Резолютивная часть решения оглашена "15" ноября 2019 г.
В полном объеме решение изготовлено "29" ноября 2019 г.
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела N 077/01/17.1-9912/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе Председателя Комиссии <...>, членов Комиссии: заместителя начальника правового отдела <...>, начальника отдела контроля органов власти <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти <...>, в соответствии с полномочиями, переданными ФАС России письмом от 07.06.2019 N РП/48087/19, рассмотрев дело N 077/01/17.1-9912/2019 по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Блохина" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Учреждение) части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в передаче без проведения конкурентных процедур ООО "Инлюр" прав владения и пользования на нежилые помещения II - комната N 49 б на 2 этаже в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Каширское шоссе. д. 23, стр. 2 и часть нежилого помещения III - комнаты N 4г, 4з, 6 на втором этаже в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 23, в присутствии на заседании Комиссии заявителя <...>, представителя ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" <...>, <...> в качестве слушателя,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление <...>, направленное письмом ФАС России от 07.06.2019 N РП/48087/19 (вх. N 32547-ЭП/19 от 13.06.2019, далее - Заявление), которое содержало сведения о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Учреждения при распоряжении нежилыми помещениями, расположенными по адресу: г. Москва, Каширское ш., д. 23.
В результате анализа указанной в Заявлении информации Управлением выявлены признаки нарушения Учреждением части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основаниями для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
На основании приказа Московского УФАС России от 13.09.2019 N 221 было возбуждено дело N 077/01/17.1-9912/2019 по признакам нарушения Учреждением части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела N 077/01/17.1-9912/2019 о нарушении антимонопольного законодательства на основании полного и всестороннего изучения фактических обстоятельств и сведений, представленных заявителем <...>, ответчиком, и ООО "Инлюр", привлеченным к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Комиссией установлено следующее.
Федеральное недвижимое имущество в виде нежилого помещения N I (гараж), N II (склад), N III (склад), N IV (склад), расположенное по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 24, стр. 26 (далее - Помещения N 1), закреплено за Учреждением на праве оперативного управления.
Минздрав России решением от 17.08.2016 N 23-1/10/2-3105, согласованным с ТУ Росимущества в городе Москве, разрешил Учреждению передать в аренду Помещения N 1 со сроком заключения договора аренды на 5 лет для использования под организацию торговли продуктами питания и сопутствующими товарами, в том числе продовольственными товарами первой необходимости. В указанном решении Минздрав России указал на обязательность заключения договоров аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru, далее - Официальный сайт) ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" 02.09.2016 опубликовало извещение N 020916/0846019/01 о проведении аукциона на право заключения договора аренды Помещений N 1 (далее - Аукцион).
В разделе III Аукционной документации было указано, что Помещения N 1 требуют капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 5.1. Аукционной документации любое заинтересованное лицо вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа Учреждению запрос о разъяснении положений документации об аукционе.
Кроме того, согласно разделу II Аукционной документации осмотр имущества, права на которое передаются по договору, осуществляется каждые пять рабочих дней с даты размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте торгов, но не позднее, чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, по предварительной записи по электронной почте.
Таким образом, все лица, желающие принять участие Аукционе, имели возможность ознакомиться с техническим состоянием Помещений N 1, а также направить запрос разъяснения Аукционной документации.
Согласно представленной заявителем <...> информации, имея намерение участвовать в торгах, она воспользовалась своим правом осмотра имущества и посетила Помещения N 1. При осмотре Помещений N 1 ею было обнаружено, что данные помещения не соответствуют своему целевому назначению ("торговля продуктами питания и сопутствующими товарами"), так как находятся в плохом техническом состоянии и удалены от людских потоков. Данные обстоятельства ответчиком и заинтересованным лицом не оспарвиаются.
Согласно информации, размещенной на Официальном сайте, разъяснения положений Аукционной документации ООО "Инлюр" не направляло. Сведений о проведении осмотра Помещений N 1 ООО "Инлюр" на заседании Комиссии не представлено.
