Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
|
|
вр.и.о. руководителя управления, председатель Комиссии; |
|
|
начальник отдела контроля рынков, член Комиссии; |
|
|
старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии, |
рассмотрев дело N 064/05/5-703/2019 по признакам нарушения ИП п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3, п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы комиссионных магазинов "Победа" с одновременным использованием выражений "мы лучше чем Ломбард", "Ломбард", "5-15 % на месяц", "0 % на 5 дней до 5 000 р." по адресам: г. Саратов ул. Советская, д. 64/70, г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 33, г. Саратов, ул. Емлютина, д. 51, г. Саратов, ул. Соколовая, д. 309/9, г. Саратов, ул. Клочкова, д. 16,
У С Т А Н О В И Л А:
В Саратовское УФАС России поступило представление прокуратуры Саратовской области о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Из представления следует, что прокуратурой Саратовской области в рамках предоставленных полномочий по осуществлению надзора за соблюдением законодательства о рекламе и поступившей информации некоммерческого учреждения "Ассоциация развития ломбардов" проведена проверка комиссионных магазинов "Победа", осуществляющих свою деятельность на территории Саратовской области (далее - проверка).
Проверкой установлено, что предпринимательскую деятельность под торговой маркой "Победа" на территории г. Саратова осуществляет ИП в 5 комиссионных магазинах, расположенных по адресам: г. Саратов ул. Советская, д. 64/70, г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 33, г. Саратов, ул. Емлютина, д. 51, г. Саратов, ул. Соколовая, д. 309/9, г. Саратов, ул. Клочкова, д. 16.
Прокуратурой Саратовской области также установлено, что на входах в комиссионные магазины расположены рекламные конструкции, на которых белым большим шрифтом расположены надписи следующего содержания: "24 часа", "мы лучше чем Ломбард", "5-12%" и другие. При быстром прочтении с дальнего расстояния информация, расположенная на рекламных конструкциях, может быть воспринята в качестве информации о ломбарде (большими разборчивыми буквами можно разобрать только надписи "24 часа" и "Ломбард").
Из представления следует, что в силу Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон N 196-ФЗ) индивидуальный предприниматель не вправе предоставлять услуги ломбарда, поскольку, в соответствии со ст. 2 Закона N 196-ФЗ, ломбардом является юридическое лицо специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "Ломбард" и указание на его организационно-правовых форму.
Кроме того, согласно п. 2 ч. З ст. 2.3 Закона N 196-ФЗ государственный реестр ломбардов, на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, ведет Банк России.
Однако вышеуказанный индивидуальный предприниматель в государственном реестре ломбардов не состоит.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ст. 1 Закона N 38-ФЗ целями закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Проверкой Прокуратуры Саратовской области установлено, что на входе по адресу в г. Саратове ул. Советская, д. 64/70 установлена конструкция со сведениями: "Победа комиссионный магазин 24 часа". Справа от входной двери на фасаде установлена конструкция со сведениями: "мы лучше, чем Ломбард". "Автоломбард", "Залог недвижимости", "Золото дисконт, золотые украшения от 1 700 рублей/гр.".
Вход по адресу пр. Энтузиастов, д. 33, г. Саратова имеет конструкции: "Победа комиссионный магазин 24 часа", "5-12 % в месяц", "0 % на 5 дней до 10 000 рублей", "мы лучше, чем Ломбард", "Золото дисконт".
Вход по адресу ул. Емлютина, д. 51, г. Саратова имеет конструкции: "Победа комиссионный магазин 24 часа", "5-12 % в "0 % на 5 дней до 10 000 рублей", "мы лучше, чем Ломбард", "Золото скупка дорого".
Вход по адресу ул. Клочкова, д. 16, г. Саратова имеет конструкции: "Победа комиссионный магазин 24 часа", "мы лучше, чем Ломбард".
Вход по адресу ул. Соколовая, д. 309/9, г. Саратова имеет конструкции: "Победа комиссионный магазин 24 часа", "мы лучше, чем Ломбард", "Золото дисконт".
Рассматриваемая информация, по мнению Прокуратуры Саратовской области является рекламой, поскольку на фасадах зданий, содержатся индивидуализирующие конкретный хозяйствующий субъект сведения - "Победа" и "Ломбард", "мы лучше чем Ломбард".
Материалами проверки органов прокуратуры установлено, что в комиссионных магазинах "Победа" индивидуальный предприниматель принимает товары на комиссию и реализует эти товары по договору комиссии, что подтверждается договорами комиссии, приложенными к представлению.
Заключенные договоры комиссии, согласно позиции Прокуратуры Саратовской области, по своей правовой природе являются притворными сделками и прикрывают под собой заключение с гражданами договора займа под залог движимых и недвижимых вещей.
На информационных надписях индивидуального предпринимателя присутствуют сведения "мы лучше чем Ломбард", то есть комиссионный магазин "Победа" сопоставляется с любым ломбардом, путем применения сравнительных словесных конструкций.
Прокуратура Саратовской области в представлении указывает на то, что сопоставление услуг комиссионного магазина и услуг ломбардов некорректно, а реклама комиссионных магазинов "Победа", в которой присутствуют сведения: "мы лучше чем Ломбард", "Ломбард" нарушает п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона N 38-ФЗ.
Согласно п. 1. ч. 2 ст. 5 Закона N 38-ФЗ не допускается реклама которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами
Также в представлении прокуратура указывает, что согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
По мнению Прокуратуры Саратовской области использование в рекламе комиссионных магазинов "Победа" сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ). В связи с вышеизложенным прокуратура считает рекламу преимуществ услуг комиссионного магазина перед услугами ломбарда недостоверной.
