Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии представителя ФГУП "НПЦАП": <...> (доверенность N 39 от 18.01.2019),
в отсутствии представителей ООО "Менатехник" (извещено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 07.05.2019 N ПО/22006/19),
рассмотрев жалобу ООО "Менатехник" (далее также - Заявитель, Общество) на действия ФГУП НПЦАП (далее также - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по монтажу, пуско-наладке системы вентиляции в помещении 24, 24А по адресу: г. Москва, ул. Введенского, д. 1 (реестровый N 31907680512, далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с отказом
ООО "Менатехник" в допуске к участию в Закупке.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (в редакции, действующей на дату опубликования извещения о проведении Закупки) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок N 1831/1 от 09.04.2019 комиссией в отношении заявки Общества принято следующее решение: на основании п. 4.12.8 (1) документации о закупке отклонить заявку участника закупки за непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением N 3 к информационной карте; нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию и оформлению заявки, а именно: в Решении об одобрении (согласовании) крупной сделки не указаны существенные условия сделки, предусмотренные Федеральным законом (для общества с ограниченной ответственностью - ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Не согласившись с решением Закупочной комиссии, полагая свою заявку полностью соответствующей требованиям Закупочной документации, Общество обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
Так, согласно доводам Заявителя Обществом в составе заявки было подано решение соответствующее решение.
Комиссия, заслушав возражения Заказчика, оценив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимной связи, установила следующее.
По мнению Заказчика, представленное решение не отвечает требованиям пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), так как не содержит предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения.
Согласно пункту 13 приложения N 13 к Информационной карте Закупочной документации решение (копия решения) об одобрении или о совершении крупной сделки или иной сделки, требующей одобрения (кроме сделки с заинтересованносью).
В таком решении об одобрении (согласовании) крупной сделки должны быть указаны обязательные условия, а именно:
- для общества с ограниченной ответственностью - в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
- для акционерного общества - в соответствии со ст. 78, 79 Федерального закона от 26.12.1995 N208-ФЗ "Об акционерных обществах";
для унитарного предприятия - в соответствии со ст.23 Федерального закона от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятия.
При отсутствии необходимости одобрения или о совершении крупной сделки участником закупки в составе заявки на участие в закупке представляется декларация (заверение об обстоятельствах) (заполняется по форме 5 раздела 7 документации о закупке).
Комиссией Управления установлено, что ООО "Менатехник" в составе заявки представило решение единственного участника от 27.10.2018 об одобрении им заключения контрактов (договоров) по итогам проведения процедур закупок товаров, работ, услуг, проводимых по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе" (далее - Закон о контрактной системе), по Закону о закупках и иным видам закупок от имени Общества. Также в решении определено, что максимальная сумма одной сделки не должна превышать 500 000 000 рублей.
Таким образом, рассматриваемым документом одобрены сделки, заключаемые от имени общества по результатам конкурентных процедур, на сумму не более 500 000 000 рублей одним решением единственного участника закупки от 27.10.2018. При этом срок действия решения не указан, в с чем в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Закона N 14-ФЗ согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия. В связи с этим оснований полагать, что указанное решение не является действующим у Комиссии Управления не имеется.
Признавая жалобу заявителя обоснованной, Комиссия Управления исходит из следующего.
Порядок совершения и принятия решения об одобрении крупной сделки в ходе осуществления обществом с ограниченной ответственностью хозяйственной деятельности установлен статьей 46 Закона N 14-ФЗ.
Согласно абзаца 3 части 3 статьи 46 Закона 14-ФЗ в решении о согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения.
Как следует из материалов дела, в решении Общества от 27.10.2018 такие сведения не указаны. Однако из содержания следует, что единственный участник общества одобрил максимально возможную сумму одной сделки для заключения контрактов (договоров) по результатам проведения конкурентных процедур на сумму не более 500 000 000 рублей. Таким образом, единым волеизъявлением участника общества одобрена сделка, заключаемая по результатам закупок, проводимых в порядке регулирования положений Закона о закупках и Закона о контрактной системе.
В настоящем случае начальная (максимальная) цена установлена заказчиком в извещении о проведении закупки в размере 1 284 367, 25 руб., что меньше суммы, указанной в решении об одобрении крупной сделки. Соответственно, оснований полагать, что сделка, заключаемая по результатам рассматриваемой закупки, является для заявителя крупной не имеется, поскольку НМЦ закупки не превышает суммы, указанной в решении Общества от 27.10.2018 (с учетом того, что цена, предлагаемая участником закупки, дополнительно может быть снижена по результатам конкурентной борьбы при проведении процедуры).
В связи с чем оснований полагать, что в оспариваемом решении не указана цена сделки, которая для общества является крупной, не имеется, поскольку обратное следует из буквального толкования сведений, указанных в рассматриваемом решении.
