Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
<...> - заместитель руководителя ФАС России;
Члены Комиссии:
<...> - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
<...> - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
<...> - консультант отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев материалы о распространении контекстной рекламы работ и услуг по оценке (подтверждению) соответствия, ведущей на сайт ds.netarifka.ru, в поисковой системе "Яндекс" посредством сервиса "Яндекс.Директ" 26.12.2018,
в присутствии лиц, участвующих в деле:
лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
рекламодатель:
<...> - не явился, уведомлен надлежащим образом;
рекламораспространители:
ООО "Яндекс" (адрес: ул. Льва Толстого, д. 16, г. Москва, 119021, ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543, КПП 770401001, дата регистрации 18.09.2002) - <...>;
ООО "Адв-Сервис" (юридический адрес: ул. Цветочная, д. 16, лит. П, пом. 4,6, г. Санкт-Петербург, 196084, ОГРН 1177847285967, ИНН 7810704382, КПП 781001001, дата регистрации: 25.08.2017) - <...>,
заинтересованные лица:
Росаккредитация (адрес: ул. Вавилова, д. 7, г. Москва, 117312, ОГРН 5117746026756, ИНН 7736638268, КПП 773601001) - не явились, уведомлены надлежащим образом;
НП "Нацэкс" (адрес: ул. Академика Анохина, д. 38, к. 1, г. Москва, 119602, ОГРН 1067746395859, ИНН 7729543505, КПП 772901001, дата регистрации: 21.03.2006) - <...>,
УСТАНОВИЛА:
10 сентября 2019 года Комиссия ФАС России установила необходимость привлечения к участию в деле <...>. Вместе с тем местонахождение <...> было неизвестно. В этой связи производство по делу N 08/05/7-69/2019 было приостановлено до установления местонахождения <...>.
По информации ФНС России адресом места жительства <...> является: <...>.
11 ноября 2019 года производство по делу было возобновлено и рассмотрение дела было продолжено 10 декабря 2019 года.
Контекстная реклама работ и услуг по оценке (подтверждению) соответствия, ведущая на сайт ds.netarifka.ru, распространялась в поисковой системе "Яндекс" посредством сервиса "Яндекс.Директ" 26.12.2018.
В рекламе сообщалось:
"Декларация Соответствия. Акция 1=3! ds.netarifka.ru".
Рекламное объявление представляет собой гиперссылку для перехода на сайт ds.netarifka.ru, на котором предлагаются услуги в сфере сертификации и декларирования продукции.
Согласно информации, содержащейся на сайте ds.netarifka.ru, услуги оказывает Регистратор ТР ТС (аттестат аккредитации РОСС RU.0001.10АИ77).
Вместе с тем согласно реестру аккредитованных лиц в национальной системе аккредитации, размещенном на сайте Росаккредитации (https://pub.fsa.gov.ru/ral), аттестат аккредитации РОСС RU.0001.10АИ77 выдан НП "НАЦЭКС" ОГРН 1067746395859. При этом 10.06.2019 аккредитация данного лица прекращена.
Согласно информации, представленной ООО "Яндекс", рассматриваемая реклама была размещена в рамках договора, заключенного между ООО "Яндекс" и ООО "Адв-Сервис" (юридический адрес: ул. Цветочная, д. 16, лит. П, пом. 4,6, г. Санкт-Петербург, 196084, ОГРН 1177847285967, ИНН 7810704382, КПП 781001001, дата регистрации: 25.08.2017). Номер рекламной кампании, в рамках которой было размещено рассматриваемое рекламное объявление, - <...>. Client ID ООО "Адв-сервис" - <...>, client ID клиента агентства - <...>.
Согласно письменным пояснениям ООО "Адв-Сервис" общество оказывает клиентам услуги в сети Интернет по предоставлению клиенту возможности с использованием сервиса eLama управлять рекламными кампаниями с помощью инструментов сервиса и размещать Интернет-рекламу через Интернет-площадки, в том числе "Яндекс.Директ". Войдя в личный кабинет на "Яндекс.Директ" (под своим логином и паролем) клиент получает возможность непосредственно в этом личном кабинете создать свою рекламную кампанию. При этом клиент заполняет все необходимые поля, задает существенные условия для его рекламной кампании, производит все нужные настройки. После того как клиентом в личном кабинете Яндекс была создана рекламная кампания, информация об этом автоматически отображается в личном кабинете клиента на сервисе eLama.
Также ООО "Адв-Сервис" указывает на то, что общество и сервис eLama не участвуют в формировании рекламной кампании, ее настройке, написании, согласовании и модерации. Сервис является базовым инструментом для управления расходами на рекламные кампании рекламодателей.
