Я, начальник Правового управления Федеральной антимонопольной службы Молчанов Артем Владимирович, рассмотрев жалобу <...> на постановление от 11.04.2019 о прекращении производства по делу N 05-21/433-18 об административном правонарушении, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС России) в отношении Акционерного общества "Мособлгаз" (адрес: с.п. Барвихинское, д. Раздоры, 1-й км Рублево-Успенского шоссе, д. 1, корп. Б, этаж 9, кабинет 901, Одинцовский район, Московская область, 143082; ИНН 5032292612, КПП 503201001, ОГРН 1175024034734; дата регистрации в качестве юридического лица - 29.12.2017) (далее - Общество, АО "Мособлгаз"), в присутствии потерпевшего <...> (далее - Потерпевший), которому разъяснены права, предусмотренные статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в отсутствие законного представителя АО "Мособлгаз", надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии защитников АО "Мособлгаз" <...> по доверенности от 09.01.2019 N 12-07/1307, <...> по доверенности от 29.12.2018 N 12-07/1405 (далее - защитники АО "Мособлгаз"), которым разъяснены права, предусмотренные статьями 25.1 и 25.5 КоАП (далее - Жалоба),
У С Т А Н О В И Л:
<...> обратился в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) с жалобой на постановление от 11.04.2019 о прекращении производства по делу N 05-21/433-18 об административном правонарушении, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Постановление), в которой просит постановление отменить.
В ходе рассмотрения Жалобы Потерпевший поддержал доводы, изложенные в Жалобе, защитники АО "Мособлгаз" возражали против удовлетворения Жалобы.
Обсудив доводы Жалобы, проверив законность обжалуемого Постановления, устанавливая правильность применения Московским областным УФАС России норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и вынесении Постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом Постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в Жалобе, установлены основания для удовлетворения Жалобы и отмены обжалуемого Постановления.
Согласно материалам дела N 05-21/433-18 об административном правонарушении, 15.08.2017 <...> заключил с АО "Мособлгаз" договор N 13/ТП17/1-К0946 о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/о Дядьковский, с/т "ДЭМЗ", уч. 21 (кадастровый номер 50:04:0130423:45). Срок выполнения мероприятий по договору N 13/ТП17/1-К0946 составляет один год со дня заключения.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, АО "Мособлгаз" выполнило мероприятия по проектированию и строительству газопровода до границ земельного участка <...> в срок, предусмотренный договором N 13/ТП17/1-К0946, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта сети газопотребления от 20.07.2018.
Согласно подпункту "н" пункта 83 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила подключения) договор о подключении должен содержать в качестве существенного условия порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.
Пунктом 97 Правил подключения предусмотрено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, в том числе мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий.
В силу подпункта "б" пункта 98 Правил подключения исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения".
В соответствии с пунктом 12 договора N 13/ТП17/1-К0946 порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга устанавливается в следующем порядке:
- исполнитель уведомляет заявителя средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заявителем такого уведомления, о дате и времени мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точки (точек) подключения не позднее, чем за 10 дней до его проведения;
- по результатам проведения мониторинга исполнитель выдает заявителю необходимые рекомендации средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заявителем таких рекомендаций;
- мониторинг исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точки (точек) подключения производится исполнителем не менее 1 раза в течение срока действия настоящего договора;
Согласно материалам дела, 22.06.2018 <...> уведомил АО "Мособлгаз" о выполнении технических условий к договору N 13/ТП17/1-К0946, а также о готовности проведения мониторинга скрытых работ.
По результатам рассмотрения указанного уведомления АО "Мособлгаз" направило в адрес <...> письмо от 29.06.2018 N Исх-1191 с разъяснениями о том, что для осуществления мониторинга скрытых работ необходимо согласно пункту 10.1.1 СП 62.13330.2011 "Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002", утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 780 (далее - СП 62.13330.2011), представить документ, подтверждающий осуществление строительного контроля.
