Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Г.В., рассмотрев протокол N 250 от 15.05.2019 года и материалы дела об административном правонарушении N 026/04/14.31-288/2019, решение по делу N 37 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (ул. Доваторцев, 42 а, г. Ставрополь, 355037, ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814),
УСТАНОВИЛ:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю было возбуждено дело N 37 в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (ул. Доваторцев, 42 а, г. Ставрополь, 355037, ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженных в ограничении поставки газа для ООО "ТЕХНО-Сервис", приведших к прекращению поставки тепловой энергии для добросовестных плательщиков - абонентов.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю были рассмотрены жалобы ООО "ТЕХНО-Сервис" и ОАО Пятигорский завод "Импульс" на действия ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь", выразившиеся в нарушении процедуры введения ограничения поставки газа, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 N 1245 (ред. от 26.07.2018) "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа").
Правоотношения по поставке газа между ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" и ООО "ТЕХНО-Сервис" урегулированы договором поставки от 31.08.2017 N 32-1-0707/18.
О планируемом ограничении поставки газа с 13.09.2018 на 100% ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в адрес ООО "ТЕХНО-Сервис" было направлено уведомление от 22.08.2018 N 847/п, а также телеграмма от 23.08.2018. Письмами от 11.09.2018 N877/п, от 11.09.2018 N878/п ООО "ТЕХНО-Сервис" уведомлено о переносе ограничения поставки газа на 14.09.2018.
В соответствии с пунктом 10 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.
Пункт 11 указанных Правил предусматривает, что потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:
а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;
в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.
Материалами дела установлено, что со стороны ООО "ТЕХНО-Сервис" не были предприняты действия, предусмотренные пунктом 11 Правил, однако пунктом 13 предусмотрено, что в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что у ООО "ТЕХНО-Сервис" имелись добросовестные плательщики - абоненты, не имеющие задолженности, в число которых входят ОАО Пятигорский завод "Импульс", а также наличие подтвержденного факта фактически оплаченных ООО "ТЕХНО-Сервис" поставленных объемов газа в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения, что, в свою очередь, в силу пункта 13 Правил, является основанием для ограничения поставки газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа. В тоже время ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь", в нарушение пункта 13 Правил произвел 100% ограничение поставки газа ООО "ТЕХНО-Сервис".
Действия ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" по ограничению поставки газа для ООО "ТЕХНО-Сервис", приведшие к прекращению поставки тепловой энергии для добросовестных плательщиков - абонентов, не имеющих задолженности, содержат признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, необходимо провести анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке с целью выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. В данном случае проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по поставке газа ООО "ТЕХНО-Сервис" (далее - анализ).
Анализ был проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N18026 (далее - Порядок проведения анализа).
ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (продавец) является единственной организацией на территории Ставропольского края, осуществляющей поставку природного сетевого газа.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
На территории Ставропольского края в 2017-2018 годах доминирующее положение на рынке поставки природного газа с долей 100% занимало ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):
- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В действиях ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (ул. Доваторцев, 42 а, г. Ставрополь, 355037, ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) по ограничению поставки газа для ООО "ТЕХНО-Сервис", приведшее к прекращению поставки тепловой энергии для добросовестных плательщиков - абонентов, не имеющих задолженности имеет место нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением от 15.04.2019 по делу N 37 ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" было признано нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального Закона N135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции".
Факт нарушения со стороны ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135 -ФЗ "О защите конкуренции" подтверждается решением и материалами дела. Решение по делу N 37 приобщено к материалам настоящего дела.
Согласно пункту 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (часть первая введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Действия ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (ул. Доваторцев, 42 а, г. Ставрополь, 355037, ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) указывают на наличие события и признака состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" уведомлен должным образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. На рассмотрение дела прибыл представитель ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" по доверенности Шишов Владимир Сергеевич. Представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
В отношении ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" 15.05.2019 года был составлен Протокол N 250 об административном правонарушении.
При проведении административного расследования ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" были представлены письменные пояснения по факту возбужденного административного дела, в которых нарушение не было признано, что также поддержано представителем ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" на рассмотрении дела.
Время совершения административного правонарушения - 15.04.2019 вступление в силу решения комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства согласно пункту 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункту 10.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".
Местом совершения административного правонарушения является - г. Пятигорск.
Событие административного правонарушения, административная ответственность, за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, установлено решением комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 15.04.2019 года по делу N 37.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Поддержка свободной добросовестной конкуренции в целях обеспечения эффективного функционирования товарных рынков является одной из основных задач государства, закрепленной в ст. 8 Конституции РФ.
Исходя из смысла положений ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ доминирующее положение хозяйствующего субъекта или их группы на товарном рынке характеризуется наличием у них возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Объективная сторона: действия ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" выразившееся злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке.
Субъект правонарушения: ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (ул. Доваторцев, 42 а, г. Ставрополь, 355037, ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814).
Субъективная сторона: правонарушение совершено умышленно. Лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своих действий, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Указанные объяснения приняты во внимание при рассмотрении настоящего дела, и при оценке их в совокупности с другими доказательствами, а именно:
- решением комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 15.04.2019 по делу N 37;
- протоколом об административном правонарушении N 250 от 15.05.2019;
должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что факт злоупотребления доминирующим положением ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (ул. Доваторцев, 42 а, г. Ставрополь, 355037, ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) выразился в ограничении поставки газа для ООО "ТЕХНО-Сервис", приведшее к прекращению поставки тепловой энергии для добросовестных плательщиков - абонентов, не имеющих задолженности.
Статья 2.9 КоАП РФ определяет условия, при которых правонарушение может быть признано малозначительным. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Рассматриваемое правонарушение не может носить малозначительного характера, поскольку действия, совершенные ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь", привели к ущемлению интересов других лиц.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения не установлено. В силу п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, поэтому определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, при этом применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Статья 14.31 КоАП РФ определяет меру публично-правовой ответственности за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. При этом, состав административного правонарушения предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ не содержит в себе обязательных условий причинения материального ущерба и является формальным по своей сути.
В соответствии с требованием ст. 4.1 КоАП РФ при вынесении постановления исследованы и учтены все обстоятельства отягчающие и смягчающие ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Санкция части 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает размер административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей, примененного в соответствии с приложением к ст. 14.31 КоАП РФ.
Следовательно, размер штрафа определяется как сумма минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, с учетом примененных отсутствия смягчающих обстоятельств, определенных ч. 1 статьи 4.2 КоАП РФ, что равно 650 000 рублей.
Руководствуясь статьями 2.1, 3.5, 4.1, 14.31, 23.48, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (ул. Доваторцев, 42 а, г. Ставрополь, 355037, ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) виновным в нарушении части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выразившиеся в ограничении поставки газа для ООО "ТЕХНО-Сервис", приведшее к прекращению поставки тепловой энергии для добросовестных плательщиков - абонентов, не имеющих задолженности.
2. Назначить ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (ул. Доваторцев, 42 а, г. Ставрополь, 355037, ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) административное наказание в виде штрафа в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Сумма штрафа, уплаченного за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляется по следующим реквизитам:
"Получатель" УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, отделение Ставрополь г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000, Код доходов бюджета 161 1 16 02010 01 6000 140, назначение платежа: Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 026/04/14.31-288/2019, УИН 16100500000000112820.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8/8652/ 35-51-19).
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2-х лет со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд Ставропольского края в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 июня 2019 г. N 026/04/14.31-288/2019 (ключевые темы: поставка газа - товарный рынок - защита конкуренции - антимонопольный орган - тепловая энергия)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.06.2019