Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 16 января 2020 года и материалы дела N 027/04/14.3-34/2020 об административном правонарушении, в отношении ИП Кузнецова Александра Валерьевича в связи с распространением ненадлежащей рекламы,
в присутствии ИП Кузнецова А.В.,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Хабаровского УФАС России поступило обращение (вх. N 4/14325э от 20.11.2019) о нарушении рекламного законодательства при распространении в электронном справочнике "2ГИС в Хабаровск" рекламы следующего содержания: "О-пицца - лучшая пицца в Хабаровске Реклама ИП Кузнецов А.В. ОГРНИП312272128200013 *Победитель "Премии 2ГИС 2018 г. в номинации "Доставка блюд".
Целью рекламы являются привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом рекламная информация лежит в основе представлений о качестве и назначении товара, об особенностях его использования, условиях приобретения, цене товара, следовательно, особую важность приобретают достоверность рекламы, создание правильного представления об объекте рекламирования.
Согласно ст. 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому, реклама не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе").
В соответствии с Толковым словарем русского языка С.ИМ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.-М.;Азбуковник, 1999) Лучший- хороший;
Лучший - самого высокого качества, самого хорошего свойства.
В рекламе используется словосочетание "Лучшая пицца в Хабаровске", однако отсутствует конкретный критерий, по которому осуществлялось сравнение на продаваемый товар (пиццу), реализуемый иными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность в г. Хабаровске, и который имел бы объективное подтверждение.
Для утверждения о рекламируемом товаре, как имеющем статус "лучший" перед другими товарами, необходимо наличие оснований, позволяющих судить о таком превосходстве. К таким основаниям можно отнести соответствующие критерии, указывающие на содержание преимущества и достоверность проводимого сравнения. Данные критерии в сравнительной рекламе являются существенной информацией для потребителя, умолчание которой влечет искажение смысла рекламы и введение потребителей в заблуждение.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки недостоверности, поскольку в ней отсутствует объективно подтвержденный критерий сравнения, что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Некорректность сравнения выразилась в том, что формируется общая оценка более привлекательных потребительских характеристик товара (пиццы) перед иными участниками рынка (конкурентами).
Употребление в рекламе прилагательного в превосходной степени "лучшая" и отсутствие объективного подтверждения указанной информации, создает неверное представление о том, что пиццерия "О-пицца" находится в более выгодной позиции по сравнению с иными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, тем СА
мым стимулируется интерес потребителей к услугам рекламодателя, поддерживает заинтересованность в них, влияя в целом на продвижение его товара на рынке.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несёт рекламодатель.
Установлено, что рекламодателем является ИП Кузнецов Александр Валерьевич.
Данный факт подтверждается бланком заказа N Б3_35-35-1297579 от 30.08.2019 по оказанию услуг на размещение рекламы в электронном справочнике "2ГИС Хабаровск", заключенным между ООО "2ГИС-Хабаровск" и ИП Кузнецовым А.В., актами выполненных работ N 6082 от 31.10.2019, N 6800 от 30.11.2019, платежным поручением N 989 от 30.08.2019.
В процессе рассмотрения дела ИП Кузнецов А.В. с выявленным нарушением согласился.
На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если
назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3.5 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда
жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административное правонарушение, совершенное ИП Кузнецовым А.В. не входит в перечень административных правонарушений, указанных в ч. 2 ст.4.1.1 КоАП РФ.
ИП Кузнецов А.В. относится к категории микропредприятия в соответствии со сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 13 января 2020 г.
Ранее ИП Кузнецов А.В. по статье 14.3 КоАП к ответственности не привлекался.
Кроме того, в совершенном ИП Кузнецовым А.В. правонарушении отсутствует причинение вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам жи
вотного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) нарoдов Российской Федерации, безопасности государ
ства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.
Учитывая наличие совокупности изложенных выше обстоятельств, руководствуясь частями 1, 2 статьи 3.5, частью 1 статьи 4.1.1, статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
Признать ИП Кузнецова Александра Валерьевича виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16 января 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.01.2020