Согласно материалам дела N 05-21/433-18 об административном правонарушении, АО "Мособлгаз" в письме от 29.06.2018 N Исх-1191 проинформировало <...> о том, что для подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) необходимо представить документы, оформляемые при сдаче сети газопотребления в эксплуатацию:
- акт о техническом состоянии дымоходов и вентиляционных каналов в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 11, подпункта "а" пункта 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410);
- акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления в эксплуатацию в соответствии с требованиями пункта 10.6.2 по форме Ж СП 62.13330.2011 (применяется на обязательной основе в соответствии с пунктом 44 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521);
- упрощенный вариант строительного паспорта газопровода (при наличии) по форме приложения Э Свода правил СП 42-101-2003 "Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб";
- протокол проверки наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами электрооборудования (если установлено энергозависимое оборудование, оснащенное электрической автоматикой) в соответствии с требованиями главы 1.7 "Заземление и защитные меры электробезопасности" Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 N 204;
- паспорта и сертификаты на применяемые материалы, оборудование и изделия (при наличии) в соответствии с пунктом 10.1.1 СП 62.13330.2011 (как указано выше, применяется на обязательной основе).
В соответствии с письменными пояснениями АО "Мособлгаз", <...> также проинформирован письмом от 29.06.2018 N Исх-1191 о том, что перед врезкой и пуском газа (фактическим присоединением газоиспользующего оборудования жилого дома к сетям газораспределения) необходимо заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - договор о техническом обслуживании ВДГО).
Согласно материалами дела об административном правонарушении 14.07.2018 <...> направил в адрес АО "Мособлгаз" письмо с отказом предоставления перечисленных АО "Мособлгаз" документов, полагая, что указанные требования нормативных правовых актов не применимы, поскольку у него установлено внутридомовое газовое оборудование, проверку состояния дымоходов и вентиляционных каналов он выполнил сам.
Согласно материалам дела, 23.07.2018 АО "Мособлгаз" по согласованию с <...> осуществлен выезд с целью проведения мониторинга выполнения <...> технических условий к договору N 13/ТП17/1-К0946.
По результатам проведения мониторинга установлена неготовность сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению к сетям газораспределения, а также в соответствии с пунктом 12 договора N 13/ТП17/1-К0946 <...> выданы рекомендации, что подтверждается актом неготовности сети газопотребления от 23.07.2018 и письмом АО "Мособлгаз" от 07.08.2018 N 11-1220-ТП.
Согласно материалами дела, <....> в октябре 2018 года устранил выявленное нарушение требований пунктов 7 и 12 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, а именно по приближению септика к трассе газопровода, что подтверждается письмами <...> 20.08.2018 и 20.10.2018, письмом АО "Мособлгаз" от 04.10.2018 N И-Ф-843.
Также, согласно материалами дела об административном правонарушении 12.12.2018 АО "Мособлгаз" повторно осуществлен мониторниг выполнения технических условий <...>, по результатам которого АО "Мособлгаз" составлен акт неготовности сети газопотребления к подключению к сетям газораспределения, а также в соответствии с пунктом 12 договора N 13/ТП17/1-К0946 <...> направлены письма от 12.12.2018 N И-Ф-1100, от 24.01.2019 N 40/19/М о необходимости представления перечисленных документов для осуществления проверки готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению к сети газораспределения и осуществления врезки и пуска газа.
После устранения <...> указанных замечаний, 09.04.2019 между <...> и АО "Мособлгаз" подписан акт о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/о Дядьковский, с/т "ДЭМЗ", уч. 21 (кадастровый номер 50:04:0130423:45), а также осуществлен фактический пуск газа.
<...> обратился в адрес Московского областного УФАС России с жалобой на действия АО "Мособлгаз" в части нарушения Правил подключения.
По результатам рассмотрения дела N 05-21/433-18 об административном правонарушении, Московским областным УФАС России вынесено обжалуемое Постановление.
Не согласившись с Постановлением, <...> обратился в ФАС России с жалобой.
Согласно доводам жалобы, требования АО "Мособлгаз" по представлению документов, прямо не предусмотренных Правилами подключения, является нарушением пункта 72 и 104 Правил подключения.
Указанный довод жалобы является обоснованным ввиду следующего.
Пунктом 97 Правил подключения предусмотрено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, в том числе, мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий.
Согласно пункту 98 Правил подключения Исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения".
