Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председателя Комиссии: <_>, руководителя
Челябинского УФАС России;
членов Комиссии: <_>, начальника отдела контроля
торгов и органов власти
Челябинского УФАС России;
<_>, главного специалиста-эксперта
отдела антимонопольного контроля
Челябинского УФАС России,
рассмотрев дело N 074/05/5-2603/2019, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью Торговая компания "Урал" (далее - ООО ТК "Урал") по факту распространении рекламы общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в системе "Яндекс.Директ" с признаками нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителя ООО ТК "Урал" - <_> по доверенности от 09.01.2020,
в отсутствии представителя ООО "Копейский кирпичный завод", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего о рассмотрении дела в отсутствие его представителя,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Копейский кирпичный завод" (далее - Заявитель) о ненадлежащей рекламе строительной торговой компании "Рост" (ООО ТК "Урал"), распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при выдаче гиперссылки на Интернет-ресурс likolor74.com в поисковой системе "Яндекс".
Из представленного с обращением скрин-шота усматривается, что при запросе сведений "Лучший кирпич на Урале" в поисковой системе "Яндекс" получен результат поиска: "Лучший облицовочный кирпич Урала / likolor74.com. Premium - кирпич с пожизненной гарантией на цвет. Цена облицовочного - от 8.6 р /шт Контактная информация+7 (351) 700-07-12 пн-пт 8:30-17:30 Челябинск" с пометкой "реклама".
Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен поиск сведений "лучший кирпич на Урале" в поисковой системе "Яндекс", о чем составлен акт осмотра N 110-2019 от 11.10.2019.
В результате осмотра получен результат поиска "Лучший облицовочный кирпич Урала / likolor74.com. Premium - кирпич с пожизненной гарантией на цвет. Цена облицовочного - от 8.6 р /шт Контактная информация+7 (351) 700-07-12 пн-пт 8:30-17:30 Челябинск" с пометкой "реклама".
ООО "Яндекс" в письме вх. N 17456 от 04.12.2019 по запросу Челябинского УФАС России указало, что в сервисе "Яндекс.Директ" размещалось рекламное объявление с текстом "Лучший облицовочный кирпич Урала - Кирпич с гарантией на цвет / Premium кирпич с пожизненной гарантией на цвет. Цена облицовочного - от 8.6 р/шт /likolor74.com". Реклама размещена в рамках договора, заключённого между Яндексом и ООО ТК "Урал" (ОГРН 1167456104177. ИНН 7448194760, адрес: 454030. г. Челябинск, ул. профессора Благих, д. 81, кв. 13, телефон +7 908 580-00-68, адрес электронной почты rost-rost-reklama@yandex.ru) на условиях Оферты на оказание услуг "Яндекс.Директ". опубликованной в сети Интернет по адресу https://yandex.ru/legal/oferta_direct/. Договор между Яндексом и рекламодателем был заключён посредством акцепта рекламодателем Оферты в порядке, предусмотренном разделом 7 Оферты.
ООО ТК "Урал" в письменных пояснениях вх. N 188 от 10.01.2020 указало, что признает факт нарушения рекламного законодательства. Однако, по мнению ООО ТК "Урал", ООО "Яндекс", автотаргетинг системы Яндекс.Директ и автоматическая модерация изначально не должны были предлагать размещать подобные рекламные объявления. В настоящее время нарушение устранено, в рекламу внесены изменения и Заявитель -ООО "Копейский кирпичный завод" не имеет каких-либо претензий в обществу.
Рассмотрев материалы дела, заслушав ООО ТК "Урал", Комиссия приходит к следующим выводам.
В поисковой системе "Яндекс" с использованием сервиса показа рекламных объявлений "Яндекс.Директ" размещена реклама "Лучший облицовочный кирпич Урала / likolor74.com. Premium - кирпич с пожизненной гарантией на цвет. Цена облицовочного - от 8.6 р /шт Контактная информация+7 (351) 700-07-12 пн-пт 8:30-17:30 Челябинск" с пометкой "реклама".
Факт размещения рекламы подтверждается скрин-шотами, представленными Заявителем, а также актом осмотра N 110-2019 от 11.10.2019, составленным специалистами Челябинского УФАС России.
ФАС России в письме от 25.09.2019 N АК/83509/19 "О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указало, что когда на странице результатов поисковой выдачи, помимо результатов поиска, также размещается информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди иных товаров (например, всплывающий баннер, информация с пометкой "реклама", размещенная посредством системы размещения контекстной рекламы), такая информация является рекламой.
Согласно Правил показа рекламных объявлений системы "Яндекс.Директ", размещенных по ссылке https://yandex.ru/legal/direct_display_rules/ показ рекламных объявлений (далее по тексту также - "объявления") на рекламных местах может сопровождаться пометкой: "Яндекс.Директ", "Директ", "реклама", "\x{20bd}" или "Р".
