкции: "Победа комиссионный магазин 24 часа", "5-12 % в месяц", "0 % на 5 дней до 10 000 рублей", "мы лучше, чем Ломбард", "Золото дисконт".
Вход по адресу ул. Емлютина, д. 51, г. Саратова имеет конструкции: "Победа комиссионный магазин 24 часа", "5-12 % в "0 % на 5 дней до 10 000 рублей", "мы лучше, чем Ломбард", "Золото скупка дорого".
Вход по адресу ул. Клочкова, д. 16, г. Саратова имеет конструкции: "Победа комиссионный магазин 24 часа", "мы лучше, чем Ломбард".
Вход по адресу ул. Соколовая, д. 309/9, г. Саратова имеет конструкции: "Победа комиссионный магазин 24 часа", "мы лучше, чем Ломбард", "Золото дисконт".
Рассматриваемая информация, по мнению Прокуратуры Саратовской области является рекламой, поскольку на фасадах зданий, содержатся индивидуализирующие конкретный хозяйствующий субъект сведения - "Победа" и "Ломбард", "мы лучше чем Ломбард".
Материалами проверки органов прокуратуры установлено, что в комиссионных магазинах "Победа" индивидуальный предприниматель принимает товары на комиссию и реализует эти товары по договору комиссии, что подтверждается договорами комиссии, приложенными к представлению.
Заключенные договоры комиссии, согласно позиции Прокуратуры Саратовской области, по своей правовой природе являются притворными сделками и прикрывают под собой заключение с гражданами договора займа под залог движимых и недвижимых вещей.
На информационных надписях индивидуального предпринимателя присутствуют сведения "мы лучше чем Ломбард", то есть комиссионный магазин "Победа" сопоставляется с любым ломбардом, путем применения сравнительных словесных конструкций.
Прокуратура Саратовской области в представлении указывает на то, что сопоставление услуг комиссионного магазина и услуг ломбардов некорректно, а реклама комиссионных магазинов "Победа", в которой присутствуют сведения: "мы лучше чем Ломбард", "Ломбард" нарушает п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона N 38-ФЗ.
Также в представлении прокуратура указывает, что согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
По мнению Прокуратуры Саратовской области использование в рекламе комиссионных магазинов "Победа" сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ). В связи с вышеизложенным прокуратура считает рекламу преимуществ услуг комиссионного магазина перед услугами ломбарда недостоверной.
Материалами проверки прокуратуры Саратовской области также установлено, что в комиссионных магазинах, расположенных по вышеуказанным адресам, индивидуальным предпринимателем ломбардная деятельность не осуществляется.
Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Исходя из изложенного, по мнению Прокуратуры Саратовской области, информация, расположенная на оспариваемых рекламных конструкциях комиссионных магазинов "Победа" вводит потребителей в заблуждение относительно характера услуг, предоставляемых комиссионными магазинами, а именно, потребители рекламы считают, что комиссионные магазины "Победа" оказывают 24 часа в сутки услуги ломбарда.
Кроме того, Саратовским УФАС России был осуществлен выход по адресам, указанным Прокуратурой Саратовской области в представлении о возбуждении дела, с целью осмотра рекламы на входах в комиссионные магазины "Победа", в результате которого установлено следующее.
Так, по адресу г. Саратов, ул. Советская, д. 64/70 на углу девятиэтажного здания расположен комиссионный магазин "Победа", справа от входной двери которого на фасаде установлена конструкция с надписью большими белыми буквами на красном фоне "ЛОМБАРД", сверху на фасаде расположена надпись также большими белыми буквами "ПОБЕДА 24 ЧАСА".
По адресу г. Саратов пр. Энтузиастов, д. 33 в четырёхэтажном здании расположен комиссионный магазин "Победа", на рекламной конструкции которого обнаружена надпись "ПОБЕДА комиссионный магазин, 24 часа, золото дисконт, ЛОМБАРД".
По адресу г. Саратов, ул. Емлютина, д. 51 в пятиэтажном многоквартирном доме расположен комиссионный магазин "Победа", рекламная конструкция которого имеет следующие наименования: "ПОБЕДА 24 часа комиссионный магазин, мы лучше чем ЛОМБАРД, 5-15 % на месяц, 0 % на 5 дней до 5 000 р."
По адресу г. Саратов, ул. Клочкова, д. 16 в девятиэтажном жилом многоквартирном доме справа от зоомагазина расположен комиссионный магазин "Победа", рекламная конструкция которого имеет следующие наименования: "ПОБЕДА комиссионный магазин, 24 часа, мы лучше чем ЛОМБАРД".
По адресу г. Саратов ул. Соколовая, д. 309/9 комиссионный магазин "Победа" расположен на углу здания, справа от магазина "ГазТеплоТорг - отопление и водоснабжение". На рекламной конструкции комиссионного магазина имеются слова "ПОБЕДА комиссионный магазин, 24 часа, мы лучше чем ЛОМБАРД".
При быстром прочтении или прочтении с большого расстояния информации, расположенной на рекламной конструкции комиссионного магазина, потребитель может сделать вывод о том, что комиссионный магазин оказывает услуги ломбарда, поскольку большими и разборчивыми буквами можно разобрать только надписи "24 часа" и "Ломбард".
Кроме того, Саратовским УФАС России было установлено, что по адресу г. Саратов, ул. Советская, д. 64/70 в вечернее время на вывеске комиссионного магазина "Победа" видно только надпись "Победа", "24 часа" и "Ломбард".
Таким образом, согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона N 38-ФЗ недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пп. 1 и 20 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Учитывая изложенное, реклама комиссионных магазинов "Победа" содержит признаки нарушения п. 1 ч. 2 ст. 5 и пп. 1 и 20 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем данной рекламы является ИП .
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктом 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
О П Р Е Д Е Л И Л:
1. Назначить дело N 064/05/5-703/2019 к рассмотрению на 12 ноября 2019 года в 15 часов 30 минут по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 81, 3 этаж.
2. Признать лицом, участвующим в деле:
В качестве заинтересованного лица - Прокуратуру Саратовской области.
В качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ИП.
3. ИП в срок до 11.11.2019 года представить в Саратовское УФАС России следующие документы и информацию:
- письменные пояснения относительно времени, места и способа распространения указанной выше рекламы;
- письменные пояснения по фактам, свидетельствующим о наличии признаков нарушения п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе при распространении указанной выше рекламы;
- любую другую информацию, которая будет способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению дела.
4. Прокуратуре Саратовской области в срок до 11.11.2019 года представить в Саратовское УФАС России следующие документы и информацию:
- любую другую информацию, которая будет способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению дела.
Явка лиц, участвующих в деле с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в деле обязательна.
|
Председатель Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 18 октября 2019 г. N 064/05/5-703/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.12.2019