Согласно пояснениям ООО "Адв-Сервис" у общества отсутствует клиент, который размещает рекламную кампанию с номером <...>. По информации, полученной ООО "Адв-Сервис" у компании ЕЛАМА ГЛОБАЛ ЛТД - правообладателя сервиса eLama, рекламная кампания N <...> была размещена <...>.
<...> в своих письменных объяснениях сообщает, что в 2018 году он создал сайт ds.netarifka.ru, а также создал и настроил рекламные кампании в "Яндекс.Директ". При этом аккаунт в сервисе "Яндекс.Директ" получил через сервис eLama. В дальнейшем, используя сервис eLama, разместил в поисковой системе "Яндекс" посредством сервиса "Яндекс.Директ" рассматриваемую рекламу работ и услуг по оценке (подтверждению) соответствия, ведущую на сайт ds.netarifka.ru.
Также <...> сообщает, что непосредственно услуги в сфере сертификации и декларирования продукции он не оказывает, и целью рекламирования сайта ds.netarifka.ru было найти потенциальных клиентов и направить их к партнерам.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона "О техническом регулировании" обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.
Согласно статье 2 Федерального закона "О техническом регулировании" сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договора; декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
В рекламе сообщается "Декларация Соответствия. Акция 1=3!", соответственно из рекламы следует, что при обращении по указанному объявлению возможно оформить декларацию соответствия.
Следовательно, объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе выступают непосредственно работы и услуги по оценке (подтверждению) соответствия.
Вместе с тем <...> отсутствует в реестре аккредитованных лиц в национальной системе аккредитации, размещенном на сайте Росаккредитации (https://pub.fsa.gov.ru/ral). Соответственно <...> не имеет аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно пункту 6 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия, а также работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации (в случае, если получение такой аккредитации предусмотрено законодательством Российской Федерации), либо аккредитованными лицами, но без указания наименования аккредитованного юридического лица или фамилии, имени и (если имеется) отчества аккредитованного индивидуального предпринимателя и уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.
Таким образом, в контекстной рекламе работ и услуг по оценке (подтверждению) соответствия, ведущей на сайт ds.netarifka.ru, распространявшейся 26.12.2018 в поисковой системе "Яндекс" посредством сервиса "Яндекс.Директ", усматриваются признаки нарушения пункта 6 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7 Федерального закона "О рекламе".
Привлеченное к участию в деле заинтересованное лицо НП "НАЦЭКС" в письменных пояснениях указало на то, что НП "НАЦЭКС" не имеет каких-либо отношений с ООО "Яндекс", ООО "Адв-Сервис",<...> и не размещали рекламу услуг по сертификации и иному обязательному подтверждению соответствия в поисковой системе "Яндекс".
Согласно пояснениям ООО "Яндекс" рассматриваемая реклама (рекламная кампания N <...>) была размещена в рамках договора, заключенного между ООО "Яндекс" и ООО "Адв-Сервис".
Соответственно рекламораспространителями указанной рекламы являются:
ООО "Адв-Сервис" (юридический адрес: ул. Цветочная, д. 16, лит. П, пом. 4,6, г. Санкт-Петербург, 196084, ОГРН 1177847285967, ИНН 7810704382, КПП 781001001 , дата регистрации: 25.08.2017);
ООО "Яндекс" (адрес: ул. Льва Толстого, д. 16, г. Москва, 119021, ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543, КПП 770401001, дата регистрации 18.09.2002).
Рекламодателем является <...>.
На основании пункта 6 статьи 7, частей 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 6 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", рекламу работ и услуг по оценке (подтверждению) соответствия, ведущую на сайт ds.netarifka.ru, распространявшуюся в поисковой системе "Яндекс" посредством сервиса "Яндекс.Директ" 26.12.2018, поскольку реклама указанных работ и услуг распространялась в отсутствие аккредитации лица, оказывающего данные услуги, в национальной системе аккредитации.
2. Выдать ООО "Яндекс" (адрес: ул. Льва Толстого, д. 16, г. Москва, 119021, ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543, КПП 770401001, дата регистрации 18.09.2002) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
3. Выдать ООО "Адв-Сервис" (юридический адрес: ул. Цветочная, д. 16, лит. П, пом. 4,6, г. Санкт-Петербург, 196084, ОГРН 1177847285967, ИНН 7810704382, КПП 781001001, дата регистрации: 25.08.2017) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
4. Выдать <...> предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Яндекс", ООО "Адв-Сервис", <...>.
Решение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 декабря 2019 г. N 08/05/7-69/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.12.2019