Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "СК "Сбербанк страхование" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. N 38416-ЭП/19 от 18.12.2019) ООО "СК "Сбербанк страхование" на действия Организатора торгов СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" и его закупочной комиссии (далее - Закупочная комиссия) при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по страхованию имущества СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" (извещение N 31908559296), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
22 ноября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908559296 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по страхованию имущества СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" (далее - Закупка), включая документацию о конкурсе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" (далее - Положение о закупках) в редакции от 29.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
11 474 548,67 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
22.11.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
09.12.2019 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
10.12.2019 в 10:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., д. 49/18, лит. А |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31908559296 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неуказании в итоговом протоколе по Закупке сведений об участии Заявителя ООО "СК "Сбербанк страхование" в процедуре Закупки.
Также Заявитель обжалует установление Организатором торгов в Документации ненадлежащего, по мнению Заявителя, порядка оценки заявок по нестоимостным критериям оценки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "СК "Сбербанк страхование" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/42501/19 от 23.12.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/42501/19 от 23.12.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
По доводу жалобы Заявителя о неуказании в итоговом протоколе по Закупке сведений об участии Заявителя ООО "СК "Сбербанк страхование" в процедуре Закупки:
На основании ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) утратил силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Согласно недействующей редакции итогового протокола по Закупке N ЦЗО 497-3 от 10.12.2019 на участие в процедуре Закупки было подано 4 заявки: СПАО "ИНГОССТРАХ" (N 1), СПАО "РЕСО-Гарантия" (N 2), ПАО "Сбербанк России" (N 3) и САО "ВСК" (N 4). По результатам рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников все поданные заявки были допущены Закупочной комиссией к участию в процедуре Закупки, победителем процедуры Закупки признан участник N 4 - САО "ВСК", участник N 3 - ПАО "Сбербанк России" занял 4-е место.
Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно итоговому протоколу по Закупке N ЦЗО 497-3 от 10.12.2019 участником N 3 являлось ПАО "Сбербанк России", вместе с тем ПАО "Сбербанк России" не принимало участие в проводимой процедуре Закупки. ПАО "Сбербанк России" не является страховой организацией, осуществляет банковские и иные операции. При этом Заявитель ООО "СК "Сбербанк страхование" является страховой организацией и направлял свою заявку на участие в процедуре Закупки. Заявка ООО "СК "Сбербанк страхование" не была отклонена от участия в процедуре Закупки, ООО "СК "Сбербанк страхование" являлось участником проводимого конкурса, однако в указанном итоговом протоколе отсутствуют сведения об участии ООО "СК "Сбербанк страхование" в процедуре Закупки.
Представитель Организатора торгов пояснил, что при размещении протоколов, составляемых в ходе проведения процедуры Закупки, была допущена техническая ошибка в связи с ошибочно выбранными файлами для публикации протоколов. В настоящий момент все документы, по результатам проведения закупочной процедуры приведены заказчиком в соответствие с порядком определения поставщика и размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Комиссией СПб УФАС России установлено, что 25.12.2019 Организатором торгов в ЕИС размещены новые (действующие) редакции протоколов, составляемых в ходе проведения процедуры Закупки, в том числе новая (действующая) редакция итогового протокола по Закупке N ЦЗО 497-3 от 10.12.2019, из содержания которого следует, что участником Закупки с порядковым номером 3 являлось ООО "СК "Сбербанк страхование", участник N 3 был допущен к этапу оценки и сопоставления заявок участников, по результатам проведения которого занял 4-е место.
Таким образом, Комиссией СПб УФАС России выявлено, что на момент рассмотрения жалобы по существу допущенная техническая ошибка была устранена Закупочной комиссией Организатора торгов путем составления и публикации в ЕИС новой (действующей) редакции итогового протокола по Закупке N ЦЗО 497-3 от 10.12.2019, содержащей корректные сведения об участниках Закупки.
Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ненадлежащего, по мнению Заявителя, порядка оценки заявок по нестоимостным критериям оценки:
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Как следует из п. 1.6.1.1 Документации, участник конкурса должен подготовить конкурсную заявку, включающую документы, сведения и ценовое предложение, предусмотренные информационной картой конкурса.
