по результатам рассмотрения жалобы ОАО НПО "Родина" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
09.01.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
председателя Комиссии - <...>
членов комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
представители ОАО НПО "Родина" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ОАО НПО "Родина" от 27.12.2019 N 4042/7 (вх. от 27.12.2019 N 231382/19) на действие (бездействие) заказчика ПАО "Корпорация "Иркут" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение опытно - конструкторских работ на разработку и поставку электрогидравлических рулевых приводов основных поверхностей управления для перспективного пассажирского самолета нового поколения - МС - 21 (извещение N 31907998466), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ОАО НПО "Родина" (далее - Заявитель) от 27.12.2019 N 4042/7 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Корпорация "Иркут" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение опытно - конструкторских работ на разработку и поставку электрогидравлических рулевых приводов основных поверхностей управления для перспективного пассажирского самолета нового поколения - МС - 21 (извещение N 31907998466) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым положением о закупочной деятельности ПАО "ОАК", утвержденным Советом директоров ПАО "ОАК" (протокол от 21.12.2018 N 212) (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 17.06.2019;
Дата окончания подачи заявок - 04.10.2019;
Дата рассмотрения заявок - 16.10.2019;
Дата подведения итогов Конкурса - 16.10.2019;
На участие в Конкурсе подано 2 заявки, допущена к участию в Конкурсе и признана соответствующей 1 заявка.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение о допуске заявки АО "ПМЗ "Восход" к участию в Конкурсе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные пунктом 1 частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение о допуске заявки АО "ПМЗ "Восход" к участию в Конкурсе, поскольку, согласно сведениям из протокола рассмотрения заявок, оценки и сопоставления предложений участников б/д N 1811_2 (далее - Протокол), составленного в ходе проведения Конкурса, таким участником представлено ценовое предложение превышающее начальную (максимальную) цену договора.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Согласно пункту 4.9.2 Документации: "Сведения о НМЦ в п. 9 Информационной карты указываются одним из двух способов:
начальная (максимальная) цена договора;
в случае проведения закупки с целью заключения договора с единичными расценками без фиксированного объема продукции, один из следующих вариантов:
формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате Заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора;
НМЦед или сумма НМЦед и максимальное значение цены договора".
В соответствии с пунктом 9 Информационной карты Документации установлено, что максимальное значение цены договора составляет: 6 773 205 998,16 рублей с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства, при этом установлены значения начальных (максимальных) цен единиц:
прототип Комплекта 55 765 495,08 рублей;
ОКР по разработке Комплекта 269 103 859,14 рублей;
серийный Комплект 32 741 605,94 рублей.
Кроме того, в соответствии с пунктами 2, 3 таблицы "Порядок оценки и сопоставления заявок" Приложения N 2 к Информационной карте Документации установлено: "Договор по результатам проведения процедуры закупки заключается по предельной цене, равной максимальному значению цены договора, установленной в п. 9 Информационной карты. Максимальное значение цены договора не подлежит изменению в ходе проведения процедуры закупки. Предложение участника закупки в отношении предельной цены договора (максимального значения цены договора), при наличии такого предложения, не принимаются заказчиком и не учитываются им ни на каком этапе проведения закупки".
Также на заседании Комиссии ФАС России установлено, что форма "Письмо о подаче заявки" не содержит требований об указании в заявке максимального значения цены договора (6 773 205 998,16 рублей).
В соответствии с Протоколом заявка АО "ПМЗ "Восход" признана соответствующей требованиям Документации, а также указано, что таким участником предложена цена договора - 6 773 205 998,16 руб. без учета НДС.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявки участников Конкурса и сообщил, что заявка АО "ПМЗ "Восход" соответствует требованиям Документации, в том числе в части требований к ценовым предложениям заявки на участие в Конкурсе, поскольку значения ценовых предложений единиц услуг (прототип, ОКР, серийный Комплект) не превышают значения соответствующих начальных (максимальных) цен единиц, установленных в Документации. Также представитель Заказчика сообщил, что указание в Протоколе на отсутствие НДС в цене договора, заключаемого по результатам Конкурса, является не корректным.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, свидетельствующих о несоответствии заявки АО "ПМЗ "Восход" требованиям Документации.
Учитывая изложенное, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, действия Заказчика, ненадлежащим образом указавшего в Протоколе сведения о цене предложения АО "ПМЗ "Восход", нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Конкурса, поскольку в силу пунктов 2, 3 таблицы "Порядок оценки и сопоставления заявок" Приложения N 2 к Информационной карте Документации договор по результатам Конкурса заключается по цене, указанной в Документации.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ОАО НПО "Родина" (ИНН: 7703016310; ОГРН: 1027739004424) от 27.12.2019 N 4042/7 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Корпорация "Иркут" (ИНН: 3807002509, ОГРН: 1023801428111) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение опытно-конструкторских работ на разработку и поставку электрогидравлических рулевых приводов основных поверхностей управления для перспективного пассажирского самолета нового поколения - МС - 21 (извещение N 31907998466) необоснованной.
Признать ПАО "Корпорация "Иркут" нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Конкурса.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 января 2020 г. N 223-ФЗ-2/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.01.2020