Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>
у с т а н о в и л:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) обратилось ГБУ РС(Я) "Усть-Майская центральная районная больница" (далее также - ГБУ РС(Я) "Усть-Майская ЦРБ") о нарушении АО "Теплоэнергосервис" антимонопольного законодательства путем установления монопольно высокой цены на оказание услуг по передаче теплоэнергоресурсов к объекту: "ГБУ РС(Я) "Усть-Майская ЦРБ" (Туберкулезная служба)"
По результатам рассмотрения сведений и документов, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) установлено, в том числе следующее.
Между АО "Теплоэнергосервис" и ГБУ РС(Я) "Усть-Майская ЦРБ" был заключен договор N00042 на поставку теплоснабжения.
04.07.2019 г. (исх. N564) филиал АО "Теплоэнергосервис" направил в адрес ГБУ РС(Я) "Усть-Майская ЦРБ" письмо о заключении дополнительного соглашения к вышеуказанному договору, где тарифы на поставку теплоэнергоресурсов увеличены с 4115,14 руб. до 22410,00 руб., более чем в 5 раз. В качестве основания увеличения тарифов АО "Теплоэнергосервис" указал пункт 3 части 2.1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении":
" 2.1.Соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:
3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей",
а также пункт 5 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (ред. от 26.04.2019) "О ценообразовании в сфере теплоснабжения":
5. Цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, не предусмотренные пунктом 4 настоящего документа, определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат. К нерегулируемым ценам в сфере теплоснабжения в том числе относятся:
" а) цены на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, продажа которых осуществляется по долгосрочным (на срок более 1 года) договорам теплоснабжения, заключенным потребителями тепловой энергии и теплоснабжающими организациями в целях обеспечения потребления тепловой энергии объектами, введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.;
б) цены на тепловую энергию (мощность) при наличии договоров теплоснабжения, заключенных с потребителями на срок более 12 месяцев в объеме, соответствующем величине мощности источника тепловой энергии, на которую мощность источника была увеличена по согласованию с органом регулирования не за счет тарифов в сфере теплоснабжения, платы за подключение к системе теплоснабжения или средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
в) цены на услуги по передаче тепловой энергии при наличии договоров теплоснабжения, заключенных с потребителями на срок более 12 месяцев, оказываемые в пределах величины мощности тепловой сети, на которую мощность тепловой сети была увеличена по согласованию с органом регулирования не за счет тарифов в сфере теплоснабжения, платы за подключение к системе теплоснабжения или средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
г) цены на услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии по договору теплоснабжения для категорий потребителей, предусмотренных частью 3 статьи 16 Федерального закона "О теплоснабжении" и не относящихся к отдельным категориям социально значимых потребителей;
д) цены в системе теплоснабжения, в отношении которой отменено регулирование цен (тарифов) в порядке, установленном Федеральным законом "О теплоснабжении", настоящим документом и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Правила регулирования цен (тарифов))".
В ответ на данное письмо ГБУ РС(Я) "Усть-Майская ЦРБ" сообщило о невозможности заключения дополнительного соглашения, так как требуется заключение соглашения с Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) об изменении размера субсидии, выделяемой для исполнения государственного задания больницы и плана финансово-хозяйственной деятельности. Также больница просила предоставить калькуляцию расходов для обоснования тарифа со ссылками на правовые основания.
АО "Теплоэнергосервис" в исх. от 02.08.2019 N3054 приложило калькуляцию и указало на то, что Постановление Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) N158 от 14.12.2018 г. устанавливает долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО "Теплоэнергосервис" потребителям Республики Саха (Якутия) на 2019-2023 годы за исключением потребителей (в том числе ГБУ РС(Я) "Усть-Майская ЦРБ"), теплопотребляющие установки которых технологически соединены с источником тепловой энергии АО "Теплоэнергосервис" непосредственно или через тепловую сеть. Такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения, и к тепловым сетям потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.
АО "Теплоэнергосервис" указал, что в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении", а также пунктом 5(5) Основ ценообразования N1075 (далее - Основы ценообразования N1075) с 1 января 2018 года цены на виды товаров в сфере теплоснабжения, которые соответствуют критериям, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами, не подлежат государственному регулированию и должны определяться по соглашению сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Материалами дела установлено, что конкуренты филиала АО "Теплоэнергосервис" Плюс" на рассматриваемом товарном рынке в пределах географических границ деятельности заявителя (Усть-Майской центральной районной больницы) отсутствуют.
Доминирование АО "Теплоэнергосервис" на данном товарном рынке очевидно.
Анализ материалов дела, в том числе калькуляции расходов для обоснования тарифа на теплоэнергоресурсы, свидетельствуют о наличии в действиях АО "Теплоэнергосервис" после отмены государственного ценового регулирования, выразившихся в резком повышении (в более чем 5 раз) цены товара, на который имеется спрос, признаков злоупотребления доминирующим положением, а именно: нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 декабря 2019 г. N51 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО "Теплоэнергосервис" (677001, РФ, Республика Саха (Якутия), г.Якутск, пер. Энергетиков, д. 1 "А") пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции". Руководствуясь частью 14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
о п р е д е л и л:
1. Назначить дело N014/01/10-3519/2019 к рассмотрению на 22 января 2020 года в 15 часов 00 минут по адресу г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 205, тел. 500-567 (доб.116), факс 42-80-46.
2. Привлечь к участию в деле в качестве заявителя ГБУ РС(Я) "Усть-Майская центральная районная больница".
Явка представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При невозможности явки уведомить антимонопольный орган в письменной форме не позднее времени рассмотрения настоящего дела.
2.1. ГБУ РС(Я) "Усть-Майская центральная районная больница" до начала рассмотрения представить следующие сведения (документы):
- пояснения (дополнения) касательно вышеуказанных обстоятельств в настоящем определении (при необходимости).
3. Привлечь к участию в деле в качестве ответчика АО "Теплоэнергосервис". Явка представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При невозможности явки уведомить антимонопольный орган в письменной форме не позднее времени рассмотрения настоящего дела.
3.1. АО "Теплоэнергосервис" до начала рассмотрения представить следующие сведения (документы):
- пояснения (дополнения) касательно направления в адрес ГБУ РС(Я) "Усть-Майская центральная районная больница" Дополнительного соглашения к Договору теплоснабжения N 00042, в соответствии с которым тариф на услуги теплоснабжения в 2019 году предполагается повысить в более чем в 5 раз.
Председатель Комиссии <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 декабря 2019 г. N 014/01/10-3519/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.12.2019