В соответствии с протоколом от 29.09.2019 N 1 на участие в Аукционе была подана одна заявка - от ООО "Инлюр", с которым был заключен договор аренды от 12.10.2016 N А-26/24-11/16-118 сроком действия с 01.11.2016 по 31.10.2021 (далее - Договор аренды). Величина арендной платы составляет 139 343 руб. в месяц (1 672 116 руб. в год).
Согласно пояснениям, представленным ООО "Инлюр", наличие в Аукционной документации упоминания о необходимости проведения капитального ремонта Помещений N 1 не могло являться препятствием для использования указанных помещений в целях, определенных сторонами в аукционной документации и в Договоре аренды.
ООО "Инлюр" также указывает на осуществление своей деятельности в Помещениях N 1 в течение двух месяцев после подписания Договора аренды, а также на то, что состояние указанных помещений не оказывало негативного влияния и позволяло осуществлять нормальную деятельность общества в соответствии с указанными целями и задачами.
Учреждение пояснило, что при подписании акта приема-передачи Помещений N 1 ООО "Инлюр" обратило внимание на состояние Помещений N 1. Вместе с тем, сомневаясь в его пригодности к использованию в соответствии с целевым назначением, по своей инициативе ООО "Инлюр" заказало обследование Помещений N 1 в специализированной организации - ООО "ВИТУ ПРОЕКТ".
Согласно Техническому заключению от 25.11.2016, представленному ООО "ВИТУ ПРОЕКТ", Помещения N 1 требуют капитального ремонта. В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации капитальный ремонт здания должен проводиться арендодателем. Ввиду того, что здание по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 24, стр. 26 не включалось в план мероприятий по проведению капитального ремонта, Учреждение предложило ООО "Инлюр" заменить Помещения N 1 другими помещениями.
Минздрав России решением от 17.11.2016 N 23-1/10/2-7219, согласованным с ТУ Росимущества в городе Москве, разрешил Учреждению передать в аренду часть нежилого помещения II - комната N 49б на втором этаже в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 23, стр. 2, и часть нежилого помещения III - комнаты N 4г, 4з, 6 на 2 этаже в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 23, общей площадью 198,5 кв.м. (далее - Помещения N 2), со сроком заключения договора аренды на 5 лет для использования под организацию торговли продуктами питания и сопутствующими товарами, в том числе продовольственными товарами первой необходимости.
В указанном решении Минздрава России также указано на то, что заключение договоров аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, в обязательном порядке осуществляется в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
В целях замены Помещения N 1 между Учреждением и ООО "Инлюр" было заключено дополнительное соглашение к Договору аренды от 14.12.2016 (далее - Дополнительное соглашение), заключенному по результатам Аукциона. В соответствии с Дополнительным соглашением ООО "Инлюр" взамен Помещения
N 1 предоставлены Помещения N 2, которые переданы Учреждению на праве оперативного управления. Величина арендной платы составляет 1 875 912 руб. в год.
В качестве правового основания замены Помещений N 1 на Помещения N 2 Учреждение указало на пункт 12 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и приказ ФАС России от 18.09.2009 N 621 "Об установлении условий, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу".
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 17. 1 Закона о защите конкуренции без проведения торгов разрешается заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного, взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям.
Вместе с тем, Учреждением не представлено доказательств планирования осуществления сноса или реконструкции Помещений N 1 в период с момента объявления Аукциона (02.09.2016) по настоящее время. Также Учреждение не представило сведений о предоставлении прав на Помещения N1 государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям. По мнению Комиссии, данный факт свидетельствует об отсутствии намерений сносить или реконструировать Помещения N 1.
Согласно пояснениям ООО "Инлюр" и ответчика, заключение Дополнительного соглашения было согласовано Минздравом России, что подтверждается соответствующим решением от 17.11.2016 N 23-1/10/2-7219. Дополнительное соглашение было также зарегистрировано в установленном законом порядке в территориальном органе Росреестра. Таким образом, органами исполнительной власти в ходе исполнения ими возложенных полномочий не было выявлено нарушений в ходе заключения Дополнительного соглашения.