В настоящем случае, решение, представленное участником закупки, принято 27.10.2018 и является действующим, в котором одобрена возможность заключения сделки по результатам закупок на сумму не более 500 00 000 рублей. Указанное решение принято для последующего участия в конкурентных процедурах. В свою очередь, Закон N 14-ФЗ не запрещает участникам обществ принимать решения об одобрении последующих сделок, заключаемых от имени общества, после принятия решения об одобрении крупной сделки, если такое решение, очерчивает признаки, указывающие на то какие сделки, признаются для общества крупными, а равно, в случае, если единственный участник одобрил собственным решением все сделки, заключаемые от имени общества, на предельную сумму - до 500 000 000 рублей. В настоящем случае учредителем принято решение об одобрении максимально возможной суммы одной сделки, которая не превышает НМЦ по рассматриваемой закупке, на участие в которой соответствующее решение было представлено. Оснований полагать, что волеизъявление учредителя не распространяется на договор, подлежащий заключению по результатам закупки, проводимой заказчиком на сумму менее 1 284 367, 25 руб., исходя из рассматриваемого решения (НМЦ), не имеется.
На заседании Комиссии представитель заказчика указал, что решение, представленное заявителем, не содержит указаний на НМЦ закупки, а также на ее предмет, что, по его мнению, свидетельствует о наличии в таком решении пороков его содержания, препятствующих к дальнейшему участию в торгах.
В свою очередь, Комиссия Управления отмечает, что в настоящем деле рассматриваемая закупка проводилась заказчиком в форме запроса котировок и в случае указания цены в первой части заявка Общества могла быть отклонена на основании требований статьи 3.4 Закона о закупках за разглашение информации о цене заявки. Однако такая цена (одобренная участником общества) также будет отличаться от той цены, которая фактически сложится по результатам конкурентной борьбы, что свидетельствует, что цена, указанная в решении об одобрении крупной сделки, заведомо, может отличаться от цены будущей сделки, подлежащей заключению между заказчиком и победителем закупки. Указанные положения позволяют прийти к выводу о возможности принятия единого решения об одобрении всех последующих сделок юридического лица на определённую предельную сумму, указанную в решении об одобрении крупной сделки.
Относительно неуказания в решении предмета закупки, следует отметить, что в рассматриваемом решении указано на одобрение заключения договора от имени общества по итогам конкурентных процедур, проводимых в порядке регулирования Закона о контрактной системе и Закона о закупках. При этом в силу п. 1 ст. 46 Закона N 14-ФЗ крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности, при этом: связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества; предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.
Также указанным законом определено, что под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.
Приведенные выше законодательные положения позволяют сделать вывод, что действующее законодательство, предъявляя требование о необходимости получения одобрения на совершение крупной сделки, исходит из двух критериев, а именно: сделка, подлежащая одобрению, должна выходить за пределы обычной хозяйственной деятельности и должна быть направлена на отчуждение или приобретение имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов от балансовой стоимости активов общества.
В свою очередь, в силу положений документации необходимость предоставления одобрения крупной сделки возникает у участника закупки, если такая обязанность возникает у заявителя в силу требований действующего законодательства и корпоративных требований самого общества.
В настоящем случае в решении об одобрении от 27.10.2018 указано об одобрении сделок, заключаемых по результатам конкурентных процедур, на сумму не превышающую 500 000 000 рублей. Соответственно, волеизъявлением участника общества определено, что любые договоры, заключаемые по результатам конкурентных процедур, не выходят за пределы обычной хозяйственной деятельности юридического лица.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что цель предоставления указанного документа (решения об одобрении крупной сделки) связана с нивелированием возможных рисков последующего оспаривания договора, заключенного по результатам закупки, участниками общества в силу отсутствия на то соответствующего волеизъявления. Однако в рассматриваемом деле из решения усматривается, что сделка, подлежащая заключению по результатам закупок (по форме заключения таких сделок) одобрена участником закупки, при этом НМЦ закупки не превышает предельный размер сделки, одобренный учредителем участника закупки.
В связи с чем Комиссия приходит к выводу о достаточности решения, представленного участником закупки в составе заявки, для понимания заказчиком лигетимности заявки, поданной от имени общества, а также наличия у участника общества соответствующего волеизъявления по одобрении сделки на сумму, непревыщающую НМЦ закупки на этапе рассмотрения заявок участников закупки.
Необходимость получения решения об одобрении участником общества сделки, заключаемой по результатам закупки, обусловлена потенциальным риском со стороны заказчика в последующем признании в судебном порядке сделки недействительной ввиду отсутствия соответствующего волеизъявления участника общества. Однако попытки избежания подобных рисков не должны приводить к отклонению участников закупки, поскольку до подведения итогов, такой участник не обладает статусом победителя закупки.
При этом заказчик не лишен права затребовать от победителя закупки решения об одобрении крупной сделки, содержащего предмет закупки и итоговую цену, сложившуюся по результатам конкурентной борьбы на этапе заключения договора.
В связи с чем Комиссия Управления пришла к выводу об обоснованности жалобы заявителя и фиксации в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 закона о закупках.
При этом в настоящем случае у антимонопольного органа отсутствуют основания для выдачи предписания в связи с тем, что Заказчиком на дату направления соответствующего уведомления уже заключен и размещен на Официальном сайте договор по результатам Закупки с соблюдением требованием Закона о закупках.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Менатехник" (ОГРН: 1177627029689, ИНН: 7606114841) на действия ФГУП "НПЦАП" (ОГРН: 102779552642, ИНН: 772817283) при проведении Закупки обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Обязательное для исполнение предписание не выдавать в связи с заключением договора по результатам Закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 мая 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.11.2019