Материалами проверки прокуратуры Саратовской области также установлено, что в комиссионных магазинах, расположенных по вышеуказанным адресам, индивидуальным предпринимателем ломбардная деятельность не осуществляется.
Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Исходя из изложенного, по мнению Прокуратуры Саратовской области, информация, расположенная на оспариваемых рекламных конструкциях комиссионных магазинов "Победа" вводит потребителей в заблуждение относительно характера услуг, предоставляемых комиссионными магазинами, а именно, потребители рекламы считают, что комиссионные магазины "Победа" оказывают 24 часа в сутки услуги ломбарда.
Кроме того, Саратовским УФАС России был осуществлен выход по адресам, указанным Прокуратурой Саратовской области в представлении о возбуждении дела, с целью осмотра рекламы на входах в комиссионные магазины "Победа", в результате которого установлено следующее.
Так, по адресу г. Саратов, ул. Советская, д. 64/70 на углу девятиэтажного здания расположен комиссионный магазин "Победа", справа от входной двери которого на фасаде установлена конструкция с надписью большими белыми буквами на красном фоне "ЛОМБАРД", сверху на фасаде расположена надпись также большими белыми буквами "ПОБЕДА 24 ЧАСА".
По адресу г. Саратов пр. Энтузиастов, д. 33 в четырёхэтажном здании расположен комиссионный магазин "Победа", на рекламной конструкции которого обнаружена надпись "ПОБЕДА комиссионный магазин, 24 часа, золото дисконт, ЛОМБАРД".
По адресу г. Саратов, ул. Емлютина, д. 51 в пятиэтажном многоквартирном доме расположен комиссионный магазин "Победа", рекламная конструкция которого имеет следующие наименования: "ПОБЕДА 24 часа комиссионный магазин, мы лучше чем ЛОМБАРД, 5-15 % на месяц, 0 % на 5 дней до 5 000 р."
По адресу г. Саратов, ул. Клочкова, д. 16 в девятиэтажном жилом многоквартирном доме справа от зоомагазина расположен комиссионный магазин "Победа", рекламная конструкция которого имеет следующие наименования: "ПОБЕДА комиссионный магазин, 24 часа, мы лучше чем ЛОМБАРД".
По адресу г. Саратов ул. Соколовая, д. 309/9 комиссионный магазин "Победа" расположен на углу здания, справа от магазина "ГазТеплоТорг - отопление и водоснабжение". На рекламной конструкции комиссионного магазина имеются слова "ПОБЕДА комиссионный магазин, 24 часа, мы лучше чем ЛОМБАРД".
При быстром прочтении или прочтении с большого расстояния информации, расположенной на рекламной конструкции комиссионного магазина, потребитель может сделать вывод о том, что комиссионный магазин оказывает услуги ломбарда, поскольку большими и разборчивыми буквами можно разобрать только надписи "24 часа" и "Ломбард".
Кроме того, Саратовским УФАС России было установлено, что по адресу г. Саратов, ул. Советская, д. 64/70 в вечернее время на вывеске комиссионного магазина "Победа" видно только надпись "Победа", "24 часа" и "Ломбард".
Таким образом, согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона N 38-ФЗ недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пп. 1 и 20 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Учитывая изложенное, реклама комиссионных магазинов "Победа" содержит признаки нарушения п. 1 ч. 2 ст. 5 и пп. 1 и 20 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем данной рекламы является ИП
Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3, п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ч.7 ст. 5 и п.2 ч. 2 ст. 28 настоящего Федерального закона несет рекламодатель.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу ИП комиссионных магазинов "Победа" с одновременным использованием выражений "мы лучше чем Ломбард", "Ломбард", "5-15 % на месяц", "0 % на 5 дней до 5 000 р." по адресам: г. Саратов ул. Советская, д. 64/70, г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 33, г. Саратов, ул. Емлютина, д. 51, г. Саратов, ул. Соколовая, д. 309/9, г. Саратов, ул. Клочкова, д. 16, поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
2. Выдать ИП предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме "18" декабря 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
18 декабря 2019 г. г. Саратов
Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
|
|
вр.и.о. руководителя управления, председатель Комиссии; |
|
|
начальник отдела контроля рынков, член Комиссии; |
|
|
старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии, |
рассмотрев дело N 064/05/5-703/2019 по признакам нарушения ИП п. 1 ч. 2, п. 1. ч. 3, п. 20, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее также - Закон о рекламе), выразившееся в размещении рекламы комиссионных магазинов "Победа" с одновременным использованием выражений "мы лучше чем Ломбард", "Ломбард", "5-15 % на месяц", "0 % на 5 дней до 5 000 р." по адресам: г. Саратов ул. Советская, д. 64/70, г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 33, г. Саратов, ул. Емлютина, д. 51, г. Саратов, ул. Соколовая, д. 309/9, г. Саратов, ул. Клочкова, д. 16,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1 ИП в срок до 27.12.2019 прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы следующего содержания: "мы лучше чем Ломбард", "Ломбард", "5-15 % на месяц", "0 % на 5 дней до 5 000 р." по адресам: г. Саратов ул. Советская, д. 64/70, г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 33, г. Саратов, ул. Емлютина, д. 51, г. Саратов, ул. Соколовая, д. 309/9, г. Саратов, ул. Клочкова, д. 16;
2. ИП представить в Саратовское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30.12.2019.
В соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
______________ |
|
|
|
|
|
|
Члены Комиссии: |
______________ |
|
|
|
|
|
|
|
______________ |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 18 декабря 2019 г. N 064/05/5-703/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.12.2019