В рекламе ООО ТК "Урал", размещенной в поисковой системе "Яндекс" с использованием сервиса показа рекламных объявлений "Яндекс.Директ" присутствует словосочетание "Лучший облицовочный кирпич Урала" с использованием сравнительной характеристики путем употребления слова "Лучший" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Здесь же имеется пометка "реклама".
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Данная норма вводит ограничительные требования к рекламе, в которой делаются сравнения. Из данного положения вытекает, что допускается сравнительная реклама, носящая правдивый характер. Сравнение может носить характер позитивный (когда свой продукт так же хорош, как и чужой) и негативный (когда свой товар превозносится по сравнению с конкурирующим продуктом).
В пункте 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" указано, что использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
Документов, подтверждающих достоверность присутствующих в рекламе сведений "Лучший облицовочный кирпич Урала" (результаты маркетинговых исследований, заключение патентного поверенного и пр.) от ООО ТК "Урал" не поступило, у Челябинского УФАС России не имеется.
Поскольку отсутствует документальное подтверждение того, что предлагаемый ООО ТК "Урал" товар, в данном случае "кирпич" является лучшим облицовочным кирпичом Урала, а также в рекламе не указан критерий по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение, реклама со сведениями "Лучший облицовочный кирпич Урала..", размещенная в сервисе "Яндекс.Директ" с пометкой "реклама" нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рекламы надлежит признать ООО ТК "Урал", заключившего договор (оферта) с ООО "Яндекс" на ее размещение и определившего объект рекламирования.
Доводы ООО ТК "Урал" о том, что ООО "Яндекс" должно было осуществлять контроль и не допускать размещение рекламы, не соответствующей требований рекламного законодательства, Комиссией не принимаются по следующим основаниям.
Согласно Правил показа рекламных объявлений системы "Яндекс.Директ", объявления могут быть показаны в том числе Рекламных местах:
2.1. на страницах результатов поиска сервиса Яндекс.Поиск (http://www.yandex.xx/);
2.5. на страницах результатов поиска по объявлениям (https://yandex.xx/search/ads) Яндекс.Директа - все объявления, для которых установлено рекламодателями в качестве критерия показа соответствующее ключевое слово/фраза;
2.6. на страницах результатов поиска на ресурсах партнеров Яндекса* и т.д.
При отборе объявлений для показа на Рекламных местах, указанных в п. 2.1, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Правил, учитывается ключевая фраза/слово/поисковый запрос (в случае применения Рекламодателем дополнительной функциональности "Автотаргетинг").
В силу пункта 3.3. Оферты на оказание услуг "Яндекс.Директ" рекламодатель (представитель Рекламодателя) самостоятельно осуществляет подготовку и редактирование Рекламной кампании, в том числе составление/изменение Рекламных объявлений, подбор ключевых слов, в соответствии с установленной формой в подразделе "Создать кампанию" сайта Яндекс.Директ или соответствующей прикладной программы (в том числе для мобильных устройств) с учетом всех требований, определенных Офертой, если иное не согласовано Сторонами дополнительно. Рекламодатель самостоятельно и в полном объеме несет предусмотренную законодательством ответственность как лицо, осуществившее с использованием предоставленных системой Яндекс.Директ возможностей приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, и гарантирует соответствие составленных и предоставленных им для размещения Яндексом Рекламных объявлений всем требованиям действующего законодательства.
Из пояснений представителя ООО ТК "Урал" на заседании Комиссии и материалов дела усматривается, что ключевая фраза/слово/поисковый запрос со словосочетанием "лучший кирпич", а также содержание рекламного объявления со словосочетанием "лучший кирпич" были определены ООО ТК "Урал", в связи с этим Комиссия считает вину общества в нарушении рекламного законодательства установленной.
Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Специалистами Челябинского УФАС России установлено, что по состоянию на 14.01.2020 ООО ТК "Урал" внесло изменения в рекламу, слово "лучший" исключено и не используется, что подтверждается скрин-шотом.
В связи с изложенным, оснований для выдачи предписания у Челябинского УФАС России не имеется.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, размещенную в октябре 2019 года в поисковой системе "Яндекс" посредством сервиса "Яндекс.Директ" рекламу ООО ТК "Урал" со сведениям: "Лучший облицовочный кирпич Урала / likolor74.com. Premium - кирпич с пожизненной гарантией на цвет. Цена облицовочного - от 8.6 р /шт Контактная информация+7 (351) 700-07-12 пн-пт 8:30-17:30 Челябинск", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО ТК "Урал" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО ТК "Урал" и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 января 2020 г. N 074/05/5-2603/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.01.2020