Комиссия считает данный довод несостоятельным в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Как уже отмечалось ранее, в решении Минздрава России от 17.11.2016 N 23-1/10/2-7219 содержится указание на то, что заключение договоров аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, в обязательном порядке осуществляется в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
При регистрации Росреестром по Москве договоров аренды недвижимого имущества не осуществляется проверка оснований заключения таких договоров на соблюдение требований антимонопольного законодательства.
Таким образом, формальное соблюдение требований законодательства о регистрации недвижимого имущества и сделок с ним при регистрации Дополнительного соглашения Росреестром по Москве не свидетельствует о соблюдении требований антимонопольного законодательства, проверка которых входит в компетенцию антимонопольного органа.
При названных обстоятельствах Комиссия расценивает действия Учреждения при передаче ООО "Инлюр" Помещения N 2 без торгов как действия, осуществленные в обход закона (т. е. в обход требований по проведению конкурентных процедур при передачи государственного имущества): ответчик и заинтересованное лицо до момента проведения Аукциона обладали сведениями, что Помещение N 1 не является пригодным для использования под организацию торговли продуктами питания и сопутствующими товарами, однако, с целью создания видимости соблюдения антимонопольного законодательства был проведен упомянутый Аукцион с тем, чтобы в дальнейшем, используя положения приказа ФАС России от 18.09.2009 N 621, передать спорное Помещение N 2 (являющееся инвестиционно привлекательным и находящимся непосредственно в здании Онкологического Центра, в отличие от Помещения N 1) конкретному лицу.
Таким образом, рассматриваемые действия являются злоупотреблением правом, запрещенным законом (часть 1 статьи 10 ГК РФ) и не подлежащим защите, а также направлены на извлечение преимуществ из незаконного и недобросовестного поведения (часть 4 статьи 10 ГК РФ).
На заседании Комиссии 15.11.2019 заявителем <...> было заявлено ходатайство о расторжении Дополнительного соглашения по причине того, что ее права, как потенциального арендатора, были нарушены.
Представитель Учреждения <...>, в свою очередь, выразила возражение в удовлетворении вышеуказанного ходатайства без представления мотивированной позиции.
Представитель ООО "Инлюр" не был допущен до участия в заседании в связи с истечением срока полномочий на представление интересов в антимонопольном органе.
Комиссия не усматривает, исходя из возражений и доводов сторон, необходимость изменения своей правовой позиции, ранее приведенной в Заключении об обстоятельствах дела.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Закона, осуществляется заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в том числе в отношении имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.
Комиссия пришла к выводу, что действия ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" по передаче без проведения конкурентных процедур ООО "Инлюр" прав владения и пользования Помещениями N 2 содержат признаки нарушения части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В качестве восстановления законности в регулируемой сфере правоотношений, учитывая положения статьи 23 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой антимонопольный орган наделен полномочиями по выдаче предписаний о расторжении договоров (в том числе прошедших государственную регистрацию), Комиссия считает возможным выдать Учреждению обязательное к исполнению предписание о расторжении дополнительного соглашения от 14.12.2016 к договору аренды от 12.10.2016 N А-26/24-11/16-118, что предполагает проведение в дальнейшем конкурентных процедур в отношении спорного имущества, если будет принято соответствующее распорядительное решение.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" нарушившим часть 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции при передаче прав владения и пользования на нежилые помещения II -комната N 49 б на 2 этаже в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Каширское шоссе. д. 23, стр. 2 и часть нежилого помещения III - комнаты N 4г, 4з, 6 на втором этаже в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 23.
2. Основания для прекращения рассмотрения дела N 077/01/17.1-9912/2019 о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют.
3. Выдать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд г. Москвы в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 ноября 2019 г. N 077/01/17.1-9912/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.11.2019