Московским УФАС России (далее - Управление) по результатам рассмотрения заявления о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Управы района Преображенское города Москвы (далее - Управа) установлено следующее.
В период с 25 февраля 2019 года по 29 апреля 2019 года в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 32; г. Москва, ул. Суворовская; д. 33, г. Москва, ул. Суворовская, д. 2/1, корпус 1; г. Москва, ул. Буженинова, д. 26/6; г. Москва, ул. Преображенский Вал, д. 26;
г. Москва, ул. Девятая Рота, д. 2, корпус 1 (далее - многоквартирные дома), были проведены общие собрания собственников помещений, на которых были приняты решение о расторжении договоров управления с ООО "УК ЮНИ-ДОМ" и о выборе новой управляющей организации ООО УК "ДОМА МОСКВЫ".
Мосжилинспекция распоряжениями от 30.07.2019 N 5523-РЛ, от 30.07.2019 N 5347-РЛ исключила с 01.08.2019 из реестра лицензий ООО "УК ЮНИ-ДОМ" (ИНН 7718600166) сведения об осуществлении указанной организацией деятельности по управлению многоквартирными домами.
ООО УК "ДОМА МОСКВЫ" на основании результатов проведения Общих собраний в Мосжилинспекцию были направлены документы и заявление о включении многоквартирных домов в реестр лицензий. Распоряжениями Мосжилинспекции от 15.07.2019 N 5526-РЛ, от 30.07.2019 N 5391-РЛ ООО УК "ДОМА МОСКВЫ" отказано во включении многоквартирных домов в реестр лицензий.
Таким образом, решения о выборе ООО УК "ДОМА МОСКВЫ" управляющей организацией в многоквартирных домах не реализованы.
В соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Жилищным кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 указанной статьи, но не более одного года.
Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616).
Согласно имеющейся в Управлении информации Управа распоряжениями от 18.09.2019 N 101р-07, 102р-07, 103р-07, 104р-07, 105р-07, 106р-07 определила в качестве управляющей организации в отношении многоквартирных домов ГБУ "Жилищник района Преображенское" сроком на 1 год. Указанные распоряжения Управы являются действующими.
Распоряжением от 07.10.2019 N 5987-РЛ, N 5989-РЛ Мосжилинспекция внесла сведения в реестр лицензий города Москвы об управлении многоквартирными домами управляющей организацией ГБУ "Жилищник района Преображенское".
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1616 осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 указанной статьи и части 5 статьи 200 Жилищного кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Пунктом 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75), установлено, конкурс проводится в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано.
Таким образом, Управа в порядке, предусмотренном Правилами N 75, обязана провести открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления данными многоквартирными домами.
С учетом территориального расположения многоквартирных домов уполномоченным на проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации данными многоквартирными домами, является Управа района Преображенское города Москвы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.
Предоставление конкретному хозяйствующему субъекту (в данном случае\x{2028} ГБУ "Жилищник района Преображенское") на неконкурентной основе возможности осуществления деятельности, целью которой является извлечение прибыли, влияет на конкуренцию на соответствующем товарном рынке, поскольку получение в управление многоквартирного дома без участия в конкурентной борьбе является преимуществом для хозяйствующего субъекта, позволяющем ему получить больше прибыли вне зависимости от его конкурентной способности, а также создает для него возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, в бездействии Управы, выразившемся в непроведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с изложенным Управление на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции
ПРЕДУПРЕЖДАЕТ
о необходимости прекращения указанного бездействия путем проведения открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 32; г. Москва, ул. Суворовская; д. 33, г. Москва, ул. Суворовская, д. 2/1, корпус 1; г. Москва, ул. Буженинова, д. 26/6; г. Москва, ул. Преображенский Вал, д. 26; г. Москва, ул. Девятая Рота, д. 2, корпус 1 в течение пятидесяти календарных дней с даты получения настоящего предупреждения (в течение 10 дней разместить извещения о проведении конкурсов, в течение 40 дней с даты размещения извещений провести открытые конкурсы).
О выполнении предупреждения Управе необходимо уведомить Московское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий подтверждающих документов, а именно: протоколов, составленных в результате проведения конкурсов.
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководитель А.Э. Ханян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 июля 2019 г. (ключевые темы: многоквартирный дом - открытый конкурс - защита конкуренции - управляющая компания - нарушение антимонопольного законодательства)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.01.2020