Согласно подпункту "б" пункта 100 Правил подключения заявитель обязан при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации).
Согласно пункту 72 Правил подключения исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами подключения.
Требования к техническим условиям указаны в пункте 75 Правил подключения и определяют, что технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию:
а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);
б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько);
в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;
г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).
Приведенный перечень не содержит указаний на необходимость включения в технические условия требований, предусмотренных иными нормативными актами.
Следовательно, при проведении мониторинга исполнения заявителем технических условий исполнитель не вправе требовать у заявителя предоставления документов, не предусмотренных Правилами подключения. Таким образом, составление и подписание акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) происходит после выполнения заявителем технических условий о подключении (технологическом присоединении).
Кроме того, как следует из материалов дела об административном правонарушении, при рассмотрении дела Московским областным УФАС России сделан вывод о том, что заключение договора на техническое обслуживание ВДГО предшествует подключению газоиспользующего оборудования и является обязательным для всех собственников (пользователей) домовладений, исключений нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено.
При этом Московским областным УФАС России не учтено следующее.
Согласно пункту 62 Правил подключения договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее - ГК), с соблюдением особенностей, определенных Правилами подключения.
Пунктом 97 Правил подключения установлен исчерпывающий перечень мероприятий по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемых договором о подключении: разработка исполнителем (ГРО) проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении; разработка заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение заявителем и исполнителем технических условий; мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий; осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
В соответствии с пунктом 104 Правил подключения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены Правилами подключения.
Правила не указывают на необходимость заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования для завершения подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителей.
Таким образом, предъявление излишних требований к заявителям является нарушением Правил, ответственность за которое предусмотрено статьей 9.21 КоАП.
Вывод о неправомерности навязывания газораспределительной организацией услуг и обязательств заявителям, не предусмотренных Правилами подключения, подтверждается существующей судебной практикой, а именно постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по делу N А40-237549/2018.
Согласно пункту 97 Правил подключения завершающим этапом подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения является осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Пунктом 2 Правил подключения определено, что "фактическое присоединение" - комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) сети газопотребления основного абонента с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя.
Таким образом, необходимым условием для завершения подключения (технологического присоединения) является осуществление пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя.
Вместе с тем отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, а также особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него регламентированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила поставки газа).
Пунктом 14 Правил поставки газа предусмотрено, что в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.
Следовательно, началом осуществления газоснабжения объекта капитального строительства является его фактическое подключение (врезка и пуск газа) к сети газораспределения.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 540 ГК согласно которой в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Правилами поставки газа и Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила пользования газом), в качестве обязательного условия осуществления газоснабжения устанавливают необходимость организации деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Так, в силу пунктов 7, 8, 9 Правил поставки газа для заключения договора о поставки газа заинтересованное физическое или юридическое лицо (заявитель) представляет газоснабжающей организации копию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с пунктами 6, 16 Правил пользования газом техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Таким образом, заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются обязательным условием при газоснабжении домовладения (эксплуатации газового оборудования), но, в силу действующих Правил подключения, отсутствие такого договора не может являться основанием для отказа в завершении технологического присоединения.
Нарушение субъектом естественной монополии, осуществляющим свою деятельность в сфере транспортировки газа по газопроводам, установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП.
Таким образом, вывод Московского областного УФАС России об отсутствии в действиях АО "Мособлгаз" события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП, противоречит установленным по делу обстоятельствам.
В целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП задач производства по делам об административных правонарушениях по каждому делу наряду с иными подлежащими выяснению обстоятельствами необходимо устанавливать, какие именно незаконные действия (бездействие) совершены, какие требования нормативных правовых актов нарушены в результате таких действий (бездействия).
При рассмотрении жалобы обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу статьи 24.5 КоАП для прекращения производства по делу, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление Московского областного УФАС России от 11.04.2019 о прекращении производства по делу N 05-21/433-18 об административном правонарушении отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в Московское областное УФАС России.
В соответствии с частью 4 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано в суде по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Начальник Правового управления |
|
А.В. Молчанов |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 июня 2019 г. N 05-21/433-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.07.2019