В соответствии с п. 15 информационной карты Документации (далее - Информационная карта) заявки на участие в конкурсе должны быть поданы в соответствии с требованиями конкурсной документации и регламентом электронной площадки.
Заявка на участие в конкурсе состоит из заявки, содержащей документы и сведения, установленные настоящей конкурсной документацией, а также ценового предложения.
Участник конкурса в электронной форме для оценки нестоимостных критериев в составе заявки предоставляет:
документы (копии), необходимые для оценки заявки участника, предусмотренные конкурсной документацией в соответствии с п. 1.10.3.
Пунктом 1.10.3 Документации регламентирован порядок проведения оценочной стадии процедуры Закупки.
Согласно п. 1.10.3.1 Документации в рамках оценочной стадии Закупочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в закупке, которые не были отклонены, и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для заказчика с целью выявления победителя закупки, исходя из критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с п. 1.10.3.2 Документации установлены следующие критерии и порядок оценки заявок на участие в Закупке:
Стоимостные:
1) "Стоимость, структура стоимости заявки" - 40%.
Нестоимостные:
2) "Квалификация участника" - 35%:
подкритерий N 1 "Рентабельность уставного капитала" - 15 баллов;
подкритерий N2 "Показатель убыточности" - 20 баллов.
3) "Объем выполненных аналогичных работ" - 25%.
В отношении нестоимостных критериев оценки пунктом 1.10.3.2 Документации установлено следующее:
Критерий "Квалификация участника" состоит из следующих подкритериев:
Подкритерий N1 "Рентабельность уставного капитала" (B кв1 i).
Подкритерий N1 "Рентабельность уставного капитала" оценивается по данным Бухгалтерского баланса страховой организации (код формы по ОКУД 0420125) за 2018 год и Отчета о финансовых результатах страховой организации (код формы по ОКУД 0420126) за 12 месяцев 2018 года как соотношение следующих показателей:
ОКУД 0420126 стр. 33 / ОКУД 0420125 стр. 41
Сведения подтверждаются копией Бухгалтерского баланса страховой организации (код формы по ОКУД 0420125) и Отчета о финансовых результатах страховой организации (код формы по ОКУД 0420126) за 12 месяцев 2018 года.
Подкритерий N1 рассчитывается следующим образом:
Значение показателя ОКУД 0420126 стр. 33 / ОКУД 0420125 стр. 41 |
Кол-во баллов (N кв1 i) |
0 |
0 баллов |
0 < и < 1,5 |
50 баллов |
\x{2265} 1,5 |
100 баллов |
B кв1 i= N кв1 i * Kk кв1
где:
B кв1 i - балл i-того участника по подкритерию N1;
N кв1 i -кол-во баллов, полученных i-тым участником в соответствии со шкалой оценки;
Kk кв1 - вес применяемого подкритерия, выраженный в процентах (0,15);
Максимальное количество баллов по подкритерию N1 "Рентабельность уставного капитала" (B кв1 i) с учетом веса подкритерия - 15 баллов.
Подкритерий N2 "Показатель убыточности" (B кв2 i).
Подкритерий N2 "Показатель убыточности" оценивается за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. в соответствии с данными формы по ОКУД 0420126 "Отчет о финансовых результатах страховой организации" как соотношение следующих показателей:
(стр. 2 + стр. 9) * (-1) / (стр. 1 + стр. 8)
Сведения подтверждаются копией Отчета о финансовых результатах страховой организации (код формы по ОКУД 0420126) за 12 месяцев 2018 года.
Подкритерий N2 рассчитывается следующим образом:
Значение показателя (стр. 2 + стр. 9) * (-1) / (стр. 1 + стр. 8) |
Кол-во баллов (N кв2 i) |
\x{2264} 0,1 или \x{2265} 0,6 |
0 баллов |
\x{2265} 0,5 и < 0,6 |
50 баллов |
\x{02c3} 0,1 и < 0,5 |
100 баллов |
B кв2 i= N кв2 i * Kk кв2
где:
B кв2 i - балл i-того участника по подкритерию N2;
N кв2 i -кол-во баллов, полученных i-тым участником в соответствии со шкалой оценки;
Kk кв2 - вес применяемого подкритерия, выраженный в процентах (0,20);
Максимальное количество баллов по подкритерию N2 "Показатель убыточности" (B кв2 i) с учетом веса подкритерия - 20 баллов.
