Резолютивная часть оглашена 13.01.2020 года
Полный текст решения изготовлен 23.01.2020 года г. Краснодар
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Войченко Е.Г. - заместитель руководитель управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи;
Члены Комиссии:
Найденова С.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;
Коробкина О.Р. - главный специалист - эксперт отдела контроля в ТЭК и связи,
рассмотрев дело N023/01/10-1689/2019 по признакам нарушения МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство города Туапсе" (352800, Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Привокзальный Тупик) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в отсутствие надлежащим образом уведомленного ООО "Коммунальная энерго-сервисная компания",
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России из Туапсинской межрайонной прокуратуры письмом от 06.06.2019 N7р-2019 (вх. от 14.06.2019 N6314) поступило обращение ООО "Коммунальная энерго-сервисная компания" (далее - Заявитель) на действия МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство города Туапсе", связанные с введением режима ограничения по приему сточных вод на Объект Заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О естественных монополиях" МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство города Туапсе" осуществляет деятельность в условиях естественной монополии (водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры), в связи с этим на него распространяются запреты, предусмотренные ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство города Туапсе" занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в границах эксплуатируемых сетей на территории МО г. Таупсе, с долей равной 100%.
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 13.09.2019 N207 в отношении МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство города Туапсе" возбуждено дело N023/01/10-1689/2019 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "Коммунальная энерго-сервисная компания" путем введения режима ограничения приема сточных вод на Объект ООО "Коммунальная энерго-сервисная компания", в нарушение Правил N644, Закона N416-ФЗ.
Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 27.09.2019 N24561/6 назначена дата рассмотрения дела N023/01/10-1689/2019.
В ходе рассмотрения дела N023/01/10-1689/2019, с учетом представленных пояснений и документов сторонами по делу N023/01/10-1689/2019, Комиссией установлено следующее.
В Краснодарское УФАС России из Туапсинской межрайонной прокуратуры письмом от 06.06.2019 N7р-2019 (вх. от 14.06.2019 N6314) поступило обращение ООО "Коммунальная энерго-сервисная компания" (далее - Заявитель) на действия МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство города Туапсе", связанные с введением режима ограничения по приему сточных вод на Объект Заявителя.
Между ООО "Коммунальная энерго-сервисная компания" и МУП "ЖКХ города Туапсе" заключен договор водоотведения N2002.
По настоящему договору организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием производственных сточных вод абонента в напорную систему водоотведения и обеспечивать их очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре.
03.04.2019 от МУП "ЖКХ города Туапсе" в адрес ООО "Коммунальная энерго-сервисная компания" поступило уведомление от 27.03.2019 N812 о приостановке услуг водоотведения, а также транспортировке воды и сточных вод на Объект МУП "ЖКХ города Туапсе".
В Уведомлении от 27.03.2019 N812 указано, что в соответствии с ч.3 ст.21 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" у ООО "Коммунальная энерго-сервисная компания" перед МУП "ЖКХ города Туапсе" имеется задолженность за оказанные услуги в размере 998 171,80 руб.
Указанную задолженность необходимо погасить в срок до 28.04.2019, в случае непогашения задолженности в указанный срок, предоставление услуг водоотведения, а также транспортировка сточных вод по централизованной системе водоотведения будет приостановлена с 29.04.2019.
Режим прекращения предоставления услуг будет действовать до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения и возобновлено только после полного погашения задолженности и возмещения расходов на введение ограничения /восстановления водоотведения.
При этом, Решением арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 по иску МУП "ЖКХ города Туапсе" к ООО "Коммунальная энерго-сервисная компания" о взыскании задолженности, в удовлетворении заявленных требований отказано (дело NА32-47306/2018).
29.04.2019 МУП "ЖКХ города Туапсе" введен режим ограничения водоотведения на Объект ООО "Коммунальная энерго-сервисная компания".
В соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N644, самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения" - присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) или с нарушением его условий.
Порядок введения ограничения водоснабжения регламентирован Федеральным законом от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Закон N416-ФЗ), нормами Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N644 (далее - Правила N644).
Согласно ч.3 ст.21 Закона N416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:
1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;
2) самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
3) превышения абонентом в три раза и более нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов или лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, совершенного два раза и более в течение одного года с момента первого превышения (далее - неоднократное грубое нарушение нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы);
4) отсутствия у абонента плана снижения сбросов в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, либо неисполнения абонентом плана снижения сбросов;
5) аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей;
6) проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей;
7) проведения планово-предупредительного ремонта;
8) наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более;
9) воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений.
Согласно п.60 Правил N644 перечень лиц, подлежащих уведомлению о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки сточных вод, сроки уведомления о временном прекращении или ограничении, сроки снятия такого прекращения или ограничения определяются в соответствии с положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". Уведомление указанных лиц осуществляется в письменном виде любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации.
Согласно требованиям части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии с пунктом 4 Постановления пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства", арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 закона "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
13.01.2020 ООО "Коммунальная энерго-сервисная компания" письмом от 04.12.2019 исх. N2852 (вх. N314 от 13.01.2020) сообщило об отсутствии ущемления интересов ООО "Коммунальная энерго-сервисная компания" в рассматриваемых действиях МУП "ЖКХ города Туапсе".
На основании вышеизложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России по делу N023/01/10-1689/2019 в действиях МУП "ЖКХ города Туапсе", не установила нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", ввиду отсутствия ущемления интересов ООО "Коммунальная энерго-сервисная компания".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, п.1 ч.1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N023/01/10-1689/2019 ввиду отсутствия нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях МУП "ЖКХ города Туапсе".
Председатель комиссии Е.Г. Войченко
Члены комиссии О.Р. Коробкина
С.А. Найденова
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 января 2020 г. N 023/01/10-1689/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.01.2020