Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
АО "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - Организатор торгов) <...>;
ООО "Балтийский лес" (далее - Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 27.12.2019 вх. N40029/19) ООО "Балтийский лес" на действия комиссии АО "Морской порт Санкт-Петербург" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку сепарационных пиломатериалов, термообработанных (фумигированных) в соответствии со стандартом ISPM 15: брус березовый 100х100х3000 сорт 1-3 (извещение N 31908563421), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
25 ноября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение
N 31908563421 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку сепарационных пиломатериалов, термообработанных (фумигированных) в соответствии со стандартом ISPM 15: брус березовый 100х100х3000 сорт 1-3 (далее - Закупка), включая документацию о закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, продукции, услуг для собственных нужд АО "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - Положение о закупках), версия 15 от 07.05.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
118 800 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
25.11.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
11.12.2019 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
12.12.2019 (МСК) 17.12.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
198035, г. Санкт-Петербург, Межевой канал, д. 5, литера А-А1 |
2. В жалобе Заявитель оспаривает процедуру оценки заявок участников Закупки, проведенную закупочной комиссией Организатора торгов согласно Итоговому протоколу N 143/3 СБ АСТ от 18.12.2019.
Заявитель указывает на незаконное присвоение положительного рейтинга заявкам участников Закупки ООО "Форестмэн" и ООО "ТЕХНОВУД" по критериям "Наличие лицензии на осуществление работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию в соответствии со стандартом ISPM 15" и "Наличие договоров с лесничествами", полагая, что перечисленные участники Закупки не отвечают условиям для начисления рейтинга по критериям.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N78/210/20 от 09.01.2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также при предъявлении к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "Морской порт Санкт-Петербург" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно п. 18 раздела II Документации оценка Заявок на участие в Конкурсе проводится согласно порядку, установленному разделом III.D.1.13 настоящей Документации о Конкурсе.
В соответствии с п. 18.4 раздела II Документации одним из критериев оценки является наличие лицензии на осуществление работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию в соответствии со стандартом ISPM 15.
Согласно приведенной таблице N3 рейтинг в 100 баллов по критерию присваивается в случае наличия лицензии на осуществление работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию в соответствии со стандартом ISPM 15.
Подпунктом 2 п. 17 раздела II Документации определено, что для получения рейтинга по критерию в составе заявки необходимо представить копию заключения, выданного Министерством сельского хозяйства РФ (Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору) об обследовании сушильного оборудования и технологического процесса предприятия, проводящего работы по обеззараживанию древесной тары в соответствии с международным стандартом ISPM 15 "Руководство по регулированию древесных упаковочных материалов в международной торговле" или лицензии на осуществление работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию.
Следуя п. 18.4 раздела II Документации, критерием оценки также является наличие договоров с лесозаготовителями и лесные декларации.
В приведенной таблице N8 указано, что рейтинг в 100 баллов по критерию присваивается в случае наличия договоров с лесничествами.
Подпунктом 4 п. 17 раздела II Документации определено, что для получения рейтинга по критерию в составе заявки необходимо представить копии договоров с лесозаготовителями и лесные декларации, в которых будет прописан объем березы к заготовке, не менее, чем: =1,5*максимальный объем поставки (от Участника из заявки).
Согласно Протоколу рассмотрения заявок N 143/2 СБ АСТ от 17.12.2019 к участию в Закупке допущено 9 заявок, в том числе заявки ООО "Форестмэн" и ООО "ТЕХНОВУД".
Итоговым протоколом N 143/3 СБ АСТ от 18.12.2019 зафиксировано, что комиссия Организатора торгов провела оценку и сопоставление заявок, при этом заявке ООО "Форестмэн" присвоено 100 баллов по критерию "Наличие лицензии на осуществление работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию в соответствии со стандартом ISPM 15", а участнику ООО "ТЕХНОВУД" - 100 баллов по критерию "Наличие договоров с лесничествами".
Представители Организатора торгов в возражениях на жалобу Заявителя пояснили, что участник ООО "Форестмэн" в письме о подаче заявки указал, что соответствует критерию "Наличие лицензии на осуществление работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию в соответствии со стандартом ISPM 15" и в качестве подтверждения предоставил заключение о результатах фитосанитарного обследования подкарантинного объекта (сушильного оборудования), выданное Министерством сельского хозяйства РФ (Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору), а также акт камерной сушки материалов, договора на услуги сушки пиломатериалов и на проведение экспертизы, исследования и обследования в областях ветеринарии на продукцию растительного происхождения.
Также представители Организатора торгов указали, что участник ООО "ТЕХНОВУД" в письме о подаче заявки указал, что соответствует критерию "Наличие договоров с лесозаготовителями" и в качестве подтверждения предоставил договор на покупку лесоматериалов у поставщика, который в свою очередь закупает лес у лесозаготовителя, а также представил соответствующие лесные декларации.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по результатам изучения состава заявок участников Закупки также установила, что проведенная согласно Итоговому протоколу N 143/3 СБ АСТ от 18.12.2019 процедура оценки и сопоставления заявок осуществлена в соответствии с условиями Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России довод жалобы Заявителя необоснованным и по данному доводу не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений, допущенных при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 27.12.2019 вх. N40029/19) ООО "Балтийский лес" на действия комиссии АО "Морской порт Санкт-Петербург" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку сепарационных пиломатериалов, термообработанных (фумигированных) в соответствии со стандартом ISPM 15: брус березовый 100х100х3000 сорт 1-3 (извещение N 31908563421), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях организатора торгов АО "Морской порт Санкт-Петербург" и его закупочной комиссии при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 27.12.2019 вх. N40029/19) ООО "Балтийский лес" на действия комиссии АО "Морской порт Санкт-Петербург" (ИНН 7805025346, ОГРН 1027802712585) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку сепарационных пиломатериалов, термообработанных (фумигированных) в соответствии со стандартом ISPM 15: брус березовый 100х100х3000 сорт 1-3 (извещение N 31908563421) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 января 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.01.2020