Балл участника по критерию "квалификация участника" рассчитывается как сумма баллов, полученных по каждому подкритерию:
B кв i = B кв1 i + B кв2 i
Максимальное количество баллов по критерию "квалификация участника" (B кв i ) с учетом веса критерия - 35 баллов.
Критерий оценки "Объем выполненных аналогичных работ":
При расчете критерия "Объем выполненных аналогичных работ" учитывается количество заключенных договоров страхования имущества за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. в соответствии с данными формы по ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" (раздел 1, строка 131, столбец 4).
Сведения подтверждаются копией раздела 1 формы по ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. Представление формы в полном объеме в составе заявки участника не требуется.
Критерий "объем выполненных аналогичных работ" рассчитывается следующим образом:
Количество заключенных договоров страхования имущества |
Кол-во баллов (N дог i) |
\x{2264} 3 000 000 шт. |
0 баллов |
\x{02c3} 3 000 000 шт. и \x{2264} 6 000 000 шт. |
50 баллов |
\x{02c3} 6 000 000 шт. |
100 баллов |
B дог i= N дог i * Kk дог
где:
B дог i - балл i-того участника;
N дог i -кол-во баллов, полученных i-тым участником в соответствии со шкалой оценки;
Kk дог - вес применяемого критерия, выраженный в процентах (0,25);
Максимальное количество баллов по критерию "объем выполненных аналогичных работ" (B дог i) с учетом веса критерия - 25 баллов.
При расчете баллов применяется математическое округление до второго знака после запятой.
Участник, не предоставивший в заявке информацию, позволяющую оценить критерий, получает по соответствующему критерию 0 баллов.
Итоговый бал участника рассчитывается как сумма баллов, полученных по каждому критерию:
B ит i= B цена i + B кв i + B дог i
Оценка конкурсной заявки коллективного участника по неценовым критериям будет производиться следующим образом:
при оценке критерия "квалификация участника" учитываются данные о рентабельности уставного капитала, показателе убыточности лидера коллективного участника;
при оценке критерия "объем выполненных аналогичных работ" учитываются сведения о количестве заключенных договоров страхования имущества лидера коллективного участника.
Заявитель в жалобе указывает на то, что по показателям из открытых данных отчетности страховщиков нестоимостные критерии оценки по максимально возможному количеству баллов определены исходя из данных отчетности одного страховщика - САО "ВСК", набравшего максимальное количество баллов по нестоимостным критериям оценки заявок. Таким образом, по мнению Заявителя, указанный порядок оценки нестоимостных критериев является ненадлежащим и ограничивающим конкуренцию.
Вместе с тем, как было указано ранее, Комиссией СПб УФАС России установлено, что в соответствии с итоговым протоколом по Закупке N ЦЗО 497-3 от 10.12.2019 Заявитель ООО "СК "Сбербанк страхование" являлся участником Закупки с порядковым номером 3, был допущен Закупочной комиссией к этапу оценки и сопоставления заявок участников, по результатам проведения которого занял 4-е место.
Комиссия СПб УФАС России полагает, что с учетом отсутствия обжалования Заявителем ООО "СК "Сбербанк страхование" порядка оценки заявок по нестоимостным критериям оценки, установленного в Документации, до момента подачи заявки на участие в процедуре Закупки, Заявитель ООО "СК "Сбербанк страхование", подав заявку на участие в процедуре Закупки, согласился со всеми условиями Документации, в том числе с установленными в Документации критериями и порядком оценки заявок на участие в Закупке.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что факт подачи заявки на участие в Закупке со стороны ООО "СК "Сбербанк страхование" свидетельствует об отсутствии препятствий для участия в процедуре Закупки данного участника с учетом установленных в Документации критериев и порядка оценки заявок на участие в Закупке.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (вх. N 38416-ЭП/19 от 18.12.2019) ООО "СК "Сбербанк страхование" на действия Организатора торгов СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" (ИНН: 7804349556, ОГРН: 5067847533771) и его Закупочной комиссии при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по страхованию имущества СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" (извещение N 31908559296) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 декабря 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.12.2019